Анализ лексики разговорной речи

  - Характер разговорной лексики: нейтральные слова, слова «высокого» стиля, сниженная лексика, просторечная лексика, ненормативная лексика и т.п.; - использование экспрессивной лексики; ее характер (с повышением экспрессивности, без повышения экспрессивности); - наличие фамильярной, бранной лексики, жаргонизмов и т.п. Оправданность их употребления автором; - вывод об образе автора (говорящего).
   
  Когда мы говорим о разговорной лексике, то имеем в виду не сниженность слова в собственном смысле, а лишь известную свободу и непринужденность выражения, которые могут сопровождаться (или не сопровождаться) повышением экспрессивности. Так, мы говорим метро вместо метрополитен, электричка вместо электропоезд, папа вместо отец, двушка вместо двухкопеечнаямонета и т.п. В процессе говорения человек стремится выразить свои эмоции, придать речи живость и выразительность. Поэтому в разговорной лексике много слов с положительной или отрицательной оценкой, которые используются в различных ситуациях неформального общения.

´115. Прочитайте, найдите слова, принадлежащие разговорному стилю:

1. Купи всякой лапши-вермишели. 2. Не знаю, чем ее кормить, картошку она не ест, от макаронных изделий отказывается, мясо не любит. 3. Сколько стоит консервный нож? 4. Куда эта открывалка задевалась? 5. Принеси мне, пожалуйста, чем открывать. 6. Хочу сок выпить. 7. Ты на электричке или на автобусе? 8. Там очень красиво! Такая пересеченная местность!

´116. Разбейте слова на две группы:

читалка, заводила, зубрила, дерматолог, кожник, читальня, отоларинголог, ушник, дантист, зубник, штопор, девушка, жарища, копилка, папуля, бабуся, голосишко, ветрюга.

´117. Используя данные пары слов, вставьте их в предложения так, чтобы выбранные слова соответствовали общему содержанию и назначению фраз: спальный мешок – спальник; канатно-кресельная дорога – канатка; школа продленного дня – продленка; головной убор – шапка.

1. Мы купили для турпохода два … . 2. В спортивный магазин поступили … . 3. Через ущелье проходит … . Очень удобно. Время экономит. 4. Введена в эксплуатацию новая … . 5. Многие родители отдают своих детей … . 6. Твой сынишка на …? 7. Тепло, можно … ходить. 8. В универмаге отдел … закрыт на учет.

  Демократизация языка, начавшаяся с отменой цензуры и перестройкой, сказалась на нашей речи: потоки сниженной, жаргонной, а нередко нецензурной лексики вышли за пределы устной бытовой речи и буквально затопили все жанры, требующие экспрессии: газетные и телевизионные репортажи, публицистические выступления, политические дебаты: балдёж, беспредел, лажа, облом, лимон, тусовка, фанера, клёво, крутой, качать права, на халяву… Все больше в речь внедряются вульгаризмы и просторечия, бранная лексика, активно проникает лексика криминального мира: стрелка, братва, сходняк, базар, разборка, бригадир и т.п. Распространенный сегодня молодежный сленг – это язык дискотек, ночных клубов. Слова круто, клёво, безбашенный, беспонтовый, ботаник(отличник), глючит, колбасит и др. – легко подхватываются молодежью, становятся модными. Молодежный сленг присутствует в развлекательных программах на телевидении и радио. И это присутствие тревожит, так как влечет за собой много «словесного мусора», нарушений языковых норм, приводит к обеднению языка, уходу многих русских слов из активного словаря в пассивный. Еще один бич современной жизни – употребление ненормативной бранной лексики. Использование мата – нарушение существующей в обществе конвенции (договора) не оскорблять человеческое достоинство, не нарушать эстетические и этические нормы. Одна из функций мата – эмоциональная разрядка, особенно у тех, кто работает руками, занят физическим трудом (вспомним выражение «матерится как сапожник»). Другая функция мата – протестная, свойственная тем людям, кто склонен к эпатажу, к демонстрации себя как неординарной личности.

´118. Расскажите, о чем говорят герои данного отрывка.

Наконец бригадир вернулся и говорит:

- Этому аксакалу не хватает шестнадцати тонн. Придется их нарисовать, ребятки. Мужик пока что жмется, хотя фактически он на крючке. Шестнадцать тонн – это вилы…

Мой однокурсник Зайченко спросил:

- Что значит – нарисовать?

Бригадир ответил:

- Нарисовать – это сделать фокус.

- А что значит – вилы? – поинтересовался Лебедев.

- Вилы, - сказал бригадир, - это норма.

И добавил:

- Чему только их в университете обучают?

´119. Укажите, какие ошибки допущены в данных высказываниях?

Главная моя отрицательная черта – не могу пить и не могу курить. И людей не выношу. (Е.Строев)

‚ -За что ни возьмемся, все получается на пользу криминалу.

-Сейчас такая жизнь, что я почти не замечаю красивых женщин. В Государственной Думе, увы, на женщину смотрят как на депутата. (Г.Селезнев)

ƒ -Обнаженные женщины – это те места отдыха, где отдыхают европейцы.

-Англия – богатая страна, а у них бешеные коровы. Отчего коровы сошли с ума? От британской демократии. (В.Жириновский)

„ -Но ведь и не все заморские товары хороши. Мы смогли убедиться в этом. Разве российский шоколад хуже импортного? Нет, лучше. А хлеб? Колбаса? Молочные продукты? А пиво? О водке я и не говорю. (Б.Ельцин)

… -Наш народ миролюбив и незлобив. Восемьсот лет провел в походах и в боях. (Г.Зюганов)

† -Чтобы я когда-нибудь млел от своих собственных свершений, чтобы меня распирало – я с детства глушил в себе эти чувства.

-Часто задавал себе вопросы. Какой я премьер? Как ко мне относятся другие? И нашел для себя такую формулу: премьер в России не должен быть дураком. И чтобы о нем не думали, что он ни рыба ни мясо.

-Белый дом – специальная организация. Никто еще оттуда с улыбочкой не выходил. (В.Черномырдин).

Наши рекомендации