Организация и порядок проведения выборов в ЗС
Конечные результаты выборов во многом определяются той подготовительной работой по их организации и проведению, которую осуществляют спец И органы, представители гос аппарата, партии и кандидаты.
Наиболее распространённый вид выборов – очередные выборы, проводящиеся в спец установленные сроки или по истечении полномочий выборного органа или должн лица. Если З-м страны установлена твёрдая дата проведения очередных выборов, спец декларации прав-ва или акта ГГ о назначении выборов обычно не требуется. В обязательном порядке требуется назначение ГГ или актом прав-ва даты выборов при проведении внеочередных или частичных (дополнительных). Внеочередные выборы проводятся в парл монархиях и республиках в случае досрочного роспуска парламента по требованию прав-ва, оформленному актом ГГ. Доп выборы могут проводиться при проведении деп вакансий (в случае, смерти, отставки депутата).
Проведению любой формы выборов предшествует И кампания – спец комплекс мероприятий, осуществляемый гос органами и пол партиями. И кампания регулируется спец З-м, и её правовое оформление включает в себя акты различных гос органов (ГГ, парламента, прав-ва). Официально И кампания начинается со дня установления даты голосования и продолжается в течение установленного законом срока. Значительная часть И кампании принадлежит предвыборной агитации. Агитация включает в себя проведение предвыборных митингов и собраний, встреч кандидатов с избирателями, расклейку лозунгов, издание статей, изготовление значков, выступления в СМИ. И кампания невозможна без значительных фин расходов пол партий и кандидатов на выборные должности. В большинстве стран устанавливается верхний предел фин расходов пол партий на И кампанию в пользу своих кандидатов, превышение которых ведёт за собой определённые санкции. Для проведения И кампании территория страны делится на И округа, а те на И участки. Такое деление устанавливается спец законами, как и число мандатов в каждом округе. Многомандатные округа – от них избирается по нескольку депутатов и одномандатные. Редко встречается единый И округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты парламента. Для контроля за ходом проведения выборов организуются спец органы, состоящие из центральных, функции которых возложены на МВД (Италия, ВБ) или ЦИКи, включающие представителей пол партий и действующие под рук-м представителя госаппарата. В США руководство подготовкой выборов находится в компетенции органов отдельных штатов. Существуют и окружные И органы, которые назначаются либо вышестоящими И органами, либо органами местного самоуправления.
Регистрация осуществляется местными избиркомами и заканчивается в соответствии с определённым сроком до даты выборов. Существует также институт «официальных наблюдателей», представителей кандидата на выборную должность, назначенных на И участок, по которому он баллотируется. В их функциях – наблюдение за голосованием и подсчёт бюллетеней. Они имеют право выражать протест по поводу нарушений. Формой гос контроля за ходом И кампании и проведением голосования является существование в некоторых странах специальных суд органов – судов по И делам, создание которых предусмотрено К или спец зак-м. Состав - профессиональные судьи. Функции – установление общего порядка деления страны на И округа, контроль за правильностью составления списков избирателей, установление даты выборов, официальная регистрация кандидатов, утверждение результатов голосования…
Порядок выдвижения кандидатов на выборные должности регулируется спец И законом. Есть несколько способов выдвижения. Подача спец заявления, подписанного самим кандидатом в соответствующий орган. Подача официальной петиции от имени партии или группы избирателей (Швейцария).
И кампания завершается голосованием. К закрепляют процедуру тайного голосования с помощью бюллетеней, которые опускают в урну. Есть машины. Система офиц бюллетеней – бюллетени изготавливаются уполномоченными гос органами по установленному образцу. Система неофиц бюллетеней – когда бюллетени отпечатаны самими партиями