Асноуныя напрамкі палітыкі самадзяржауя у Бел. У перш.п.19 ст. Падзел тэр.бел.зямель на губерні. Саслоуная палітыка расійскага урада. Падаткі і павіннасці сялян.
После включения в результате разделов Речи Посполитой белорусских земель в состав Российской империи царское правительство проводило здесь цэнтралісцкую объявление яднальную политику, ее конечной целью было слияние новых территорий с русскими регионами. С конца XVIII и до начала XX в. в зависимости от обстоятельств менялись только тактика, темпы и методы осуществления этой политики. Происходила переориентация политического, экономического и культурной жизни Беларуси на Восток.На территорию Беларуси была распространена власть общероссийских административных органов и учреждений. В крае начали действовать намесніцкія, а после губернские управления, царские суды и др. В начале XIX в. белорусские земли с более чем трехмиллионным населением вошли в состав Витебской, Могилевской, Минской, Виленской и Гродненской губерний. По Тильзитского мира 1807 г. между Францией и Россией к последней отошла Белосточчина, включенная в 1843 г. в Гродненская губернию. Из политических соображений Беларусь была разделена на два генерал-губернаторства: Литовское (Виленская, Гродненская и Минская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилевская и Смоленская губернии). Царское правительство, который был вынужден считаться с существенными особенностями государственно-правового положения присоединенных земель, в качестве их основного законодательного кодекса сначала оставлял Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Местные житель имели возможность занимать второстепенные должности в губернска-уездной администрации. В своей сословной политике правительство стремилось прежде всего задобрить шляхту. Для этого ей давались права российского дворянства. За шляхтой сохранялись, при условии принесения присяги на верность России, поместья с крестьянами. Вместе с тем, в последней трети XVIII в. на территориях, которые отошли и Российское империи по трех разделов Речи Посполитой, царское правительство активно проводил политику насаждения русского землевладения дворянства и создания тем самым опоры в захваченном краю. Частной имуществом российских землевладельцев становились крестьяне и земли бывших королевских проявления человеческой личности и старостваў, конфискованных поместий светских и церковных феодалов, которые остались за границей или выступивших против новой власти. До Беларуси усиливалось и расширялось из-за записи за землеўласнікамі части бывших привилегированных и относительно свободных категорий сельского населения (зямянаў, избранных, панцирных бояр, "свободных" людей и др.).Белорусские крестьяне, как и другие налоговые сословия, интересовали власти Российской империи прежде всего как объявление объекты феодальной эксплуатации и пополнения доходов казны. Из-за слабой платежеспособности и необходимости постепенного привыкания и российское налоговой системы им некоторое время оказывали льготы в уплате подушных денег, после чего население белорусских губерний было подведено под общий тип налогового обложения во всей империи. Вводилась неизвестная до сих пор рекрутская повинность.На Беларуси упразднялась магдебургское право, а на города, которые его имели, и местечки, признанные центрами уездов, распространялись принципы российского городского самоуправления по дарственной грамоты городам 1785 г. Житель ряде местечек, которые таких прав не получили, прыраўноўваліся до крестьян и даже раздавались частным владельцам. Это вызвало их упрямой, правда, без желаемых результатов, борьбу за возвращение мещанского статуса. Чтобы успокоить местную знать, в целом сохранялась конфессиональная ситуация, которая сложилась ранее. Даже запрещен Папой Римским орден иезуитов нашел до 1820 г. убежище на присоединенных к России землях восточной Беларуси. Официально католическому и уніяцкаму духовенству не разрешалось склонять в свою веру православных.Следующим шагом царского правительства стал разработанный после восстания 1830-1831 гг. конкретный план полного слияния отобранных от Речи Посполитой земель со всей территорией России под знаменем православия и единой русской народности. Важнейшим мероприятием в этом направлении было введение указом от 1 января 1831 г. российского законодательства и отмена 25 июня 1840 г. действия Статута Великого княжества Литовского в белорусских губерниях.Одним из важнейших направлений правительственной политики стала борьба против влияния католической церкви, что змыкалася со шляхетской оппозицией. Правительство шло по линии уменьшения числа католического духовенства и подрыва его экономической базы. Ликвидации подлежали некамплектныя католические монастыри, в государственную имущество передавались имения духовенства. Да середины 40-х гг. секуляризация церковных владений была в основном завершена, в результате чего государственное крестьянство белорусских губерний пополнило около 100 тыс. ревизских (мужских) душ. В условиях опасности антиправительственных заговоров и выступлений важнейшим фактором политической стабильности в регионе считалось православное единение официальных властей и народа с целью изоляции повстанцев-католиков. Это предопределило судьбу униатской церкви, к которой в конце XVIII в. принадлежало более 2/3 населения и в которой еще сохранялись прежние белорусские православные традиции, что не позволило ей слиться с церковью римско-католической. В 30-е гг. XIX в. власти склоняют на свою сторону высшее уніяцкае духовенства во главе с литовским епископом Иосифом Семашко. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке принимается решение о присоединении униатской церкви к русской православной. Ликвидация униатской конфессии сопровождалось уничтожением ее многочисленных культурных ценностей, сжиганием богослужебного литературы. С этого времени на нашей земле воцарилась русское православие, но многие из бывших униатов продолжали тайно держаться своих прежних традиций. Уніфікатарская деятельность царских властей хотя и имела результаты, но не могла быстро устранить особенности белорусских земель и искоренить здесь оппозиционные настроения.Таким образом,присоединение белорусских земель к расийскай имперыи канаткова останавливало здесь традыцыи средневековой дзяржаунасци,расширяла и умацоувала прыгонництва,положила паатак пераарыентацыи экономического,палитычнага и культурной жизни Беларуси.