Авиация в период Коренного перелома в Великой Отечественной войне. Часть VIII
Этапы операции «воздушный мост»
Операцию германской военно-транспортной авиации по снабжению окруженных в Сталинграде войск можно разделить на два этапа.
I этап (с 23 ноября 1942 года до 24 декабря 1942 года) начинается окружением 6-ой армии Фридриха Паулюса и заканчивается провалом гитлеровской операции «Винтергевиттер» (т.е. «Зимняя гроза») по деблокированию окруженной под Сталинградом группировки.
Советский плакат военных лет
На этом этапе перед немецким командованием стояла задача сохранить боеспособность армии Паулюса на «недолгий» отрезок времени до «успешного» прорыва окружения.
Соответственно, в «котел» переправлялись преимущественно горючее и боеприпасы. Снабжение продовольствием в этих условиях отходило на второй план. Положение с продовольствием и боеприпасами в «котле» в этот период времени было еще далеким от критического. Не были еще исчерпаны старые запасы, а также «нетрадиционные» резервы. Так, удалось широко наладить переделку трофейных боеприпасов под немецкое оружие. Боевой дух солдат и офицеров 6-й армии был еще достаточно высок.
Операция «Зимняя гроза»
II этап завершается 31 января 1943 года капитуляцией армии Паулюса. На этом этапе надежда гитлеровцев на скорейшее открытие «коридора» поставок провианта по земле умерла.
Задачей противника стало обеспечить выживание окруженной армии за счет снабжения её исключительно по воздуху. Это был крах «воздушного моста». Перед генералом Паулюсом и его подчиненными встала острейшая проблема – голод. Все лошади, собаки, крысы в городе были съедены. Германии не хватало ресурсов для поддержания такой крупной группировки и вместо продовольствия в «котел» нередко сбрасывались мешки с Железными крестами…
Солдаты окруженной армии Ф.Паулюса
Технические проблемы в обеспечении «воздушного моста»
С первого дня «воздушного моста» гитлеровцы столкнулись с целым комплексом проблем. Первая из этих проблем была техническая.
Основным самолетом, на который возлагалась обязанность доставки грузов в «котел» должен был стать трехмоторный транспортный самолет «Ju-52/3t» с грузоподъемностью до двух тонн.
«Юнкерс» обладал неоспоримыми достоинствами: высокой прочностью и технологичностью конструкции, хорошей устойчивостью и управляемостью в полете, возможностью эксплуатации на полевых аэродромах. Вместе с тем, у него были и не менее явные недостатки: малая скорость полета, а также невозможность перевозки крупногабаритных грузов и боевой техники. И все же, самолеты «Ju-52» бы могли решить возложенные на них задачу…. Но их явно не хватало!
Позиции осажденной армии Ф.Паулюса
Напомним, что ежедневные потребности 6-ой армии составляли около 500 тонн. Таким образом, для доставки необходимого количества грузов требовалось минимум 250 «Ju-52» (это если не учитывать потери в результате действий советской авиации!). Между тем, в ноябре под Сталинградом базировалось только 200 машин подобного типа.
Противник вынужден был задействовать все самолеты, сколько-нибудь пригодные для транспортировки грузов.
«Ju-52/3t» на операции
Это были: «He-111», «Ju-88», тяжелые бомбардировщики «He-177», четырехмоторные гиганты «FW-200.Condor» и даже устаревшие к тому времени «Ju-86» грузоподъемностью до одной тонны.
Эта армада машин собиралась по всей территории Германии. Самолеты изымались из летных школ вместе с неопытными курсантскими экипажами, из министерств, из военных соединений, дислоцированных на Средиземном море. Были привлечены планерные части, однако из-за больших потерь от них вскоре отказались.
Немецкий бомбардировщик «FW-200.Condor»
В начале января 1943 года немцам удалось собрать рекордное количество самолетов для снабжения «котла» - почти 600 самолетов. Но вместе с числом задействованных самолетов росли потребности окруженной армии и, самое главное, сопротивление советских авиации. В среднем Люфтваффе удавалось доставлять в Сталинград только около 100 тонн груза в день.