Э. г. карминес р. хакфельд
В 1994 г. отмечали (без лишнего шума) пятьдесят лет с начала новой эпохи в исследовании политического поведения. Мы считаем 1944 год началом нового этапа, потому что в тот год П. Лазарсфельд и его коллеги из отделения прикладных социальных исследований Колумбийского университета опубликовали первое академическое исследование выборов, где основное внимание уделялось отдельным избирателям. Их исследование, проведенное по материалам президентской кампании 1940 г. в Эльмире (штат Нью-Йорк), было в чем-то достаточно примитивным, но в чем-то — весьма передовым. Кроме того, оно на долгое время определило парадигму исследования политического поведения, о чем подробнее будет сказано ниже. Однако фундаментальное значение этого исследования для современной эпохи состоит в том, что оно было сфокусировано на избирателе как таковом. Впоследствии это изменило такие области исследования, как гражданство и демократическая политика.
Социологи из Колумбийского университета были не единственными, кто обратил тогда внимание на отдельных граждан. Два другие направления, изучающие демократическую политику с точки зрения отдельных избирателей, зародились в послевоенный период. Серийное исследование американских национальных выборов и работа Э. Кемпбелла, Ф. Конверса, У. Миллера и Д. Стоукса (Campbell et at., 1960) имели точкой отсчета выборы 1948 г. Начало экономических теорий демократии, пожалуй, было положено значительной работой Э. Даунса (Downs, 1957). Все это вместе привело к образованию трех исследовательских школ: политической социологии, берущей начало в работах отделения прикладных социальных исследований Колумбийского уни-зерситета, социальной психологии, возникшей в исследовательском центре Мичиганского университета, и политэкономической школы, которая стала применять понятия рациональности и личного интереса при изучении поведения граждан.
Определяя отдельные школы и сосредоточиваясь на их различиях, мы рискуем не увидеть общего, как говорится, за деревьями не увидеть леса. Цель этой главы состоит в том, чтобы показать, как каждая из трех традиций бросает вызов теории демократии. Каждая из них значительно преуспела в своей аргументации против этой теории, но в то же время они сблизились между собой по вопросу о месте граждан в демократической политике. Действительно, можно сказать, что все вместе они создали новую эмпирическую модель демократического гражданина, а следовательно, и новое понимание демократической политики. Однако это вовсе не означает, что важные различия исчезли — освещению этой проблемы будет посвящена значительная часть главы. Особое внимание будет обращено на революцию, которую эти три школы произвели в изучении электоральной политики, на общие интеллектуальные проблемы, интересующие их, и на то сближение, которое было достигнуто в ходе их развития.
Каково происхождение общности этих школ? Наиболее важно то, что все три школы отличает интерес к отдельному избирателю, что до сих пор остается характерным для любого исследования политического поведения. Кроме того, каждая из них ставит вопрос, хотя и по-разному, о способности отдельных граждан действовать в условиях демократической политики, таким образом, бросая вызов теории демократии. На самом деле, не будет преувеличением сказать, что в области политического поведения этот вопрос был одним из важнейших на протяжении последних пятидесяти лет. Политические социологи были вынуждены что-то противопоставить социальному детерминизму, противоречащему модели независимого гражданина. Политические психологи оказались в вакууме политических знаний относительно типичного гражданина, в то время как теории демократии исходили из предположения, что его поведение зависит от решений проницательных и политически грамотных граждан. Политэкономы оказались, возможно, перед самой большой загадкой гражданства: зачем рационально мыслящий индивид станет выполнять гражданские обязанности, если его индивидуальный вклад, похоже, весьма незначителен и не важен?
В то же время каждая школа подвергает сомнению возможности отдельных граждан, а следовательно, и потенциал демократической политики в целом; три школы оказываются очень близкими в своих ответах на этот вопрос. Каждой из них в конце концов удалось достичь своего рода примирения между реальными гражданами и идеальными требованиями демократической политики. На пути к этому примирению возникла новая модель гражданства, во многом общая для всех трех школ. Еще одним сближающим эти школы моментом стало понимание гражданина как существа целенаправленного и инструментально мотивированного.
Тип целеустремленного, инструментально мотивированного гражданина, безусловно, воплощен в политэкономической традиции. Однако наиболее существенно то, что такое понимание гражданина и эта теоретическая традиция бросили серьезный вызов исследованиям политического поведения. Другими словами, политэкономическая традиция вдохновила как политическую социологию, так и политическую психологию на пересмотр своих основных положений относительно целеустремленных граждан и их поведения.
Глава начинается с краткого описания положений политэкономической школы. Затем будет показано, что, хотя модель демократического гражданства неминуемо вела в тупик, она же вызвала и возрождение интереса к изучению
целеустремленного, инструментально мотивированного гражданина в более общих исследованиях политического поведения. Авторы главы не ставили перед собой цели рассказать обо всех исследованиях в области политического поведения, но выделить те динамичные направления, которые иллюстрируют новый взгляд на демократическое гражданство.
Экономисты бросают вызов
Пожалуй, наиболее значительно отличалась от традиционных взглядов на демократическое гражданство «экономическая теория демократии» Э. Даунса (Downs, 1957). Даунс показал, что если граждане действуют на основе индивидуально понятого личного интереса, ничто не мешает им воздержаться от голосования на выборах. Сознательное неучастие в выборах — достаточно разумная реакция. Если сопоставить плюсы и минусы участия, то его преимущества сводятся на нет микроскопически малой вероятностью того, что голос конкретного избирателя повлияет на исход выборов. Действительно, если опираться на такие расчеты, то становится совершенно очевидно, что единственное разумное поведение — уклонение от голосования.
Аналогичный расчет может быть использован и при анализе других гражданских действий. В частности, цена за информацию о политике часто оказывается гораздо выше цены голосования, и в таком случае здесь применима та же логика. Граждане могли бы действовать более дальновидно и лучше осуществлять свои интересы, если бы их действия основывались на более качественной и полной информации. Но что делать, если вероятность того, что единичное действие будет решающим, минимальна? Зачем тратить силы на получение информации?
Проведенный Даунсом анализ феномена сознательного отказа от действия и цены за повышение информированности повлек за собой расширение круга исследовательских проблем, связанных с коллективным действием. Особый резонанс получила работа М. Олсона о политической организации и проблеме сохранения членства в ней (Olson, 1965). Значение этих двух оригинальных исследований состоит в том, что они стимулировали интеллектуальную деятельность как в рамках политэкономической традиции, так и за ее пределами. Довольно много усилий было направлено на устранение противоречий между ожиданиями, основанными на политэкономических моделях, и эмпирической реальностью, такой, какой мы ее знаем. Почему при наличии достаточно сильных индивидуальных стимулов: быть свободолюбивыми и уходить от ответственности — люди участвуют в выборах, вступают в организации или продолжают интересоваться политикой? Возможно, задача примирения политэкономических моделей и эмпирической реальности связана с проблемой политической организации. Сейчас широко признано значение принуждения, выборочных мотивов и институционального устройства (Ostrom, 1990) для долгосрочного поддержания и сохранения политической кооперации, хотя не все политологи единодушны в этом вопросе (Knoke, 1990; Chong, 1991).
Несколько сложнее проблема, связанная с наиболее распространенными и основными гражданскими обязанностями — решением участвовать в выборах я оставаться в курсе политических событий. В то же самое время как Даунс приводит довольно убедительный довод относительно сознательного уклонения от голосования — в результате чего немало политологов признали пра-
вомерность личного отказа от участия — мы наблюдаем феномен массового участия. Кроме того, особенно если рассматривать Америку, уровень информированности и участия наиболее высок среди образованных людей, т.е. тех, кто лучше способен понять, что исполнение гражданских обязанностей не отвечает их личным интересам. Таким образом, в вопросе функционирования демократической политики простая и убедительная логика сознательного уклонения находится в противоречии с очевидной эмпирической данностью.
Немало чернил было потрачено в стремлении решить эту загадку. Начиная с 60-х годов, политэкономы пытаются примирить факт широкого участия и логику сознательного уклонения — чаще всего это стремятся сделать критики, усматривающие в идее сознательного уклонения причину раскола. Здесь не самое подходящее место для развернутого обзора таких попыток (Aldrich, 1993; Jackman, 1993); достаточно сказать, что в основном они потерпели неудачу. Наконец, что наиболее существенно, такие массовые явления, как стремление узнать больше информации и голосование на выборах, нельзя понять позиции краткосрочных рациональных расчетов, поскольку, как показывает М. Фиорина, участие и получение информации — это виды деятельности, имеющие внутреннюю ценность. Люди осуществляют свои гражданские обязанности потому, что им это нравится, или из-за чувства вины, или потому, что они не хотят выглядеть глупо в разговоре за обедом. Важно, что осуществление гражданских обязанностей является в конце концов ценностью само по себе.
Означает ли это, что избиратели ведут себя не рационально? Или, что еще более важно, означает ли это, что бессмысленно рассматривать решение ознакомиться с информацией или участвовать в голосовании в контексте рационального расчета? Это действительно абсурдные вопросы, и их абсурдность можно проследить по аналогии с примером чистого (рационального) поведения потребителя. Один из авторов водит «Volvo», а другой — машину фирмы «General Motors». Покупатель «GM» уверен, что его соавтор, ездящий на «Volvo», имеет неправильные представления, ведущие к значительному расходу денег, которые можно было бы использовать с большей пользой — по крайней мере, по представлению покупателя «GM». Но его соавтору нравится «Volvo». Он даже хочет найти аргументы, чтобы доказать, что «Volvo» стоит лишних затрат, но в конце концов, ему просто нравится «Volvo». Позже, если обменный курс изменится, и «Volvo» станет еще дороже, соавтор, возможно, поумнеет и купит «Chevrolet». Таким образом, поведение соавтора, предпочитающего «Volvo», иррационально. Ему просто нравится «Volvo».
Говоря о том, что сознательное уклонение от участия в выборах — лучший выход для граждан, основывающих свое решение о голосовании на личном интересе в узком его понимании, Даунс показывает, что фактическое массовое участие можно лучше понять как проявление деятельности, ценной самой по себе. Граждане, которые прочитают «New York Times» и голосуют, не иррациональны, им просто нравится голосовать, или, возможно, им станет неприятно, если они не проголосуют. Однако их предпочтения не определены. Если предвыборная кампания проводится отвратительно, если оба кандидата не привлекательны, если результат заранее предрешен или если в день выборов поднялась вьюга, они могут остаться и дома. Таким образом, их предпочтение при голосовании не абсолютно, это просто один из факторов, который принимается в расчет при решении о голосовании или уклонении от него.
К сожалению, обсуждение рационального гражданства пошло по неверному пути и зашло в тупик. Аргументы, касающиеся рациональности граждан, как правило, довольно слабы. Успеха политэкономическая традиция добилась в ином: в том, что подтолкнула другие направления исследования политического поведения пересмотреть свои позиции относительно целенаправленности политического поведения граждан. Многое в развитии других школ становится понятным на фоне вновь открытого политологами волеизъявления граждан.
На самом деле, многие достижения в исследовании политического поведения за последние сорок лет, начиная с работы Г. Саймона (Simon, 1957), явились ответом на требование экономистов — заново понять роль волеизъявления граждан в действующей демократической политике. Мы не предполагаем, что игровая теория стала или должна определить словарь политологов или что другие школы в исследовании политического поведения должны уступить место парадигме рационального выбора. Напротив, мы пытаемся доказать, что другие школы в исследовании политического поведения пересмотрели роль волеизъявления граждан в своей собственной интеллектуальной истории.