Общество как целостная динамичная система

1. Поняття суспільства як системи.

2. Основні принципи системного підходу до аналізу суспільства: сутність, структура, функціонування.

3. Соціальні зв’язки, соціальна взаємодія та соціальні відносини.

4. Конституючі ознаки суспільства – комунікація, виробництво товарів та послуг, розподіл цих товарів, захист членів суспільства, відтворення суспільства, соціальний контроль.

5. Типи суспільств. Спосіб виробництва, рівень технології, характер управління, культура і релігія як критерії типології.

6. Постіндустріальне (інформаційне) суспільство (Д. Белл, Р. Дарендорф, О. Тоффлер).

7. Соціальні зміни та соціальний розвиток.

8. Постмодерне суспільство.

Поняття суспільства як системи. Общество — это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.

В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества: 1) общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.

2) общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.

3) общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Подчеркнем: общество - не механическое объединение индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсе­гда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается.

Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенно­го этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, со­временном обществе; во втором - об обществе аграрном, индуст­риальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общест­ва. Первым из них является социальность (от латинск. socialis -совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специ­фическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в живот­ном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или мура­вейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная по­ложению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действиймежду людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).

Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сфе­рах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимо­действием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимо­действие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).

Третьим признаком общества является территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы -поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались, а известный специалист по этногенезу Л.Н.Гумилев подчеркивал значение природно-ландшафтного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных этносов.

Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно может быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха - это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или ки­тайское общество существенно отличается от английского или бе­лорусского.

Причем социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Поясняя такое различие, П. Сорокин говорил, что люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом (физическом) пространстве (например, король и его слуга), могут одновременно находиться очень далеко друг от друга в социальном отношении. А это означает, что они, во-первых, занимают различное социальное положение; во-вторых, отделены друг от друга социальной дистанцией. Опреде­лить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т.п.) - это значит определить его место в соци­альном пространстве. В отличие от физического пространства, из­меряемого тремя координатами (высота, длина и глубина) соци­альное пространство более многомерно. Если мы скажем, что Сер­гей - сын Ивана Петровича, то из такой констатации мы получим очень мало существенной информации. Но если мы добавим, что Сергей не только сын Ивана Петровича, но еще и житель города Минска, еще и белорус по национальности, еще увлекается рок-музыкой, еще занимается политической деятельностью в какой-либо партии (БНФ, коммунистической или объединенной граж­данской), да еще ко всему тому является студентом Белорусского университета или Института современных знаний, т.е. добавим к его характеристике несколько социальных координат, то сумеем более точно определить его социальное положение, т.е. место в социальном пространстве.

Социальное время тоже существенно отличается от физиче­ского времени. Если в пределах макромира (а именно в этих пре­делах и существует общество, развиваются социальные процессы и явления) физическое время течет более или менее равномерно и измеряется часами, годами, столетиями, то социальное время не ограничивается такими измерениями, хотя они и очень важны для его характеристики. Общество в своем развитии проявляет отли­чительную особенность - ускорение социального развития с пере­ходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Рабовладельческое общество, например, развило все свои особенности гораздо быстрее, чем предшествовавший ему первобытнообщинный строй, а феодальное - в 3-4 раза быстрее, чем рабовладельческое. Чем ближе к современности, тем меньше в объеме спирали социального времени, и тем быстрее, динамичнее развивается общество.

Пятый признак общества - высокий уровень самоутвер­ждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, не­обходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уро­вень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегу­ляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказы­вается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, ока­зался бы явно недостаточным для общества современного.

Шестым существенным признаком общества является на­личие в нем специальных органов для осуществления его саморе­гуляции - социальных институтов. Социальный институт пред­ставляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осущест­вление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей со­вокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейшим из таких социальных институтов является государст­во - основная политическая организация, осуществляющая власт­ные функции, объединяющие и консолидирующие проживающие в данной стране группы людей в единое целое, и включающая оп­ределенный тип режима власти (республика, монархия), органы и структуру правления (президент, парламент, правительство). К числу социальных институтов относятся также семья, школа (вуз), учреждения культуры, науки, религиозные организации, суд, про­куратура, тюрьма, армия, полиция (милиция). Деятельность этих и других социальных институтов обеспечивает самовоспроизводст­во, саморегуляцию общественной жизни, устойчивость и стабиль­ность в развитии общества, его единство и целостность.

Седьмой отличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать от­дельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общ­ность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.

Восьмым отличительным признаком общества является на­личие в нем социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы индивидов и их групп, взаимодействий и социальных институтов. Оно обладает сложной структурой. В лю­бом обществе существуют не только огдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к гой или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Какую бы из структурных частей общества мы ни взяли, будь это семья, город, религия, культура или государство, все они, во-первых, существенно отличаются друг от друга своей сущностью, содержанием, формами, особенностями функциони­рования и т.п.; во-вторых, находятся друг с другом в многообраз­ных и сложных отношениях взаимодействия; в-третьих, испыты­вают те или иные изменения, т.е. развиваются.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложно­структурированной системы. Эта система в своей целостности, сущности и функциях не может быть сведена к сумме составляю­щих ее частей, ибо из их взаимодействия возникают новые, не присущие ни одной из таких частей, но реализуемые только на уровне общественной целостности отличительные признаки, свой­ства, отношения и функции. Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многоком­понентен, но самыми основными из них являются следующие че­тыре взаимосвязанных и непросто взаимодействующих друг с дру­гом подсистемы единой системы общества.

Первой такой подсистемой является исторически первичное системообразующее ядро общества - его социальная (в термино­логии Т. Парсонса - социетальная) подсистема, которая представ­ляет собой исторически изменяющуюся социальную, основанную на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форму жизне­деятельности людей, реализующуюся в функционировании и раз­витии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества. В состав этой интегративной в своей сущности подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические ха­рактеристики — соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых, пожилых и молодых людей, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности и группы, их со­циальные статусы и роли.

Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсисте­мой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное сис­темное образование, включающее в себя: производство, распреде­ление, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей па рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные), экономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, посо­бие), финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, организации и учреждения. Согласно К. Марксу, экономическая структура общества, представляющая собой совокупность произ­водственных отношений, в которые люди вступают, осуществляя процесс производства необходимых им жизненных благ, составля­ет реальный базис общества, над которым воздвигается в качестве надстройки духовная жизнь с ее продуктами - наукой, искусством, правом, политикой и т.п.

Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она ох­ватывает собой всю совокупность социально-политических взаи­модействий между индивидами и группами, политическое уст­ройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной вла­сти, деятельность политических партий, общественных органи­заций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию вчасти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ifennocmeu, норм и правил, регулирующих политическое по­ведение индивидов и социальных групп.

Четвертый важный компонент системы общества состав­ляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры; средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непре­станно функционирующую целостную систему общества, (рис. 13).


общество как целостная динамичная система - student2.ru

2. Определенные социальные статусы(социальные положения), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой совокупность социальных статусов.

3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами. Один человек способен выполнять несколько ролей одновременно: быть губернатором штата или области; членом республиканской, либеральной или другой партии; мужем, отцом, любовником; любителем пива или игроком в гольф, теннис или футбол; верующим католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли выступают динамическим воплощением и характеристикой его социального статуса.

4. Сложная иерархическая система социальных статусов и социальных ролей, которые в своей совокупности создают соци­альную структуру общества. В нее входят:

а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интеллигенты, предприниматели, студенты и т.п.;

б) этнонациональные общности — белорусы, русские, украинцы, поляки и т.д.;

в) территориальные общности - население города, села, области, республики;

i) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры, офицеры и т.п.;

е) объединения людей, различающиеся по отношению к религии: верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты и т.д.;

ж) культурные и субкультурные группы: поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта, рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, люберы и т.п.

5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п., - люди вступают в определенные социальные взаимодействия.

6. Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимо­отношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему целостности и устойчивости в развитии,- люди создают социаль­ные организации и институты: семью, поселение (город, дерев­ню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и т.д. Они составляют очень важный компонент общества, его само­регуляции, самовоспроизводства, саморазвития.

Все эти перечисленные шесть компонентов не рядоположены, не безразличны друг другу, а непрестанно взаимодействуют и функционируют в единой целостной системе социальных отноше­ний и процессов, составляющих общество. Такое взаимодействие схематично изображено на рис. 14.

Но эта система при всей своей устойчивости и целостности не остается раз и навсегда данной, а изменяется в процессе исто­рического развития. В ходе такого развития различаются разные этапы и типы общества. Поэтому в его исследовании важное зна­чение имеет типология обществ, т.е. отнесение их к определен­ным типам на основании существенных признаков и отличитель­ных особенностей. Обычно выделяют несколько типов общества.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходит из первенствующей роли способа про­изводства в определении общественно-экономической формации, обуславливающей тип общества. Согласно этой типологии челове­чество в своей истории последовательно пережило четыре форма­ции: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и ка­питалистическую. Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с началом созида­ния пятого типа общества— коммунистического, считает мар­ксизм, человечество вступает в свою подлинную историю, ибо в таком обществе высшей целью и вместе с тем высшей ценностью станет развитие и саморазвитие человека как личности.


общество как целостная динамичная система - student2.ru

Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной теоре­тической социологии сложилась иная типология обществ. Трудами О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов утверждалась идея о двух основных типах общества - традщиониом (военном) и индустриальном (промышленном). Согласно этой типологии, традиционное общество отличается аграрным укладом экономической жизни, малоподвижными социальными структура­ми, основанными на традиции способом социально-политической и социокультурной регуляции, низкими темпами развития произ­водства. В отличие от него, промышленное общество представляет такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство — основа экономической жизни, где предпринима­тель одновременно и собственник и главный субъект управления производством, где производственная деятельность базируется не на традиции, а на достижениях науки, приводящей, благодаря сво­им техническим применениям, к машинному производству, фаб­ричной организации и дисциплине труда, рациональной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и др. создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем истори­ческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный.

В обществе аграрио-ремесленного типа земля является ос­новой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных со­словий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделе­ния труда при его сильной специализации, массовым производст­вом товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого явля­ются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, вы­сокая степень мобильности населения и его урбанизации. Крите­рием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производст­во, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), кинотеатры, порноиндустрия и т.п.

На смену такому обществу приходит общество постиндуст­риального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и по­требности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводни­ки, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ори­ентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фаб­ричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследст­вие чего на смену пролетариату индустриального общества прихо­дит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно тру­диться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе науч­ное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, вы­соких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление но­вых властных возможностей.

Итак, мы рассмотрели признаки, особенности, структуру и типы обществ, которые, как мы отметили, подвержены изменени­ям и развитию. Возникает резонный вопрос: а существуют ли в развитии общества определенные тенденции, закономерности или все здесь происходит беспорядочно, случайно, хаотично? В ответ на этот вопрос большинство социологов утверждают, что в обще­ственном развитии существуют определенные тенденции и зако­номерности.

Во-первых, мы уже знаем из предыдущего изложения, что в истории человечества прослеживается определенная тенденция. Суть ее состоит в том, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, пре­жде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созида­тельные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество. Известный американский социолог и футуролог О. Тоффлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая на смену ей постиндустриальная цивилизация реализует свое содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий.

Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общест­ва существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит более крат­кий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием.

История также свидетельствует, что различные страны и на­роды развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем разви­тии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. Например, в условиях становления индустриальной цивилизации сначала вы­рвалась вперед Англия, затем - Германия, а еще несколько позд­нее — Соединенные Штаты Америки. Причем в этот процесс уско­рения исторического развития различные подсистемы и структуры общества вступают не одновременно. Например, Россия середи­ны - второй половины XIX в. не была передовой страной мира ни в экономическом, ни в политическом отношении, но она творе­ниями выдающихся писателей, композиторов, художников создала непревзойденные шедевры культуры и в духовном развитии чело­вечества заняла высшие ступени.

Вышеизложенное дает основание для вывода, который гла­сит: в развитии человеческих обществ действует закон неравно­мерности экономического, политического, социального и духовно­го развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Наконец, история развития различных типов обществ свиде­тельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует определенная направлен­ность. Исторический процесс в основном протекает по такой тра­ектории, на которой происходит восхождение от более низкой ступени технологического, экономического, политического, куль­турного развития - к более высокой. Нет пи одного общества, в котором бы не улучшались орудия труда, не возрастала его произ­водительность, не совершенствовались бы территориальная струк­тура общества и государственная его организация. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологи­ческого, культурного развития к более высоким, называется coциальным прогрессом.

Конечно, общество не развивается однолинейно. В нем дей­ствуют разнонаправленно ориентированные социальные силы, общности, группы, преследующие различные, нередко противопо­ложные, цели. Поэтому в зависимости от соотношения этих сил, от их активности, целеустремленности, воли, организованности и т.п. во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития или остановится, а, быть может, и двинется вспять, как это было во времена господства социал-национализма (фашизма) в Германии. Попятное движение общества, отступление от завое­ванных позиций, возвращение к предшествующему уровню назы­вается социальным регрессом. Социальный регресс - прямая про­тивоположность социальному прогрессу не только в направленно­сти, но и в масштабах развития. Социальный регресс - процесс бо­лее локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это - глобальный про­цесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.

Исходя их изложенного, мы можем утверждать, что одной из важных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса.

В развертывании социального прогресса различают две ос­новных формы - реформы и революцию. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию. В противоположность этому ре­волюция — это коренное социальное преобразование, затрагивающее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к дру­гому. Например, преобразование планово-экономической системы производства в рыночную - есть крупная социальная реформа, приводящая к существенному изменению не только отношений в системе производства, но и в жизнеобеспечении основной массы населения, в его жизненных установках, ценностных ориентациях, способах идентификации (отождествления) с теми или иными со­циальными группами. Совершенный же в октябре 1917 г. общест­венно-политический переворот в России — Великая Октябрьская социалистическая революция - был действительной социальной революцией, ибо привел к разрушению существовавшего социаль­ного строя, к коренному, качественному преобразованию всех сто­рон общественной жизни: и экономики, и политики, и культуры.

Октябрьская революция 1917 г. в России была социально-политической. Однако существуют и глобальные цивичизационные революции. Именно таковой была неолитическая революция, про­изошедшая 8-9 тысяч лет назад и приведшая к формированию аграрно-ремесленной цивилизации. Такой же глобально-цивилизационный характер имела промышленная революция XVIII-XIX вв., которая привела к замене мануфактурного производства машин­ным (индустриальным), феодализма - капитализмом, сословного типа социальной структуры - классовым типом. Глобально-цивилизационная революция приводит и к появлению новой, пост­индустриальной цивилизации, или цивилизации ноосферного типа, где решающую роль во всех сферах общественной жизни станут играть человеческий разум, сила знания.

Для характеристики нового социального строя используются такие категории как постиндустриальное общество, информационное общество. Но все процессы, происходящие в современном обществе, как нельзя лучше отображены в явлении постмодернизма. Основными идеями нового социального порядка являются представление культурного пространства как системы знаков, вопрос о языковом характере мышления, осознание важности информации и влияния знания на социальные процессы в рамках культурного контекста.

Неоднозначность постмодернизма, присутствие элементов различных эпох порождает и массу разнообразных подходов к пониманию этого явления. Поэтому характерными чертами постмодерна являются плюрализм, терпимость, стремление к нескованным возможностям и вытекающие из этого децентрализация, изменчивость, контекстуальность.

Исследованием постмодернизма занимались такие философы, мыслители, ученые как Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Э.Гидденс, У.Гибсон, М.Фуко. Уникальной фигурой в развитии постмодерна является французский философ и мыслитель М.Фуко. Темы, которые затрагивает Фуко, касаются многих аспектов: безумие и сознательность, язык, сексуальность, власть и знание. И все это входит в границы изучения современного общества. Особо интересен аспект рассмотрения Фуко влияния знания на конкретные социальные процессы и на формирование нового видения мира.

В работе «Надзирать и наказывать» философ рассматривает отношение «знание – власть». При первом прочтении перед нами предстают исторические эпохи и уровни осуществления власти в данный период. От описания сцен казни в Средние века Фуко переходит к рассказу о тюремном заключении, возникшем позднее. Но истинный смысл работы - в рассмотрении значения знания в осуществлении власти. Сам философ определяет тематику «Надзирать и наказывать» как «сравнительную историю современной души и новой власти судить».

Если ранее власть была направлена на наказание «бренного тела», то сейчас на подавление души индивида, на его сознание. Исключенные из практики уголовных наказаний казни заменяются тюремным заключением, а, по мнению Фуко, «тюрьма сейчас - урок, дискурс, инструмент познания». «Наказание поражает скорее душу, чем тело», - говорит Фуко.

Это как нельзя лучше указывает на одну из главных черт постмодерна – особый статус знания. В данной работе особо важно то, что власть производит знание, они непосредственно предполагают друг друга. Момент возникновения современного знания одновременно является моментом возникновения новой политики власти.

А для современного общества влияние власти особо ощутимо. Ведь действия политических лидеров сказываются на жизни широких масс, их решения стимулируют перемены в социальной жизни намного сильнее, чем раньше.

В работе «Слова и вещи» Фуко рассматривает аспект изменения формы мышления человека.9 Это не слова, не символы и не жесты, а нечто историческое - это так называемое «эпистемологическое поле». «Эпистема» - «исторические априори», уровень научных представлений, уровень знания, характерный для какого-либо исторического периода. Знания по Фуко – «система упорядочивания вещей и соотнесения их со словами».

Фуко вводит три эпистемы, т.е. три системы знания:

- «ренессансная эпистема» - слова и вещи тождественны, язык не является обособленной знаковой системой, а рассеян среди природных вещей, слова и вещи составляют единый текст;

- «классическая эпистема» - слова и вещи взаимодействуют через мышление, язык становится автономной системой знаков, что приводит к математизации знания, к рождению таких самостоятельных научных дисциплин как «всеобщая грамматика», «естественная история»;

- «современная эпистема» - слова и вещи опосредованы через язык, язык становится объектом познания, превращается в систему формальных элементов, он замыкается на самом себе, выделяет свое самостоятельное бытие.

Изучение же самого человека Фуко предлагает через такие эмпирические объекты как язык (механизмы общения), жизнь (биологическая составляющая), труд (механизмы экономики). Личность становится похожа на калейдоскоп фрагментов истории, фактов науки, социальных связей, вписанных в контекст культуры. Но познание в целом намного сложнее и устойчивее, чем изучение человека.

Поэтому при изменении знания, переходе его в новый статус, использовании его как механизма власти изменяется и культура, и мышление человека. Подводя итог, важно отметить необходимость рассмотрения такого необычного направления культуры как постмодернизм. Ведь только при изучении постмодерна можно понять особенности развития современного социума и субъекта в нем, а, следовательно, предугадать негативные процессы, которые могут возникнуть и сказаться на развитии современного общества, становления новой культуры.

Наши рекомендации