Привлечение в качестве обвиняемого: понятие, основания, порядок
Привлечение в качестве обвиняемого - весьма серьезный и ответственный этап предварительного расследования уголовного дела. Оно означает принятие должностным лицом, осуществляющим предварительное расследование, решения, в котором конкретно формулируется утверждение о совершении определенным лицом деяния, содержащего все предусмотренные уголовным законом признаки преступления.
Такое решение, в сущности, ставит под вопрос честь и достоинство личности, важнейшие права и свободы человека и гражданина. Быть обвиняемым, публично преследуемым - большая неприятность. Помимо моральных переживаний обвинение обычно влечет за собой применение к обвиняемому различных мер процессуального принуждения, в случае обвинения в тяжком преступлении - вплоть до ареста, а для должностного лица, при наличии соответствующих оснований - также временного отстранения от должности. Неправильное, ошибочное решение о привлечении в качестве обвиняемого может обернуться для него и его близких подлинной трагедией. Поэтому к законности и обоснованности такого решения предъявляются повышенные требования. Оно может быть вынесено только "при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления" (ч. 1 ст. 171 УПК).
Закон прямо не раскрывает понятие достаточности доказательств. Его смысл можно раскрыть, если обратиться к анализу ряда статей УПК. Так, из содержания ч. 1 ст. 171 УПК видно, что никакое отдельно взятое доказательство, в том числе признание обвиняемым своей вины (ч. 2 ст. 77 УПК) достаточным для этой цели служить не может, - достаточной может быть только их совокупность. Далее, из смысла п. 4 ст. 7, ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 172 и ч. 2 ст. 175 УПК вытекает, что любое формулируемое в постановлении обвинение должно быть законным и обоснованным, в достаточной мере подтвержденным доказательствами. А это значит, что доказательства, могущие служить основанием для привлечения лица в качестве обвиняемого, должны быть в достаточной мере проверенными и убедительными.
На практике и в теории пока что не сложилось единообразное понимание того, в какой мере собранные к моменту предъявления обвинения доказательства должны быть убедительными. Спор вокруг этого идет уже несколько десятилетий. Примерно до середины 50-х годов была распространена точка зрения, что для предъявления обвинения достаточно доказательств, которые свидетельствуют о вероятности виновности привлекаемого лица. Начиная с середины 50-х годов такая точка зрения была подвергнута резкой критике. Ее стала вытеснять иная: выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого можно лишь при условии доказанной, т.е. достоверно установленной виновности лица в совершении преступления.
При оценке таких подходов следовало бы учитывать, что как бы ни была высока степень убежденности следователя в виновности лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, а равно в достаточности собранных им доказательств обвинения, он никогда не должен забывать, что его внутреннее убеждение может рассматриваться в лучшем случае как достоверность субъективная, т.е. как достаточно высокая степень объективной вероятности.
Установленной, т.е. доказанной, достоверной (в объективном значении данного термина), виновность обвиняемого в совершении преступления может признаваться лишь при условии, когда ее удалось удостоверить с соблюдением всех принципов и норм надлежащей судебно-правовой процедуры вступившим в законную силу приговором суда. Такой подход диктуется, в частности, конституционным принципом презумпции невиновности.
Из всего этого следует, что предъявляемое в ходе предварительного расследования обвинение нужно рассматривать не более чем подтвержденную доказательствами обвинительную версию должностного лица, расследующего данное уголовное дело.
На момент вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого предварительное расследование еще не окончено. При дальнейшем производстве обвинение может изменяться или дополняться в соответствии с положениями ст. 175 УПК. Бывает также немало случаев, когда оно оказывается и опровергнутым (либо так и остается недоказанным) и уголовное дело в целом или преследование конкретного лица приходится прекращать (ч. 2 ст. 175 УПК). Обвинение вполне может оказаться опровергнутым либо недоказанным и в ходе судебного разбирательства.
С учетом сказанного очень важно верно определить момент привлечения лица в качестве обвиняемого. Крайне вредно как слишком поспешное, так и чрезмерно запоздалое привлечение в качестве обвиняемого. В первом случае резко возрастает риск признать обвиняемым лицо, непричастное к совершению преступления, а во втором - большая часть стадии предварительного расследования зачастую оказывается проведенной без активного участия лица, привлекаемого к ответственности, а значит, с нарушением его права на защиту. Это, разумеется, повышает риск осуждения невиновного.
Обвиняемым лицо признается, как отмечено выше (см. § 4.2 гл. 4 учебника), сразу же после подписания следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Данное постановление, как и любое иное постановление, должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Первая часть, как и в любом ином постановлении, включает название постановления, дату и место его вынесения, наименование вынесшего его должностного лица или органа, а также дело, по которому оно вынесено. Во второй части дается описание преступления с указанием времени, места его совершения и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК, а также пункт, часть и статью или статьи УК, предусматривающие ответственность за данное преступление (п. 4 и 5 ч. 2 ст. 171 УПК). В третьей, резолютивной части постановления должны быть указаны фамилия, имя, отчество обвиняемого, дата и место его рождения. Здесь же должно быть изложено решение о привлечении лица в качестве обвиняемого, с указанием пункта, части и статьи уголовного закона, по которому лицо привлекается. В случае обвинения лица в совершении нескольких преступлений, подпадающих под действие разных статей уголовного закона, в постановлении должно быть указано, какие конкретные действия вменяются в вину обвиняемому по каждой из статей уголовного закона (ч. 3 ст. 171 УПК)*(250).
При привлечении по одному уголовному делу в качестве обвиняемых нескольких лиц в отношении каждого из них должно быть вынесено отдельное постановление (ч. 4 ст. 171 УПК).
Действующий УПК, к сожалению, не содержит прямого указания о том, что постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Между тем, в нем есть общее требование, предъявляемое к процессуальному решению. Оно состоит в том, что любое такое решение "должно быть законным, обоснованным и мотивированным" (ч. 4 ст. 7 УПК). Это означает, что описательная часть постановления не может не содержать такого изложения конкретных обстоятельств вменяемого обвиняемому преступления, при котором выводы резолютивной части постановления, в которой формулируется решение о привлечении определенного лица в качестве обвиняемого, а также дается квалификация обвинения по определенной статье уголовного закона, были бы в достаточной мере обоснованными, мотивированными.
При характеристике уголовно-процессуального института привлечения в качестве обвиняемого крайне важно иметь в виду, что в изложенном выше виде данный институт свойственен лишь для случаев, когда расследование осуществляется с использованием процедуры, установленной для предварительного следствия. Для случаев, когда расследование ведется по правилам, установленным для дознания, он не предусмотрен. Как показано выше (см. § 2 гл. 10 учебника), при производстве дознания подозреваемый узнает о том, за чтo его привлекают к уголовной ответственности, после ознакомления с процессуальным документом, венчающим все расследование, - обвинительным актом (об этом процессуальном документе см. § 4 гл. 14 учебника). Другими словами, при дознании не требуется выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Подозреваемый становится обвиняемым после того, как "вынесен обвинительный акт" (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК), т.е. когда дознаватель составит обвинительный акт и подпишет его.
Необходимо также иметь в виду, что изложенный в данном параграфе порядок привлечения в качестве обвиняемого со сравнительно недавних пор существенно корректируется в тех случаях, когда возникает вопрос о привлечении к уголовной ответственности неоднократно упоминавшихся выше лиц, наделенных в законодательном порядке процессуальными привилегиями (см. ст. 447 УПК, а также § 14.3 гл. 2, § 6 гл. 8 и § 5 гл. 9 учебника).
Установленные для большинства лиц данной категории изъятия из общих правил привлечения в качестве обвиняемого во многом напоминают те изъятия, которые должны соблюдаться при возбуждении уголовных дел персонально против них (см. ст. 448 УПК и § 5 гл. 9 учебника).
Эти изъятия приводятся в действие, если вопрос о привлечении в качестве обвиняемого в отношении "привилегированного" лица возникает в случаях, когда уголовное дело было возбуждено по факту или когда в ходе расследования деяния какого-то другого лица оказывается, что обвиняемым следует признать также лицо, наделенное процессуальными привилегиями.
Например, при расследовании уголовного дела, возбужденного следователем районной прокуратуры в отношении группы мошенников, занимавшихся преступными махинациями с недвижимостью, после совершения комплекса следственных действий, в том числе после предъявления обвинения соучастникам преступления и их допроса, выявляются многочисленные доказательства, подтверждающие факт, что активную роль в осуществлении их махинаций играл также местный судья.
Чтобы принять решение о привлечении в качестве обвиняемого этого судьи, потребуются: во-первых, представление Генерального прокурора РФ, внесенное в областной суд той области, где совершались преступления; во-вторых, заключение коллегии из трех судей данного суда о наличии достаточных доказательств, подтверждающих совершение этих преступлений привлекаемым к ответственности судьей; в-третьих, согласие квалификационной коллегии судей той же области, которое может быть дано, если генеральный прокурор РФ представит необходимое обоснование и положительное заключение коллегии судей областного суда; в-четвертых, вынесенное Генеральным прокурором РФ постановление о привлечении названного судьи в качестве обвиняемого.
Возможны и некоторые другие изъятия из общего правила: к примеру, установлено, что привлечение к уголовной ответственности некоторых членов избирательных комиссий возможно лишь с согласия Генерального прокурора РФ или прокурора субъекта РФ*(251).