Организационное обеспечение деятельности судов
Под организационным обеспечением деятельности судов в законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (п.2. ст.1)
В соответствии со ст30 ФЗ О судебной системе РФ организационное обеспечение деят. Судов осущ. След. Органы:
Деят-ть КСРФ, ВСРФ, ВАСРФ- аппаратами этих судов.
Деят-ть других судов общей юрисдикции-Судебным департаментом при ВСРФ.
Деят-ть других арбитражных судов- ВАСРФ
разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;
разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;
организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;
материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;
содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
организация и ведение судебной статистики;
оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;
изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.
Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.
1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Ве
рховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.
2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации”[1].
Именно на основе этих статей и следует рассматривать структуру нынешнего построения организационного обеспечения деятельности судов.
Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, как отмечено в статье 7 Закона об этом Суде, является исключительно его “внутренним делом”. Как говорится в этой статье, данный суд “независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов”. Он “самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности”.
Органы юстиции
Правовая база: В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.
Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы
исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.
Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы
исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.
осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:
исполнения уголовных наказаний,
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них.
адвокатуры и адвокатской деятельности,
нотариата и нотариальной деятельности,
государственной регистрации актов гражданского состояния,
легализации и апостиля,
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
Противодействие коррупции [3]
Антикоррупционная экспертиза законопроектов
Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чем издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.
Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.
В структуру Минюста входят:
Центральный аппарат
11 департаментов по основным направлениям деятельности
Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
Департамент организации и контроля
Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
Департамент государственной службы и кадров
Департамент международного права и сотрудничества
Департамент конституционного законодательства
Департамент гражданского и социального законодательства
Департамент управления делами
Департамент по делам некоммерческих организаций
Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения
Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
Отдел делопроизводства
Научный центр правовой информации
государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
Российская правовая академия
Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»[источник не указан 151 день]
Судебно-экспертные учреждения
Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации