Отмена крепостного права

Буржуазные реформы и контрреформы. В конце 50-х годов XIX века в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Сельское хозяйство переживало застой. Крепостное право тормозило развитие производительных сил. Промышленности не хватало свободных рабочих рук, т. к. около 35% населения России находилось в крепостном состоянии. Частыми были случаи, когда крестьяне бежали от своих господ, отказывались от работы, поджигали помещичьи имения. Из центральных районов они массами бежали на юг — в Крым и на Украину, где, по слухам, «дают землю и волю».

В советской исторической науке утвердилась точка зрения, что в стране в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века сложилась революционная ситуация. Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и произвести частичные изменения политических институтов. Однако сегодня ряд исследователей считает, что крепостническая система еще не исчерпала все свои резервы и еще могла существовать и далее. Антикрепостнические выступления крестьян сильно преувеличены. И, действительно, отменяя крепостное право, самодержавие вынуждено было пойти вразрез с желаниями большей части своей собственной опоры: основная масса дворян была по-прежнему настроена против отмены крепостного права. Однако невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру II.

Либеральные дворяне понимали необходимость перемен. Поданные правительству в 1855–1857 годах 63 записки однозначно предлагали отменить крепостное право. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах,— писал К. Д. Кавелин историку С. М. Соловьеву в начале 1856 года,— об нем говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не производя в них корчь и нервических припадков». Александр II в 1856 году тоже пришел к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу».

В общественной жизни России крепло радикальное революционно-демократическое направление. Все большую популярность приобретал журнал «Современник», направление которого определялось статьями Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Радикальная программа освобождения крестьян могла быть обнародована только в условиях, когда было официально разрешено в печати обсуждать «крестьянское дело». Политическая ситуация герценовских изданий «Вольной русской типографии» («Колокол», «Полярная звезда»), издававшихся в Лондоне, была проникнута надеждой на реформу «сверху», верой в самодержавную инициативу и поддержку общества.

В начале 1857 года был учрежден Секретный комитет для подготовки реформы, а в ноябре в рескрипте на имя великого генерал-губернатора Назимова Александр II объявил о том, что крестьянская реформа должна быть осуществлена в ближайшем будущем. Дворянам было предложено образовать по губерниям губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Сторонниками и сотрудниками Александра II в деле освобождения крестьян были: великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, министр внутренних дел граф Ланской и его помощники Н. Д. Милютин, Я. С. Соловьев, генерал граф Я. И. Ростовцев и представители общественных кругов, как славянофилы, так и западники (Ю. Ф. Самарин, князь Черкасский, Н. Д. Кавелин). Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало подъем энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант-революционер А. И. Герцен приветствовал царя-освободителя восторженной статьей. Консервативные помещики-крепостники нападали на редакционные комиссии, которые были созданы при Главном комитете (возглавляли Редакционный комитет граф Я. И. Ростовцев и Н. А. Милютин). Дворяне-крепостники обвиняли редакционные комиссии в желании «обобрать дворян», называли некоторых членов комиссии «красными», в то время, когда «8/10из членов комиссии суть сами помещики, а некоторые из них и весьма богатые».

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Общее положений о крестьянах...» гласило: «крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей». Однако земли помещиков были признаны собственностью помещиков. Крестьяне за отводимые им земельные наделы сначала должны были отбывать рабочую повинность или платить деньгами («временно обязанные крестьяне»). По заключении договоров («уставных грамот») отношения крестьян к помещику окончательно ликвидировались, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» (в размере 6% с выкупной ссуды).

Средний размер «душевого» надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины. В некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы были несколько уменьшены («отрезки»). Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, миром. Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ — в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его дворянско-помещичью сущность.

После освобождения крестьян появилась потребность создания всесословных органов для заведования местными делами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных учреждениях», изданным 1 января 1864 года. Согласно этому положению «органами земского самоуправления в уездах были уездные земские собрания, “состоявшие из земских гласных”», избираемых на 3 года тремя куриями избирателей: 1) местными землевладельцами; 2) крестьянскими обществами; 3) городскими избирателями. Предметами компетенции земских учреждений были: дела о земских повинностях, раскладка общих податных сборов на местные нужды, вопросы народного продовольствия и общественного призрения, страхование зданий от пожара и других стихийных бедствий, управление земским имуществом и расходование земских денежных сумм, попечение «о построении церквей и школ», участие «преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, попечение о народном здравии»; меры по охране скота и растений и т. д. Впоследствии на первое место в работе земских учреждений выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи населению.

В 1870 году было издано «городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами. Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях. Даже те функции, которые оставались за земством, например, продовольственное дело, обставлялись такими оговорками, которые обеспечивали правительству возможность изымать часть продовольственных капиталов для общегосударственных нужд.

В ноябре 1864 года были введены в действие новые судебные уставы. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (государственный обвинитель — прокурор или «товарищ прокурора», с другой — защитник подсудимого, адвокат из состава «присяжных поверенных», в которое входили лица с юридическим образованием). Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию «из местных обывателей всех сословий».

Крымская война показала, что регулярная армия, основой построения которой были рекрутские наборы, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств. Еще в 1855 году была создана «комиссия для улучшения военной части» под председательством Ридигера. Комиссия долго работала вхолостую, т. к. военный министр князь В. А. Долгорукий обратил всю свою энергию на изменение формы обмундирования войск. По поводу замены формы генералам, которых одели в зимние шаровары из красного сукна, острословы шутили: «И обновленная Россия надела красные штаны». 9 ноября 1861 года в должности военного министра был утвержден выдающийся генерал Д. А. Милютин. Ему к январю 1867 года, по сравнению с 1864 годом, удалось уменьшить численность войск с 1132 тыс. до 742 тыс. человек. Первого января 1874 года был издан Манифест о всеобщей воинской повинности и новый «Устав о воинской повинности». Многолетняя рекрутчина была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок действительной службы в армии был установлен 6-летний; отбывшие срок зачислялись на 9 лет в запас армии (во флоте соответственные сроки — 7 лет и 3 года). При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию (для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев). Из армии изгонялась суровая муштровка и палочная дисциплина. Их место заняло разумное и гуманное воспитание и обучение солдат. Появилась возможность проникновения в офицерскую среду недворян, что уничтожало кастовость офицерского корпуса. В целом реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.

В 60-х годах началась реформа образования. Был издан новый университетский устав (1863 год), по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление. Совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные кафедры. Школьная реформа (1864 год) демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы.

В середине 60-х годов началась реформа в области печатного дела. Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов. Духовными вождями значительно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х годах XIX века становятся журналы «Современник» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова и «Русское слово» Д. И. Писарева.

В 1881 году на престол, после трагической смерти своего отца, вступил Александр III (годы правления — 1881–1894), и царское правительство перешло к политике осуществления «контрреформ». Новый император под напористым влиянием обер-прокурора св. Синода К. П. Победоносцева склонился в сторону реакции. 29 апреля 1881 года появился манифест, в котором царь заявлял, что берется за дело правления «с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». По опубликовании манифеста три либеральных министра подали в отставку — министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза и военный министр граф Д. А. Милютин. Правда, в манифесте, наряду с фразой о сохранении неограниченного самодержавия, говорилось, что великие реформы минувшего царствования будут развиваемы дальше. Новый министр внутренних дел, славянофил, граф Н. П. Игнатьев сохранил практику призыва «сведущих людей» из земских кругов для совместного обсуждения подготовляемых правительством мероприятий. Министерство финансов во главе с Н. Х. Бунге провело ряд мер для улучшения положения крестьян и положило начало рабочему законодательству по охране труда.

По мнению исследователей, реакционный курс во внутренней политике окончательно восторжествовал лишь в мае 1882 года, когда вместо Игнатьева министром внутренних дел был назначен граф Д. А. Толстой, а министром народного просвещения стал И. Д. Делянов, рабски покорный Д. А. Толстому и К. П. Победоносцеву. Начался последовательный ряд «реформ наизнанку», ограничивавших и искажавших либеральные реформы 60-х годов XIX века.

Еще в августе 1881 года было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия. В любой местности страны могло быть введено чрезвычайное положение. Глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда не угодных ему лиц. В августе 1882 года были приняты Временные правила о печати. Совещание четырех министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. С 1883 года стали действовать охранные отделения (охранка) — жандармские органы, которые специализировались на агентурной работе. В 1884 году был издан новый университетский устав, уничтожавший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое могло также назначать и увольнять профессоров. В 1887 году министр народного просвещения И. Д. Делянов издал «циркуляр о кухаркиных детях», предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий. Правительство стремилось придать образованию сословный характер. 12 июля 1889 года было издано «Положение о земских участковых начальниках»; его целью было создать «крепкую и близкую к народу власть». В руках земских начальников соединилась и судебная, и административная власть над крестьянами. Изданное в 1890 году новое положение о земских учреждениях усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях, контроль администрации над этими учреждениями. В 1892 году было принято новое Городское положение, которое значительно урезало самостоятельность городского самоуправления и в три-четыре раза уменьшало число городских избирателей. Менее успешным было правительственное наступление на судебные учреждения. Решительных преобразований здесь провести не удалось. Правительство Александра III приняло ряд мер по русификации окраин. В Прибалтийском крае правительство боролось с германизацией: в 1885 году всем присутственным местам и должностным лицам велено было вести делопроизводство и переписку на русском языке. В 1887 году было велено вести на русском языке преподавание в средних учебных заведениях. В 1893 году Дерптский университет был переименован в Юрьевский. В управлении Кавказским краем правительство Александра III стремилось к «объединению с прочими частями империи».

Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев. Черта еврейской оседлости (где разрешалось жить евреям) была сокращена, и в пределах «черты оседлости» евреям было запрещено селиться вне городов и местечек. В 1887 году была введена печально известная «процентная норма» для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. В 1891 году было запрещено селиться в Москве евреям-ремесленникам, которые имели это право по закону 1865 года. В 1891 году был произведен ряд выселений евреев из Москвы.

Наши рекомендации