Китайская Народная Республика 2 страница
закрытое плотиной «Три ущелья», высотой 185 м. На плотине будут установлены 26 турбин суммарной мощностью 18,2 млрд кВт электроэнергии, что эквивалентно работе 10 крупных теплостанций, потребляющих
50 млн т угля в год.
Для Китая проект «Три ущелья» имеет стратегическое значение. Во-первых, реализация проекта поможет стране решить проблему обеспечения электроэнергией растущую национальную экономику. Во-вторых, КНР жизненно необходимо перейти на экологически более чистые виды электроэнергии (на рубеже XX—XXI вв. на «грязных» тепловых электростанциях производилось до 80 % всей электроэнергии, причем уголь служил источником 70 % производимой электроэнергии). В-третьих, сооружаемая плотина даст возможность предотвращать наводнения, которые в этой местности случаются довольно часто и приводят к массовой гибели людей и огромным финансовым потерям. Наконец, в-четвертых, по специальному каналу смогут проходить суда водоизмещением до 5 тыс. т. При этом гидроэнергоресурсы (потенциал которых может обеспечить выработку 6 трлн кВт • ч электроэнергии) в целом используются слабо. Особое значение придается развитию атомной электроэнергетики и международному сотрудничеству в этом направлении. Первая в Китае АЭС «Цзиньшань-1» построена вблизи
Шанхая.
Крупная отрасль промышленности Китая — черная металлургия. Она также значительна и в мировом масштабе. В ней достигнут высокий уровень производственной концентрации: 2/3 всей стали в стране выплавляется на десяти ведущих комбинатах. Сформировались следующие металлургические базы: Северо-Восточная (центры — Аньшань, Бэньси, Фушунь, Далян), Северная (Пекин, Тяньцзин), Внутренняя Монголия (Баотоу), Шанхайская (Шанхай, Баошань), Центральная (Ухань).
Менее развитой является цветная металлургия. Имеющиеся предприятия расположены на северо-востоке, где сосредоточены электроэнергетические мощности, основные потребители и, частично, сырье. Недостаточный уровень развития цветной металлургии, в свою очередь, сдерживает движение других отраслей
хозяйства.
Основные отрасли машиностроения созданы в 1950-е гг. при решающем участии СССР. В настоящее время в Китае выпускается различная машиностроительная продукция — от горного оборудования, тракторов и автомобилей до самолетов, ЭВМ и космической техники. На северо-востоке размещается металлоемкое машиностроение с ориентацией на потребителей в самом районе — производство металлургического, горно-шахтного, железнодорожного оборудования, станков, электротехники, транспортных средств и сельскохозяйственной техники (Шэньян, Харбин, Чанчунь, Лоян, Далян). В крупных транспортных узлах (Ухань, Наньчан, Чжучжоу) доминирует производство локомо-
тивов и вагонов. Ведущий машиностроительный центр страны — Шанхай.
Среди отраслей химической промышленности преобладает производство минеральных удобрений. Активно развивается нефтехимия. Значительный уровень достигнут в развитии легкой и пищевой промышленности.
В стране создана собственная военная промышленность, в том числе производство ракетно-ядерного оружия. Реализуется космическая программа.
Сельское хозяйство полностью обеспечивает продуктами питания более чем миллиардное население и даже дает продукцию на экспорт. Китай — крупнейший мировой производитель сельскохозяйственной продукции. Он занимает первое место в мире по сбору зерна, хлопка, овощных и бахчевых культур, табака, арахиса, рапса, по поголовью свиней, лошадей, птицы. В сельском хозяйстве занята основная часть экономически активного населения страны и в аграрном секторе создается почти пятая часть ВВП Китая.
В земледелии — главной отрасли сельского хозяйства — резко преобладают зерновые, прежде всего рис и пшеница, хотя культивируются десятки растений от умеренного до тропического климатических поясов. Если рис выращивается на орошаемых землях преимущественно на юге страны и в долине Янцзы, то пшеница — на Великой Китайской равнине и в долине Хуанхэ. Среди технических культур явно преобладает хлопчатник (сырьевая основа «текстильной экспансии» Китая на мировом рынке!), основные посевы которого приурочены к бассейнам Хуанхэ и Янцзы. Китай славится чаем, под который отведены террасированные склоны гор на юго-востоке и юге. Очень значимым источником продуктов питания для китайцев являются рыболовство и рыбоводство.
Выделяются следующие сельскохозяйственные районы: северо-восточный, Великая Китайская равнина, восточный, южный, северо-западный, Тибетское нагорье.
• Первый район является зерноводческим. Он охватывает весь северо-восток страны, где располагаются плодородные чернозе-мовидные почвы. Здесь выращивается яровая пшеница, гаолян (разновидность сорго), соя.
Второй район имеет зерноводческо-хлопководческую специализацию. Ядром района является Великая Китайская равнина. Это главная в стране область возделывания озимой пшеницы и хлопчатника, вторая после северо-востока область возделывания сои. К району относится также Лёссовое плато, примыкающее к Великой Китайской равнине на западе. Основными культурами здесь тоже являются озимая пшеница и хлопчатник.
Третий район обладает ярко выраженной рисоводческой специализацией. Он занимает ту часть Восточного Китая, которая
находится в бассейне Янцзы. Северная границы района проходит по хребту Циньлин, южная — по хребту Наньлин. Кроме риса здесь выращиваются также пшеница, хлопчатник, бобовые и масличные культуры. К югу от долины Янцзы на склонах холмов располагаются знаменитые чайные плантации. Особую роль в этом районе играет провинция Сычуань, центром которой является город Чэнду. Провинция расположена в западной части района и занимает обособленную, отгороженную горами, Сычуаньскую котловину. Здесь выращиваются почти все сельскохозяйственные культуры, известные в Китае. При орошении тут можно собирать два-три урожая риса, пшеницы, овощей. В целом за восточным районом закрепилось название «зеленый Китай».
Четвертый район охватывает тропическую часть Южного Китая, расположенную к югу от хребта Наньлин. Это область тропического муссонного климата. Главные культуры здесь рис и сахарный тростник. Район поставляет также разнообразные тропические и субтропические фрукты.
Пятый район представляет зону степей, полупустынь и пустынь Северо-Западного Китая и Внутренней Монголии и специализируется на пастбищном животноводстве. Земледелие ведется только в оазисах, расположенных в Джунгарской и Кашгарской котловинах. Этот район называют сухим Китаем.
Шестой район, совпадающий с самым обширным в мире Тибетским нагорьем, специализируется на отгонном животноводстве Летом скот пасется на высокогорных пастбищах, зимой в долинах. Возделываемые продовольственные культуры здесь — местный морозоустойчивый ячмень цинкэ, а также яровая пшеница В целом район называется высоким Китаем или холодным
Китаем.
Для Китая с учетом численности его населения, размеров территории и уровня развития экономики огромное значение имеет транспорт, прежде всего железнодорожный. Сеть железных дорог охватывает в основном восточные районы страны. Главные направления проходят преимущественно в меридиональном направлении. Они связывают плотно заселенные и экономически наиболее развитые провинции страны. Крупный железнодорожный
узел_____ Пекин. От него отходят магистральные линии к морским
портам и другим хозяйственным центрам. Железнодорожная сеть Китая связана с российским Забайкальем и Приморьем, а также с железными дорогами Монголии, КНДР и Вьетнама.
Однако железнодорожный транспорт постепенно уступает свои позиции автомобильному, морскому (главные порты: Шанхай, Сянган, Далянь, Циндао, Тяньцзинь и др.), речному (80% его грузооборота приходится на бассейн р. Янцзы), трубопроводному, авиационному. Автодорожную сеть представляют шоссейные, грунтовые или улучшенные грунтовые дороги. Коммуникаций с
твердым покрытием недостаточно. Автомобильные дороги проложены во всех провинциях страны. Еще в 1978 г. была сооружена Каракорумская автодорога, открывшая Китаю выход в Пакистан. Местное транспортное значение имеют многочисленные реки и каналы. Главная водная артерия страны р. Янцзы доступна для речных судов на протяжении 2 700 км от устья до г. Ичан, для морских на протяжении 1 000 км — до г. Ухань. Увеличиваются объемы морских перевозок. Расширяются и модернизируются основные морские порты Далянь (Дальний), Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Гуанчжоу, Чжаньцзян.
Развивается авиационный транспорт. Все крупные центры страны связаны между собой воздушным сообщением. Действует несколько международных авиалиний. Их обслуживают авиапорты в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, Урумчи и других городах.
Значительную роль в экономике Китая играет внешняя торговля. Китайские промышленные товары массового потребления и сельскохозяйственная продукция известны во многих странах мира. Ведущие торговые партнеры Китая — Япония, США и Республика Корея. Разносторонний характер носят экономические связи Китая с соседними азиатскими странами, Австралией, Новой Зеландией, европейскими государствами и Канадой. Одновременно КНР проявляет растущую заинтересованность в налаживании сотрудничества с Россией. Перспективным является совместный проект строительства газопровода «Запад — Восток» от Синцзян-Уйгурского автономного района на западе Китая до Шанхая и дельты Янцзы. Рассматриваются также варианты совместного российско-китайского экспорта газа и нефти на другие азиатские рынки.
Региональные различия и региональная политика.Территориальные контрасты в КНР выражены очень ярко. При этом они касаются и природы, и экономики, и уровня жизни населения. Глубоким своеобразием отличаются все 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 особых административных района (Сянган и Аомынь). Помимо пяти автономных районов с правами провинций в Китае существуют также 30 автономных округов и 124 автономных уезда (сомона).
Подобную многоликость страны объясняют многие причины. Во-первых, обширность территории и крайне неоднородные природные условия (с одной стороны, благоприятные во многих отношениях условия приморских равнин, с другой — суровая природа высокогорных и пустынных территорий Тянь-Шаня, Гималаев, Куньлуня, Тибетского нагорья, пустыни Такла-Макан и т.д.). Во-вторых, этническая пестрота населения и культурная специфика самих ханьцев, которая заметно различается в зависимости от географического места. В-третьих, неравномерность заселения страны, различная степень экономической освоенности территории.
С учетом последней причины в пределах Китая просматриваются контуры трех крупных экономических зон.
1. Наиболее развитая в социально-экономическом отношении
зона Приморья, в состав которой входят в основном прибрежные
провинции и города центрального подчинения, а также особые
административные районы — Сянган и Аомынь (здесь наблюдает
ся наибольший приток иностранных инвестиций и расположены
практически все так называемые особые экономические зоны). Эта
зона располагает многими видами полезных ископаемых, огром
ными трудовыми ресурсами и является наиболее развитой частью
страны. Хозяйство, базирующееся на частном предприниматель
стве, отличается экспортной ориентацией. Сюда поступает основ
ной поток иностранных инвестиций. Здесь постепенно расширя
ются экспортные производства, создаются условия для привлече
ния иностранного капитала.
2. Центральные провинции страны, являющиеся «вторым эше
лоном» экономического возрождения страны. Эта зона занимает
внутренние провинции страны. Она отличается тем, что хозяй
ство здесь представлено добывающими отраслями, оборонной
промышленностью и традиционными производствами. Характер
развития традиционных отраслей экономики во многом остается
экстенсивным.
3. Относительно слаборазвитые западные и северо-западные
районы, в которых основу экономики по-прежнему составляют
малопродуктивное сельское хозяйство и горнодобывающая про
мышленность. Особый мир Китая — Тибет, где суровые условия
высокогорья очень осложняют жизнь человека. Но и здесь разви
вается не только отгонное животноводство (яки, овцы, козы,
лошади, ослы, мулы), но и земледелие (голозерный ячмень, кар
тофель, овощи). В Южном Тибете находится Лхаса — столица буд
дизма, административный и культурно-экономический центр
Тибетского автономного района. Эта зона — самая большая по
площади и представлена западными окраинными районами. Слож
ные климатические условия и низкая плотность населения сдер
живают экономическое развитие этой части страны. Здесь господ
ствует натуральное хозяйство. Перспективным фактором считает
ся наличие в этой зоне многих видов природных ресурсов.
Особыми компонентами территориальной структуры хозяйства страны являются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые стали создаваться в период экономических реформ. Они представляют собой «экономические оазисы», где действуют льготные условия для вложения иностранного капитала. Задачи СЭЗ — привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, более широкое вовлечение страны во внешние экономические связи, использование практики организации производства как школы передового опыта. Существующие в стране СЭЗ представ-
лены почти двумя десятками морских портов, приморскими провинциями и о. Хайнань. Сложился своеобразный пояс открытой территории, где сосредоточена основная часть иностранных инвестиций и проживает примерно 300 млн человек.
В Китае иногда выделяются большие экономические регионы, которые объединяют группы административных единиц. По размерам территории и численности населения каждый регион больше любого зарубежного европейского государства.
Северо-Восточный Китай (Дунбэй, в прошлом Маньчжурия) находится на перекрестие международных путей сообщения, связывающих Россию со странами региона. В этом районе находится основная индустриальная база Китая с развитым тяжелым машиностроением и металлургией, добывается много каменного угля. Крупными промышленными центрами являются Шэньян (тяжелое машиностроение, военная промышленность), Аньшань, Бэнь-си (черная металлургия), Чанчунь (автомобилестроение), Далянь (судостроение), Харбин* (машиностроение). Земледелие северо-востока страны специализируется на производстве сои. Выращивается также гаолян, кукуруза, просо, пшеница, на юге — рис. В животноводстве преобладает свиноводство.
Восток страны простирается от Великой Китайской стены на севере до хребта Наньлин на юге и выходит на побережье Желтого и Восточно-Китайского морей. Здесь на 20 % территории страны проживает свыше половины всего населения Китая. В Пекине получило развитие общее и электротехническое машиностроение, приборостроение. В Тяньцзине, крупном текстильном центре, имеются предприятия черной металлургии, машиностроения, химической промышленности, в провинции Шаньси — каменноугольный бассейн, г. Тайюань — центр черной металлургии и тяжелого машиностроения. В Лояне располагаются заводы сельскохозяйственного и электротехнического машиностроения.
Крупный индустриальный центр и важный морской порт Шанхай, расположенный на р. Хуанпу (приток Янцзы), известен судостроением. Недалеко от Шанхая находятся Ханчжоу — центр шелковой промышленности, Нанкин — станкостроение и производство электротехнического оборудования. В центральной части района выделяется Ухань с металлургическим комбинатом, заводами универсальных станков, кузнечно-прессового оборудования, сельскохозяйственных машин и речного судостроения. К западу от
* Харбин был заложен русскими строителями в 1898 г. Город задумывался как временное поселение для тех, кто строил и охранял Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД), но уже в 1917 г. там постоянно проживало 100 тыс. русских — намного больше, чем китайцев. В 1930 г. в Харбине проживало уже почти полтора миллиона русских эмигрантов и всего полмиллиона китайцев. После Второй мировой войны русское население Харбина стало очень быстро сокращаться. В современном Харбине ничего русского практически не осталось.
Уханя ведется разработка свинцово-цинковых руд, вольфрама, ртути, олова, на юге (близ Чанша) — сурьмы и марганца. Поч-венно-климатические условия Великой Китайской равнины делают этот район ведущим в сельскохозяйственном производстве. Юг и юго-запад Китая составляют шестую часть территории страны. Недра богаты рудами металлов. По их добыче район занимает первое место в стране. Наряду с горнодобывающей промышленностью большое значение имеет обрабатывающая промышленность. Крупные ее центры на юге — Гуанчжоу с текстильной промышленностью и предприятиями по производству сахара, бумаги, табака, консервов, резины; на юго-западе (в провинции Сы-чуань) в г. Чунцин развиты станкостроение, производство дизелей, турбин, электроприборов, металлургия, в г. Чэнду — текстильная и пищевая промышленность. Влажный субтропический климат юга и юго-запада Китая позволяет выращивать разнообразные сельскохозяйственные культуры, включая ананасы и бананы. В течение года собирают до двух урожаев риса и несколько урожаев овощей. Выращиваются пшеница, кукуруза, ячмень, хлопок.
Более половины площади юго-запада Китая занимает Тибетский автономный район (ТАР), являющийся наименее развитым в стране. В настоящее время в рамках реализуемой в Китае программы ускоренного развития западных регионов ТАР отводится особое место. На развитие Тибета выделяются значительные средства. Осуществляется строительство коммуникаций, энергетических объектов и другой инфраструктуры. В процессе модернизации Тибета обозначаются преимущества его уникального положения. Отсутствие здесь промышленных предприятий делает этот высокогорный край уникальным в экологическом отношении. Поэтому ведущей и наиболее прибыльной отраслью в районе становится туризм. При этом опережающими темпами в последние годы здесь развивается внутрикитайский туризм.
Запад и северо-запад — провинции и автономные районы, занимающие огромную слабозаселенную территорию по границе с Монголией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Индией, Непалом и Мьянмой. Западный Китай располагает значительными ресурсами нефти и природного газа. Во Внутренней Монголии открыты крупные залежи коксующихся углей и высококачественной железной руды, месторождения руд цветных металлов, графита, поваренной соли. Здесь действуют металлургические и машиностроительные предприятия, налажена добыча и переработка нефти. Основными промышленными центрами являются Ланьчжоу (атомная, химическая, нефтеперерабатывающая), Баотоу (металлургическая, нефтеперерабатывающая, атомная), Урумчи (металлургическая, нефтеперерабатывающая, авторемонтная, химическая, стройматериалов). В сельском хозяйстве преобладает кочевое и полукочевое скотоводство.
Для КНР с ее огромной территорией и большими различиями в природных, экономических, этнокультурных и прочих условиях особую ценность всегда представляла региональная политика. Она непосредственно осуществляется имеющимися в составе Государственного совета (правительства) такими министерствами и ведомствами, как государственный плановый комитет, государственный экономический комитет, государственный комитет по делам национальностей, государственный комитет по планированию рождаемости и др. В условиях активного строительства рыночной экономики возможности государства как главного инициатора и финансового «спонсора» региональных проектов несколько сузились. Тем не менее именно КНР во многом олицетворяет в начале XXI в. национальную региональную политику.
Основные усилия властей КНР в области региональной политики состоят в составлении конкретных региональных планов и программ (обычно в рамках национальных программ развития) для осуществления следующих целей:
• обеспечение сбалансированного развития различных регио
нов страны (особенно автономных);
• регулирование рождаемости (как национальной «метапроб-
лемы»);
• изучение и более полное использование местных природных
ресурсов (в рамках исповедовавшейся ранее концепции опоры на
собственные силы);
• развязывание местной инициативы и т.д.
Неотъемлемая часть региональной политики КНР — создание
особых экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь), рассчитанных на всемерное привлечение и использование иностранного капитала. Последний имеет ряд преференций. Так, юридическое лицо, инвестировавшее капитал в размере не менее 5 млн долл. США или предоставившее передовую технологию и действующее на предприятии с медленным оборотом капитала, частично или полностью освобождается от налогов. То же самое относится к юридическому лицу, в течение пяти или более лет осуществляющему реинвестицию своей доли прибыли в особую экономическую зону. Предприятия освобождаются от уплаты таможенной пошлины за импорт производственного оборудования, сырья, запчастей, транспортных средств и т.д. Аналогичным образом освобождаются от уплаты таможенной пошлины производимые предприятиями экспортные товары (за исключением тех, экспорт которых ограничен).
Плата за аренду земли в пределах зон зависит от рода деятельности и срока аренды. В Шэньчжэне, например, льготы предоставляются при исчислении земельного налога предприятиям, за-
пятым в сфере науки, образования, культуры и медицины. Не взимается арендная плата за землю для проектов, предусматривающих использование новейшей технологии.
Продолжая политику развития особых экономических зон, правительство Китая приняло решение сделать 14 приморских городов-портов (Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яныпай, Циндао, Ля-нъюньган, Наныпун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Гуанчжоу, Фучжоу, Чжа-ньчзян и Бэйхай) открытыми для иностранных инвестиций. В отличие от особых экономических зон эти города не являются относительно независимыми административными образованиями и во многих отношениях находятся под непосредственной юрисдикцией местных органов власти. Однако и здесь разработана гибкая система льгот и преференций для иностранных инвесторов, способствующая оживлению экономической деятельности. Широко открыт для иностранных инвестиций также китайский о. Хайнань."
Итак, географический портрет Китая многолик и сложен.
• Территория страны отличается большим разнообразием при
родных условий (достаточно упоминания о Тибете, Гималаях,
Куньлуне, Каракоруме, пустыне Гоби, Великой Китайской рав
нине, о. Хайнань и других физико-географических объектах).
• Китай — одно из наиболее обеспеченных минеральными ре
сурсами государств мира.
• Китай из полуколониальной и полуфеодальной в недалеком
прошлом страны сегодня превратился в мощную индустриально-
аграрную державу, которая по целому ряду экономических пози
ций уже соперничает с США, хотя груз социальной отсталости
населения еще велик, особенно в глубинных провинциях и авто
номных районах.
• КНР, обладая огромными абсолютными размерами ВВП (вто
рое место в мире после США), имеет еще невысокий уровень его
на душу населения.
• Первой стране мира по численности населения благодаря про
думанной демографической политике удалось снизить естествен
ный прирост до 11,5 промилле (что несколько ниже среднемиро
вого уровня).
• Территориальная структура хозяйства Китая представлена в
основном сложившимися крупными промышленными узлами
(Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Аньшань, Ухань, Пекин, Гуан
чжоу и др.); осуществляется успешная практика создания спе
циальных экономических зон; проявляется крайняя неравномер
ность в расселении и развитии хозяйства между приморскими райо
нами и западно-центральными.
• В конце XX в. в административно-территориальное деление страны вносятся важные коррективы: к имеющимся провинциям, автономным районам и городам центрального подчинения добавляются особые административные районы — Сянган (Гонконг) с 1997 г. и Макао с 1999 г. (ныне — владение Португалии).
Контрольные вопросы и задания
1. Из истории известно, что Китай ассоциировался со Срединной империей. Какой географический смысл вкладывался в это выражение? 2. Охарактеризуйте географическое положение Китая и его природно-ресурсный потенциал. 3. Что представляют собой автономные районы КНР? В чем состоит «деликатность» отношений центрального правительства с властями и населением Тибетского автономного района? 4. Что вы знаете о политике планирования семьи в Китае? Каковы ее главные цели и средства? 5. Почему плодами реформ и открытости экономики в большей степени воспользовался Восточный Китай, а не внутренние провинции? 6. Где расположены основные сельскохозяйственные районы Китая (для ответа сравните физическую и экономическую карты страны)?
Япония
Япония — древнее государство, веками формировавшееся в идеальных условиях «исторической пробирки», — островная страна, с единым языком, с однородным по составу населением, с опытом «плотной» самоизоляции и т.д. Это страна, которая в XIX в., в колониальную эпоху, практически единственная в Азии избежала колонизации и освободилась от статуса слаборазвитости. Не обладающая богатыми природными ресурсами, она имеет единственный «исконный» ресурс — рабочую силу, отличающуюся высочайшим чувством ответственности и приспособляемостью. Впрочем, все японцы представляют собой уникальный сплав дисциплинированности, воспитанности, старательности и ответственного отношения ко всему тому, чем они занимаются. Именно в этом многие видят главный секрет японского «экономического чуда».
Япония расположена на четырех крупных островах {Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю) и тысячах мелких и омывается с запада Японским морем, с востока — Тихим океаном. С одной стороны, островное положение сказывается на интенсивном развитии «морской» экономики, на характере внутренних и внешних связей Японии, на менталитете японцев. С другой — японские острова лежат в пределах сейсмоопасной зоны, а также на путях движения тайфунов — ураганов, происходящих во время осенней смены муссонов. Землетрясения и тайфуны доставляют много бед японцам.
Стремительное развитие Японии во второй половине XX в. привело к тому, что страна быстро превратилась в индустриальную державу, один из главных мировых экономических центров. Современная Япония — это также сочетание высочайших образцов научно-технической цивилизации с древней и самобытной культурой. Такое своеобразие Японии объясняется прежде всего единством естественных, исторических, этнокультурных, социально-политических и международных факторов, всегда оказывавших глубокое воздействие на процесс развития Страны восходящего
солнца*.
Географическое положение, природа и ресурсы.Япония представляет собой раздробленный архипелаг, состоящий из четырех крупных и нескольких тысяч мелких островов. Они распределяются на следующие группы: 1) Центральная (или старая) Япония, в феодальные времена носившая название Ниппон, включающая три основных острова — Хонсю, Сикоку, Кюсю и прилегающие к ним мелкие острова; 2) Северная Япония, представленная о. Хоккайдо, который стал осваиваться с 70-х гг. XIX в.; 3) Южная Япония, включающая о. Рюкю, самый большой из них — Окинава.
Островное положение Японии дает основание сравнивать ее с Великобританией. Однако Корейский пролив, отделяющий Японию от материковой Азии, почти в 6 раз шире, чем Ла-Манш. Отчасти по этой причине в исторические времена Япония не подвергалась успешному вторжению чужеземцев**. , Японский архипелаг протянулся изогнутой цепочкой с севера на юг на 3 400 км вдоль побережья Восточной Азии. Гирлянда Японских островов, являющаяся «приподнятым порогом» гигантских ступеней восточноазиатской лестницы, возвышается над глубочайшими океаническими впадинами. Близкое соприкосновение высот с глубинами выступает следствием и причиной большой тектонической неустойчивости. Нигде в мире не наблюдается такой интенсивной сейсмической деятельности, как здесь. Эти три фактора — островное положение, значительная разница в геогра-
* Историческое название страны Ниппон (Нихон) появилось в середине VII в. Это японское чтение китайских иероглифов «Жи-бэнь». Иероглиф «жи» (по-японски «нити») означает солнце, иероглиф «бэнь» (по-японски «хон» или «пон») — корень, основание, начало. Европейское наименование страны появилось позднее. Оно возникло, вероятно, от малайского слова «Джапунг», видоизмененного португальцами и испанцами. Португальцы называли Японию Жапан, испанцы — Хапон, англичане — Джапэн, французы — Жапон, голландцы — Япан. От последнего образовалось русское название — Япония.
** В 1274 г. монгольский правитель Китая Хубилай попытался захватить Японию, но был отбит. В 1281 г. Хубилай снова предпринял поход. Он задумал поставить поперек Корейского пролива десять тысяч судов, чтобы соединить их деревянным настилом и пустить по этому мосту монгольскую конницу. Однако этот гигантский флот был уничтожен внезапно налетевшим тайфуном, который получил в японской истории название Божественного ветра — Камикадзе.
фичсской широте и сейсмичность обусловили особый тип природных условий Японии.
Япония, страна вулканов и частых землетрясений*, характеризуется гористым и чрезвычайно пересеченным рельефом, мало пригодным для земледелия. Высшей точкой Японских островов считается потухший вулкан Фудзияма (3778 м), который одновременно является национальным символом страны. Его белоснежная корона венчает одну из самых больших равнин Хонсю — равнину Конто, или Токийскую (17 тыс. км2), расположенную на побережье Токийского залива. Здесь находится столица и ряд других крупных городов. Вторая значительная равнина Ноби, или Нагоя. также находится на Тихоокеанском побережье, у залива Исс. Главный экономический центр там — г. Нагоя. Третья по значению равнина Кинки, или Осака, находится на юго-западе Хонсю. На ней размешены древние японские столицы Нара и Киото и крупнейший промышленный центр Осака. Других обширных равнин и низменностей в Японии нет. Разнообразием и филигранностью отличаются береговые очертания островов. Исключительно длинная береговая линия свидетельствует о глубоком контакте территории страны с морем. Данное обстоятельство подчеркивается еще тем фактом, что единственными крупными производящими территориями, центрами наибольшего скопления населения яатя-ются узкие прибрежные более или менее равнинные зоны**. Внутренние части Японских островов, занятые горными цепями, идущими преимущественно в долготном направлении, покрыты роскошными лесами или горнолуговой растительностью и слабо заселены. Широтное различие отдельных островов вносит большое разнообразие в климат, а также во флору и фауну страны.