Материя.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
· материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,авсе иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
· объективно-идеалистический подход- материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
· субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
· позитивистский - понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Элементами структура материи являются:
· неживая природа;
· живая природа;
· социум (общество).
Характерными чертами материиявляются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.
1. Движение материи: возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
2. Материя имеет способность к самоорганизации- созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания, и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью.
Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
3. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный.
Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники 2-го - реляционного (от лат. relatio -отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образ. взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория,исходя из которой:
· время- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
· пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
4. Отражение- способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте)
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание- это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Понятие движения.
Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием "движение".
Наличие движения в окружающей действительности, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские концепции. Но с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному.
Одним из 1-ых движение как фил-ую категорию, подвергнул анализу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. Рассуждения Зенона в одной из его апорий " Летящая стрела покоится" можно реконструировать примерно так: когда стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована как покоящаяся, то есть ее скорость равна нулю. Движущаяся стрела не движется в том месте, где она находится (покоится), но она не может двигаться и там, где ее нет. Поэтому движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя: движения не существует.
Итак, для движения как атрибутивного свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость. Движение абсолютно, но в "чистом" виде, как "движение вообще" оно не существует. Оно может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых обладает особыми, специфическими свойствами. Классифицировать формы движения пытались многие мыслители прошлого, но впервые вывод о качественном многообразии форм движения, в связи с конкретными видами материи и их взаимосвязью, предложил Ф. Энгельс. Опираясь на достижения естествознания XIX в., он выделил пять основных форм движения: механическую, которую он рассматривал как пространственное перемещение тел; физическую, куда он включил теплоту, свет, электричество и магнетизм; химическую, рассматриваемую как движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества; биологическую, жизнь как способ существования белковых тел, и общественную, куда включалось и мышление. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.