Тема 1. ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Смысл и содержание преподавания и изучения курса политологии заключается в том, чтобы студенты (в будущем специалисты с высшим образованием) овладели прочными политическими знаниями, отражающими объективную действительность и достижения науки; определили свои мировоззренческие установки и убеждения; приобрели умения, навыки осознанного политического участия в политической жизни общества.
Отличительной особенностью политологии является прикладной характер и связь с реальной действительностью. В условиях современных политических отношений, когда происходят политические трансформации и модернизации, усложняется политическая структура и динамика общества, роль политологии как науки и учебной дисциплины постоянно возрастает.
На рубеже CC-CCI вв. политическая наука и практика обогатились новым содержанием, возникли новые отрасли и направления политических исследований: «политические технологии», «политический менеджмент», « политический маркетинг» и др.
В этих условиях приобретение широких политических знаний должно стать составной частью профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.
Овладение студентами основами гражданской политической культуры, практическая подготовка личности к политическому участию и политическому самообразованию является целью курса «Политология» и данного учебного наглядного пособия
Раздел I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
1.1 Политика – объект научных исследований.
1.2 Структура, уровни и функции политики.
1.3 Связь политики с другими общественными сферами.
1.1 Политика – объект научных исследований. Две тысячи пятьсот лет тому назад было замечено, что «человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель). А еще раньше было сформулирована основная задача гуманитарных наук – «познай самого себя» (Сократ). Закономерным итогом развития гуманитарных знаний по этому пути к ХХ в. явилось возникновение множества наук о человеке и обществе, в том числе и выделение науки о политике в отдельную отрасль научного знания, превращение её в учебную дисциплину вузов.
Впервые кафедра политической науки была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже (США, ныне Колумбийский университет). Несколько позже подобные научные и учебные центры возникли во Франции (1871 г.) и Великобритании (1898 г.). В течение первой половины ХХ века выделение политологии в самостоятельную научную дисциплину завершилось, а после рекомендации ЮНЕСКО (1948 г.) ввести изучение политологии в учебных заведениях, она приобрела статус и учебной дисциплины. В этом качестве политология преподаётся в вузах Беларуси с 1989 г.
Понятие «политика» в своих смысловых значениях столь же многогранно, как и та часть социальной реальности, которую оно обозначает в качестве объекта политологии.
В этимологическом* смысле термин политика происходит от древнегреческого слова «polis» (община-государство, город-государство), которое в свою очередь имеет своим основанием слово «poly» (много, многое). Отсюда же производные термины: «polites» - свободный член общины, гражданин; «politike» – общественные, публичные, государственные дела; «politikos» – общественный, государственный деятель. Иначе говоря, в античной Греции государство отождествлялось с обществом свободных граждан, коллективно (посредством народных собраний) управляющих делами, а понятием «политика» обозначалась деятельность по управлению общественными, в данном случае, государственными делами. На основании смыслов данных слов и был сформулирован первый ряд до сих пор сохраняющих своё научное значение понятий политики: «искусство управлять
______________________
*Этимология – раздел языкознания, исследующий происхождения слов.
государством»; «искусство общения»; «деятельность по обеспечению общего блага» (Платон, Аристотель IV в. до н. э.). Обобщая смыслы этих понятий, мы получим исторически исходное общее определение политики – это сфера деятельности сообщества свободных граждан по управлению государственными делами с целью обеспечения общего блага.
К ХХI в. в понятийном описании политики как объекта научных исследований сложилось множество её интерпретаций, характеризующих различные грани политической деятельности. В этом множестве выделяются (1) группа частных и (2) общих определений политики.
Особенность группы частных определений в том, что каждое из них характеризует лишь одну из граней бесконечно сложного мира политических явлений. К тому роду определений относятся:
- ценностно-установочные (нормативно-этические, правовые) трактовки, в центре внимания которых находится вопрос о том, какой политика должна быть с позиций императивов* – норм нравственности, идеально желаемого или соответствовать законам и праву. Типичным примером такого рода определений являются интерпретации смысла политики как деятельности «по обеспечению общего блага»; или «по реализации интересов общества, народа, класса, нации и т.д.»; или «по обеспечению законности и конституционных прав человека»;
- конфликтологические определения, трактующие политику как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов в обществе;
- телеологические** определения политики, представляющие её как «деятельность по достижению коллективных (групповых) целей»;
- регулятивные определения политики, характеризующие её как деятельность по авторитарному распределению ценностей в обществе и установлению определенного порядка в этой сфере;
- процессуальные трактовки определяют политику как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.
Особенность общих определений политики состоит в том, что здесь преобладают стремления обозначить её единым универсальным понятием на основе выделения наиболее общих, сущностных черт этого явления, избегая его частных характеристик.
К группе общих определений политики следует отнести и её социологическую трактовку как соперничество, т.е. конкурентную деятельность определённых организованных социальных групп за реализацию своих интересов с помощью государственной власти или влияние на неё.
_______________________
*Императив – повеление, требование.
**Телеология – учение, наука о целях человеческой деятельности.
1.2 Структура, уровни и функции политики. Характеристика политики в качестве объекта политологии не исчерпывается суммой вышеперечисленных понятий. Поэтому и для того, чтобы расширить наши представления о структуре политики как объекте научных исследований, необходима констатация: политика – это 1) всегда деятельность людей, и 2) одна из составных частей общественных отношений.
С целью более полного описания политики как объекта политологии, необходимо подчеркнуть:
- все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики;
- вся масса субъектов политической деятельности всегда неоднородна (гетерогенна) не только по своему социальному составу, но и с точки зрения тех политических ролей (функций), которые они исполняют;
- субъектность политики существует и реализуется на качественно различных уровнях, т.е.
1) уровень (первичный) – социальные (большие и малые) группы;
2) институциональный уровень, где субъектами политики выступают государство, политические партии и другие общественные организации;
3) индивидуальный уровень, т.е. политическая деятельность отдельных граждан, в том числе политических лидеров, членов политических партий, парламентариев, министерств и т.п.
Являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются:
- вопрос об устройстве государства;
- вопрос: кто должен управлять государством?
- как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы?
- в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть?
Политические отношения пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Границы мира политики и политических отношений существуют, но они подвижны, изменчивы, и здесь всегда следует считаться с тем, что любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение, прямо или косвенно, связано с проблемой политической власти.
|
|
|
|