ВИЗАНТИЯ В XII—XV вв. ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ НА БАЛКАНАХ

Развитие феодальных отношений в Византии. В начале XII в. основная масса крестьян в Византии находилась уже в поземельной и личной зависимости. Однако оставался еще значительный слой свободных крестьян, плативших государственные налоги. Государственными повинностями облагались также зависимые крестьяне.

Свободные крестьяне разорялись под тяжестью государственных повинностей и селились на землях феодалов. Тем самым они из государственных подданных превращались в зависимых — париков, находившихся под судебной властью земельных собственников. Императорская власть санкционировала это частное господство, раздавая церковным и светским феодалам экс-куссию (иммунитетные привилегии). Так крупные феодалы превращались во всевластных вотчинников, располагавших аппаратом судебно-административной власти и вооруженными дружинами. Чтобы заручиться поддержкой феодалов, императоры жаловали им земли с населением на условиях выполнения военной и административной службы. Такие пожалования назывались прениями. Сперва они давались пожизненно, а затем стали наследственными, что привело к усилению независимости феодалов от императора.

В XII в. происходил дальнейший рост византийских городов, особенно провинциальных. Появились многочисленные ярмарки. В стране все шире распространялись товарно-денежные отношения. Но византийские города не добились, подобно западноевропейским, самоуправления. Ими управляли стра-тиги, в распоряжении которых находились гарнизоны войск из наемников. Горожане подвергались жестокой фиксальной эксплуатации. В городах все более укреплялись феодалы, которые владели там торговыми заведениями и сбывали производимые в их вотчинах продукты, что тяжело отражалось на развитии городской экономики и благосостоянии купцов и ремесленников. С ослаблением императорской власти феодалы стали полновластными господами в городах. Византийское купечество не в силах было противостоять конкуренции венецианцев и генуэзцев, которые захватывали ключевые позиции не только во внешней, но и во внутренней торговле страны. Изделия византийского ремесла вытеснялись более дешевыми товарами из итальянских городов. Впоследствии это привело к глубокому упадку византийских городов.

Византия в XII в. В XII в. Византия укрепила свое положение в Малой Азии. Внешняя опасность на время сплотила феодалов вокруг императорской власти. Это позволило основателю династии Комнинов Алексею I (1081—1118) изгнать вторгшихся на Балканы южноитальянских норманнов и разгромить печенегов. Используя успехи крестоносцев во время первого крестового похода, Византия повела наступление против турок и отвоевала юг Малой Азии. Император Мануил I (1143—1180) восстановил ленную зависимость крестоносного Антиохийского княжества, вернул под византийское господство Далмацию и на время поставил в зависимость от империи Венгрию. Но в 1176 г. Византия снова потерпела поражение от турок и вынуждена была перейти к обороне.

Через три года после смерти Мануила I в Константинополе вспыхнуло народное восстание, направленное против придворной клики и засилья итальянцев. Воспользовавшись народным движением, власть захватил Андроник I Комнин (1183—1185) — двоюродный брат Мануила, вернувшийся в Константинополь после длительной ссылки. Чтобы создать себе популярность в массах, он пытался провести некоторые реформы — упорядочить сбор налогов, ликвидировать произвол чиновников и обуздать непокорную знать. Андроник покровительствовал византийским купцам и принимал меры для развития торговли и ремесла с целью увеличить доходы от налогообложения. Подавляя сопротивление знати, он не останавливался перед массовыми репрессиями и казнями своих противников. Столичные и малоазийские аристократы организовали против Андроника заговор и призвали на помощь южноитальянских норманнов — злейших врагов Византии, которые захватили город Драч (Диррахий), а затем разграбили

Фессалонику. В Константинополе поднялось восстание. Андроник был растерзан толпой, а затем повешен. На престол вступил ставленник аристократии Исаак II Ангел.

В столице и стране господствовал произвол. Чиновники расхищали государственные средства. При дворе не прекращались пиры. Непомерно возросли и до того высокие налоги. Ослабевшая империя распадалась на части. От византийского ига освободились Северная Болгария и Сербия, отделились Трапезунд и Кипр. Венгрия захватила Далмацию. Вспыхивали восстания крупных феодалов. В Константинополе произошел новый дворцовый переворот: Исаак II был свергнут своим братом Алексеем (1195 г.). Этим воспользовались противники Византии, направив против нее крестоносцев.

Латинская империя и византийские государства. В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносными полчищами. Византийская империя пала, и на ее развалинах образовались Латинская империя и несколько византийских государств. В Малой Азии образовалась Никейская империя. На Адриатическом побережье от Диррахия до Коринфского залива сложилось Эпирское царство. На южном побережье Черного моря возникла Трапезундская империя, находившаяся первое время под покровительством Грузии. Наиболее сильным из этих трех государств была Никейская империя, которой приходилось вести постоянные войны с турками и латинянами. Разгром болгарами войск Латинской империи в 1205 г. значительно укрепил положение Никеи. Никейские императоры, помимо доходов от налогов с крестьян и городского населения, а также от торговых пошлин, получали большие поступления от поместий императорского домена, что позволило им укрепить свою власть и создать боеспособное войско. Вступая в различные коалиции против латинян, они вытеснили их из Малой Азии и готовились к освобождению Константинополя. К этой же цели стремилась Болгария, разгромившая в 1230 г. войска Эпирского царства и установившая свою гегемонию на Балканах. Однако в Болгарии начались феодальные смуты; страна была разорена в результате татарского нашествия. Это позволило Никее активизировать завоевательную политику на Балканах. В 1246 г. никейцы овладели Фессалоникой, а в 1261 г. в результате внезапного нападения никейских войск был освобожден Констатинополь. В борьбе с венецианцами и латинянами Никейская империя использовала помощь генуэзского флота, купленную ценой больших торговых уступок.

Но восстановленная Византийская империя была только тенью некогда великой державы. В ее состав вошли, кроме малоазийских никейских владений, Македония и значительная часть Фракии. На территории Греции продолжали еще оставаться отдельные латинские княжества — Афинское герцогство и др. Сохранили независимость Эпирское царство и Трапезундская империя. Жалкий

вид представлял Константинополь — полуразрушенный, с обгоревшими домами и заросшими бурьяном площадями. В городах, прежде всего в самой столице империи, господствовали генуэзцы и венецианцы.

Поздняя Византия. Народные движения. В экономике Византии наблюдался тем не менее известный прогресс, вызванный ростом товарно-денежных отношений. Крупные вотчины производили на рынок хлеб и другие продукты. Совершенствовалась система искусственного орошения. Зависимые крестьяне — парики — подвергались жестокой эксплуатации. На них распространялись право «мертвой руки» и разные баналитеты. Вотчинники облагали париков оброками, а для обработки барской земли использовали преимущественно труд крестьян-поденщиков. Возросло значение посредников, которые арендовали у феодалов большие участки земли, проводили на них мелиоративные работы с помощью наемного труда, а затем раздавали землю в субаренду мелким держателям за большую плату. В XIV—XV вв. оживились византийские города. Но они все более приобретали характер транзитных пунктов иностранной торговли, преимущественно находившейся в руках итальянских купцов. Из Византии вывозили хлеб, мясо, кожи, шерсть, мед, рыбу, а ввозили предметы роскоши, оружие, сукна, дорогую посуду. Феодалы, господствовавшие в городах, выгодно сбывали итальянским купцам продукты своих вотчин и покупали у них нужные им товары. Рядом с Константинополем вырос генуэзский город Галата, вовсе не подчинявшийся юрисдикции византийских императоров. Генуэзцы хозяйничали и в самом Константинополе, получая от его торговли в 7 раз больше пошлин, чем византийская казна. Среди населения росла ненависть против обиравших его итальянских купцов.

Поздняя Византия представляла собой типичное феодально-раздробленное государство со слабой сюзеренной властью императоров. Чтобы получить поддержку феодальной знати, императоры раздавали ей земли и привилегии. Так в руки знатных фамилий перешли вскоре все отнятые у крестоносцев владения, а затем и многие земли императорского домена. Создавались полунезависимые феодальные княжества. Огромные владения собрал в своих руках фракийский феодал Иоанн Кантакузин. Опираясь на провинциальную знать, он поднял мятеж против законного императора Иоанна V Палеолога. В стране развернулась междоусобная война. В это время в ряде городов вспыхнули народные восстания, направленные против налогового гнета и феодального произвола. В Адрианополе восстали ремесленники и городская беднота. Они захватили на время власть, разгромив феодалов и ростовщиков и изгнав их из города.

Наиболее массовый характер получило движение в Фессалони-ке — одном из крупнейших византийских городов. Во главе этого К движения стояла партия зилотов — «ревнителей», состоявшая

большей частью из ремесленников и опиравшаяся на низшие слои населения. На первом этапе к восстанию примкнули и городские верхи — купечество и часть феодалов. Захватив власть, зилоты изгнали из города знать, поддерживавшую Кантакузина, и провели важные социально-политические реформы — конфисковали у монастырей землю, поделив ее между крестьянами и городской беднотой, и запасы продовольствия, которые были употреблены на общее благо, лишили духовенство привилегий и подчинили церковь своей власти. Зилоты признавали императорскую власть и предложили ей помощь в борьбе против непокорной знати. Глава «зилотской республики» Андрей Палеолог действовал в союзе с представителем императора. Таким образом, наметился временный союз восставших горожан с государственной властью. Однако вскоре император заключил соглашение с врагами зилотов.

Кантакузин с помощью турок осадил Фессалонику. Подняли голову патрициат и притаившиеся в городе феодальные элементы;

они вошли в сговор с противником. Но заговор был решительно подавлен зилотами. В этот последний период «Фессалоникской республики» (1345—1349) у власти находились радикальные элементы во главе с Андреем Палеологом. Однако устоять против натиска реакции зилоты не смогли. В 1349 г. Кантакузин стал соправителем при малолетнем императоре Иоанне V. В том же году Фессалоника пала, и движение зилотов было потоплено в крови.

Турки-османы. Османские завоевания на Балканах. Турецкое племя кайы, переселившееся из Центральной Азии во времена нашествия Чингисхана, осело в северо-западной части Малой Азии и вошло в состав Сельджукского султаната. Свое наименование «османы» это племя получило от имени Османа, основавшего династию турецких султанов. Воспользовавшись смутой в Сельджук-ском государстве. Осман порвал в 1299 г. зависимость от иконий-ского султана и стал править как самостоятельный бей, подчиняя византийские владения в Малой Азии. Его преемник Орхан-бей захватил в 1326 г. крупный византийский город Бруссу и сделал его столицей Османского государства. Спустя несколько лет турки-османы, в состав которых влилось много других тюркских племен, подчинили всю западную часть Малой Азии, от Мраморного до Черного моря. Они начали совершать набеги на Балканы. В 1352 г. турки переправились через Дарданеллы и укрепились на западном берегу пролива. В 1354 г. они овладели разрушенной землетрясением крепостью Галлиполи. Началось завоевание балканских стран. В 1362 г. турки завладели Адрианополем (по-турецки Эдирне) и перенесли в него свою столицу. Теперь они окружили Константинополь со всех сторон и вскоре сделали императора своим данником.

Османские войска двинулись на Сербию. В 1389 г. в кровавом сражении на Косовом поле они разбили сербов и подчинили их своему господству. Вскоре было завершено завоевание Болгарии:

в 1393 г. пала болгарская столица Тырнов, а в 1396 г.-последний болгарский город Видин. Османское завоевание сопровождалось неимоверными жестокостями и грабежами. Турки увозили имущество, угоняли скот, а местных жителей обращали в невольников-рабов. На Балканы переселялось из Малой Азии турецкое население.

Завоевав Сербию и Болгарию, турки стали угрожать Венгрии. В 1396 г. в битве у болгарского города Никополя войско турок (имевшее численный перевес) разбило крестоносное войско, которым командовал венгерский король Жигмонд. Султан Баязид готовился к завоеванию Константинополя и блокировал его окрестности. Но в это время в Малую Азию вторглись полчища Тимура;

многие анатолийские бей перешли на сторону завоевателя. В битве под Анкарой в 1402 г. турки потерпели жестокое поражение, и Баязид попал в плен к Тимуру, откуда он и не возвратился. Тимур разделил Османское государство на уделы между сыновьями Баязида. На некоторое время в стране наступили междоусобия. В Западной Анатолии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Бедреддина (1416 г.). Эти события отсрочили завоевание турками Константинополя.

Султан Мурад I (1421—1451), укрепив свою власть в Малой Азии, начал новые завоевательные походы в придунайские страны. В 1444 г. турки разгромили под Варной венгеро-чеш-ское войско, сражавшееся под командованием Яноша Хуньяди.

Падение Константинополя. В начале XV в. от Византийской империи сохранились только жалкие остатки — Константинополь с узкой полосой побережья Босфора, несколько островов Эгейского моря, часть Средней Греции (где еще оставались осколки латинских княжеств) и полунезависимый Морейский деспотат. В Константинополе не прекращалась междоусобная борьба, несмотря на смертельную опасность со стороны турок. Часть знати придерживалась турецкой ориентации, надеясь получить за свою измену милости от завоевателей. Разгорелся конфликт вокруг Флорентийской церковной унии с католической церковью. Если правящая верхушка видела в унии спасение, то народные массы и часть духовенства отвергали унию в принципе.

Предпринятые против турок походы венгров, трансильванцев и поляков окончились провалом. В 1452 г. султан Мехмет II начал готовиться к решающему штурму Константинополя. Турки построили крепость на Босфоре и блокировали город. На помощь Запада надежд не было. Только Венеция и Генуя прислали по нескольку военных кораблей с небольшим количеством воинов. Но генуэзцы вели двойную игру, надеясь выговорить у турок торговые привилегии и сохранить свою базу в Галате.

Против огромного турецкого войска, оснащенного мощной артиллерией и флотом, город защищало не более 6 тыс. византий-

Завоевания турок-османов во второй половине XIV в.

ских воинов. Но благодаря героизму защитников и помощи населения было отбито несколько атак противника. Однако туркам удалось переправить по настилу в обход цепных заграждений Золотого Рога свои корабли и войти в залив. 29 мая 1453 г. янычары ворвались в город, и начались уличные бои. Император Константин XII Палеолог погиб в сражении. Константинополь пал. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей Османской империи. В течение нескольких лет турки завоевали всю территорию Византии. Последним сдался Трапезунд.

Османская империя в XV в. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В Малой Азии к концу XV в. турки составляли подавляющую часть населения. Отдельные разрозненные племена слились уже в основном в единую тюркскую народность. В 1475 г. Турция завоевала Крым. Султан превратил крымского хана в своего вассала и стал полным хозяином Черного моря. Турецкое господство на Черном море нанесло некоторый ущерб торговле европейских государств, в частности торговле с Востоком.

ззо

В Османском государстве сложились военно-феодальные порядки, в основе которых лежала система условного землевладения. Султан являлся верховным собственником всей завоеванной земли. Военная знать и конные воины (сипахи) получали в условное владение лены — зеаметы и тимары, дававшие право на присвоение ренты-налога с населения. Доход с зеамета составлял от 20 до 100 тыс. акче (серебряная монета), доход с тимара равнялся 3—20 тыс. акче. Родственники султана, а также везиры и бейлер-беи владели большими ленами — хассами, поступления с которых превышали 100 тыс. акче. Значительная часть земли принадлежала феодалам по праву мюлька (полная собственность) и мусульманскому духовенству (вакфы). Господствующий класс существовал преимущественно за счет эксплуатации крестьянства. Крестьяне (раайа) получали от земельных собственников наделы в размере от 6 до 16 га и должны были вносить ренту-налог в натуральной и денежной форме. В Турции не было частной крепостной зависимости, так как феодальные землевладельцы не заводили барских хозяйств и не нуждались в барщинных повинностях крестьян. Барщина практиковалась только на Балканах, где она существовала до завоевания. Некоторые трудовые повинности население выполняло в пользу султана.

Турецкое население занималось большей частью полукочевым скотоводством.

Во времена турецкого завоевания пришли в упадок города в Малой Азии и особенно на Балканах. Многие из них были разрушены, другие запустели. Во второй половине XV в. наблюдалось некоторое оживление городской жизни, ремесла и торговли. Султаны, нуждаясь в изделиях ремесла, переселяли в Истанбул ремесленников из провинциальных городов. В столице и отдельных крупных городах развивалось производство тканей, ковров, керамических изделий как для внутренних нужд, так и на экспорт. Торговлей и в значительной части ремеслом занималось не турецкое, а покоренное население (армяне, греки, болгары, евреи и др.). Многие товары для нужд двора и знати ввозились из-за границы. Турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок.

По политическому устройству Османская империя представляла феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. Вторым лицом в государстве был великий везир, выполнявший функции главы правительства. Отдельными отраслями управления ведали везиры, составлявшие под главенством великого везира Высочайший совет (диван). Главой мусульманского духовенства был главный муфтий (шейх уль ислам), пользовавшийся большим политическим влиянием. Без его санкции изданные султаном законы считались недействительными. В системе политического устройства важное место занимали религиозные общины мусульман и

других вероисповеданий. Они не только ведали делами культа, но и осуществляли юрисдикцию над единоверцами (кроме уголовной), а также собирали поборы с населения, в том числе и отдельные государственные поступления. Система немусульманских общин сыграла некоторую положительную роль: она способствовала сохранению порабощенными народностями своих национальных, религиозных и культурных традиций.

ГЛАВА 24 ЦЕРКОВЬ И ЕРЕСИ

Роль христианской церкви в феодальном обществе. Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского рабовладельческого общества. Являясь первоначально религией угнетенных, христианство учило, что страждущие и униженные в земном мире будут блаженствовать в загробном царстве. Тем самым оно, как и другие религии в классовом обществе, способствовало духовному порабощению эксплуатируемых масс. Именно поэтому мировая рабовладельческая империя нуждавшаяся в единой монотеистической религии, признала христианство и сделала его государственной религией.

Христианство пережило крушение рабовладельческого строя, сохранив свои социальные и идеологические функции в феодальном обществе. При этом оно, естественно приспосабливалось к нуждам формирующегося феодального строя. Церковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. Церковь приобрела большое экономическое и политическое значение. Сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали влияние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы. Каноническое право и церковная юрисдикция успешно соперничали со светским правом и светским феодальным правосудием в подчинении отдельных групп населения, в том числе и высших сословий. Церковные учреждения — епископства, аббатства — пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светскими феодальными сеньориями.

Уже в Римской империи церковь стала составной частью аппарата политического господства. На церковные учреждения, помимо идеологических функций, возлагались и чисто политические задачи. Церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. Эта форма взаимоотношений светской власти с церковью, сложившаяся уже во времена Константина, продолжала существовать в Восточной Римской империи (Византии). На Западе после гибели Римской империи обстановка коренным образом изменилась. На развалинах этой империи образовалось множество варварских королевств. Христианизация варваров происходила в разное время и по разному вероисповеданию — ариан-

скому, правоверному. Тем не менее церковь сохранила созданную ранее организацию, которая все более укреплялась. С переходом варваров (готов, лангобардов) от арианства к римскому правоверию римская церковь стала единым мощным иерархически организованным учреждением.

Низшим звеном церковной организации был церковный приход во главе с приходским священником. Приходы объединялись в епархии — диоцезы во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих диоцезов и светской княжеской властью в епископских владениях. Диоцезы объединялись в митрополию во главе с архиепископом (на Востоке — митрополитом), Высшей властью над всей церковной иерархией на Западе располагал римский епископ, на Востоке — патриархи (константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский). Важнейшие дела церковной жизни решались на соборах (съездах) епископов. Местные соборы, на которые съезжались епископы одной или нескольких провинций, решали местные церковные дела. Вселенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа и церковной организации.

Церковь, включавшаяся органически в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим авторитетом в деле подчинения и обуздания масс. Вместе с тем церковь создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Но в то же время между церковью и государством, духовными и светскими феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко к открытым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний: отлучение, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить «спасение» на «том свете»;

интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему — публичное предание проклятию — и разного рода покаяния и епитимьи. Этим оружием церковь и ее глава — папа — поражали не только простых людей, но и власть имущих — королей. Папство пользовалось им в целях подчинения светской власти и создания теократии.

Возвышение папства и подчинение им церковной иерархии. Уже в начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви — папы. В этом сыграла свою роль традиция «вечного города» Рима. Считая себя «преемниками св. Петра», который якобы был первым римским епископом, и пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и светскими правителями в Риме и его округе. Они собирали в своих руках земельные владения и создали «патримонию св. Петра». Получив из рук франкского короля Пипина Короткого отнятые им у лангобардов земли по Тибру и в области Равенны, папы в 756 г. образовали Папскую область.

В то же время папство укрепляло свою власть над епископаззз

том и всей церковной иерархией. Уже Григорий I (590—604) именовал себя вселенским главой церкви, отрицая подобный титул за константинопольским патриархом. Папские домогательства встречали сопротивление как внутри церковной иерархии, так и со стороны главы восточной церкви и византийского императора. Вместе с тем в оппозиции к папству находилась и королевская власть в западных странах, стремившаяся подчинить своему господству епископат. Франкский, а затем германский короли не только добились этой цели, но и установили на время протекторат над папством (Римская империя Карла Великого; Оттонов-ская империя).

Стремление папства подчинить восточную церковь. Разделение церквей. Папы пытались подчинить своему влиянию церковь во вновь обращенных славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве между папой Николаем I (858—867) и константинопольским патриархом Фотием возник острый конфликт, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики и культа. Для обоснования своих домогательств на вселенскую и теократическую власть папской канцелярией сочинялись фальшивые грамоты и ложные постановления. Во времена папы Николая I появились «Лжеисидоровы де-креталии» — сборник вымышленных папских посланий, который якобы был составлен Исидором Севильским. В нем обосновывались притязания папства на супрематию и непогрешимость. «Декреталии» вошли в свод канонического права и пользовались непререкаемым авторитетом. Только в XVI в. была окончательно доказана их подложность.

Не менее важную роль сыграл «Константинов дар» — приписываемая императору Константину грамота на имя папы Сильвестра I, которая давала папе светскую власть над Римской областью, Италией и всей западной частью Римской империи. Ее подложность была доказана только в XV в.

Поводом к окончательному разрыву между западной и восточной церквами послужил спор из-за подчинения церкви в Южной Италии. Эта область долгое время принадлежала Византии, но папа считал ее своим леном. Не добившись признания своих прав в ходе длительных переговоров, папа Лев IX направил в 1054 г. в Константинополь легатов, которые должны были провозгласить проклятие по адресу константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Патриарх в свою очередь провозгласил от имени церковного собора проклятие в адрес папских легатов. После этого уже не было больше примирения между Римом и Константинополем.

Образовались две христианские церкви — римско-католическая и православная (греко-католическая). Первая являлась суверенной, и ее глава римский папа притязал на теократию. Вторая находилась в подчинении императорской власти.

Уже во второй половине IX в. определились догматические и

культовые различия. Теперь они более резко подчеркивались обеими сторонами, называвшими друг друга «схизматиками». Суть их в следующем: римско-католическая догма утверждает, что третий член «троицы» — «святой дух» исходит в равной степени от «бога-отца» и «бога-сына», а православная говорит, что «святой дух» исходит только от «бога-отца» и лишь проходит через «бога-сына». Католики совершают крестное знамение пятью пальцами, а православные — тремя. Католическая церковь, исходя из учения о «благодати» как заслугах святых перед богом, дает своим авторитетом отпущение любых грехов и дарует душам «вечное спасение» за «богоугодные дела», в том числе и за покупку индульгенций, в то время как православная совершенно отвергает подобный путь «спасения». Главное обрядовое различие заключается в способе причащения духовенства и мирян. У православных те и другие причащаются под обоими видами — хлебом и вином, а у католиков миряне причащаются только хлебом. Католическое богослужение совершается только на латинском языке, а православное — на любых местных языках. Восточная церковь не признает папского верховенства и института кардиналов.

Клюнииское движение и церковная реформа. В IX-Х вв. папство переживало глубокий упадок, который был обусловлен изменившейся политической обстановкой в Западной Европе, и в Италии и Риме в частности. После распада Франкской империи и наступившей на Западе политической раздробленности папство утратило прежнее влияние на местную церковь. В Риме и Папской области господствовали соперничавшие магнатские семейства, подчинившие себе папский престол и расхищавшие владения курии. С 962 г. папы оказались в полной зависимости от германских королей, присвоивших титул «римских императоров».

В то же время с развитием феодализма церковь на местах все более попадала под господство крупных феодалов, а сами прелаты становились обычными феодальными владетелями под верховной властью королей. Духовенство «омирщалось» и вместо «служения богу» занималось чисто светскими делами (прелаты участвовали в войнах, захватывали добычу, сколачивали владения, заводили семьи). Вырождалось монашество, не соблюдались монастырские уставы. Падал престиж монахов, на которых смотрели как на невежд и тунеядцев.

Все это вызвало среди монашества движение за реформу монастырей, повышение роли и престижа духовенства, освобождение церкви от светской зависимости и возвышение ее над светским обществом и государством. Это движение зародилось в монастыре Клюни (Бургундия) и получило название клюнийского. Оно охватило множество монастырей во Франции, Германии, Италии, Англии и Испании. В реформированных монастырях вводился строгий устав монашеской жизни. Эти монастыри выходили из подчинения местным епископам и другим феодалам и находились под непосредственным покровительством папы. Клюнийцы

добивались строгого соблюдения принципа безбрачия духовенства и упразднения симонии (продажа церковных должностей и назначения на церковные должности светскими властями). Одним из руководителей клюнийского движения был монах Гильдебранд, ставший в 1073 г. папой под именем Григория VII. Еще в 1059 г. при его участии собором в Латеране было принято решение о новом порядке выборов пап: папа избирался на заседании кардиналов без всякого вмешательства императора или каких-либо других светских владык. Всю свою деятельность Григорий VII направил на то, чтобы освободить церковь от подчинения светской власти и утвердить папскую теократию — господство папы над королями и императорами. При этом он пустил в ход разные средства — духовные, военные, дипломатические — предавал анафеме своих политических противников, заключал против них военные союзы и поддерживал враждебные им сепаратистские движения, поощрял народное возмущение против испорченного симонистского духовенства. Однако осуществить свою программу этому папе не удалось. Королевская власть повсюду оказывала сопротивление попыткам папства вырвать из-под ее влияния епископат и подчинить своему господству. Этому сопротивлялись и сами епископы. В долголетней борьбе с германским королем Генрихом IV за инвеституру епископов Григорий VII оказался фактически побежденным и вынужден был покинуть Рим и бежать под покровительство своих союзников-норманнов в Салерно, где и умер в 1085 г. Но Григорий VII добился одного — укрепления авторитета папства.

Возвышение папства в XII—XIII вв. К началу XII в. папство прочно занимало позиции руководящего центра католической церкви. Вормский конкордат 1122 г. позволил папе укрепить свою власть над епископами в Италии и в других частях «Священной Римской империи». Такое же положение римская курия заняла и в других западных странах.

Папство умело использовало оппозицию феодальной знати против усиления королевской власти, добиваясь нередко признания королями папского верховенства за поддержку против мятежных магнатов. Значительно повысился международный престиж римской курии в результате крестовых походов, вдохновителем и организатором которых она выступала. Вместе с тем папская курия распространила свое влияние на новые, в прошлом языческие страны, насильственно обращенные в христианство крестоносцами-рыцарями (народы Прибалтики).

Намного возросли материальные средства папской курии. Кроме доходов из Папской области, курия получала взносы от епис-копств со всех католических стран (аннаты, паллиум), долю церковной десятины, специальный крестоносный побор («саладино-ва десятина» и др.). Казна курии превосходила финансовые ресурсы самого богатого из европейских королей.

Наивысшего могущества папство достигло во времена понти-фиката (правления) Иннокентия III (1198—1216). Этот энергич-

ный и властолюбивый папа добивался установления мирового господства и был уже недалек от цели. Он восстановил все папские владения в Римской области, являлся фактическим владетелем Сицилийского королевства, превратил в вассала курии английского короля Иоанна Безземельного, располагал верховной властью над Португалией и Арагоном, выступал арбитром в спорах антикоролей в Германии и фактически решал судьбы «Священной Римской империи». Папская курия превратилась в высшую судебную инстанцию во всем западном мире.

На Лионском соборе в 1274 г. был принят новый регламент избрания пап. Заседания кардиналов должны были проходить в полной изоляции — con clave — «с ключом» (отсюда «конклав»). По истечении трех дней, если кардиналы не завершат избирательной процедуры, им должны были подавать на обед и ужин только одно блюдо, а через пять дней — только хлеб и воду, что должно было ускорить избрание папы и предотвратить длительные вакансии престола.

Теократическую политику Иннокентия III пытался продолжить папа Бонифаций VIII (1294—1303). Чтобы увеличить доходы курии, он объявил 1300 год «юбилейным». Всем, кто прибудет на юбилейные торжества в Рим, было обещено отпущение грехов. Папская канцелярия начала выпускать индульгенции — грамоты на отпущение грехов, которые продавались за деньги. В 1302 г. папа издал буллу, утверждавшую, что непременным условием «спасения» верующих является подчинение папе. Папская власть объявлялась высшей властью на земле, неповиновение ей наказывалось отлучением от церкви и лишением титула и сана.

Однако политическая обстановка в Западной Европе радикально изменилась. Начали формироваться централизованные национальные государства. Королевская власть значительно окрепла. Попытка Бонифация VIII провести в жизнь свои теократические замыслы натолкнулась на ожесточенное сопротивление французского короля Филиппа IV и окончилась поражением папы.

Средневековые ереси, их социальная сущность и идейные основы. В христианской религии, как и — в других монотеистических религиях, существовало много еретических (несогласных с официальной догматикой) учений. Они начали появляться с того времени, как христианство стало официально признанной государственной религией, и сопровождали его на всем протяжении истории. Возникновение ересей объяснялось тем, что в средневековом христианстве выражалось религиозное сознание разных социальных групп, как феодальных верхов, так и широких народных масс. Поэтому всякое недовольство феодальным строем неизбежно облекалось в форму богословской ереси. «Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости»'.

'Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф Соч., т. 7, с. 361.

Развитие массовых еретических движений в Западной Европе было связано с появлением и расцветом городов. Острые социальные контрасты между горожанами и феодалами, между разными имущественными прослойками городского населения, активная политическая жизнь и организованность горожан создавали благоприятные условия для появления еретических учений. Эти разные по своему характеру учения выражали протест городских и крестьянских масс против господствующего феодального строя. «Революционная оппозиция феодализму... выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания»'.

По своему характеру средневековые ереси делились на бюргерские и крестьянско-плебейские. Бюргерские ереси выражали протест мелких городских собственников против феодальных порядков, и прежде всего против церковных установлений, мешавших развитию городов и их экономики. Они требовали ликвидации привилегий духовенства и лишения его мирских благ, секуляризации церковной собственности, упрощения и удешевления церковных обрядов. Их идеалом была раннехристианская «апостольская церковь». Это были умеренные ереси, не отрицавшие в принципе существующего феодального строя. Поэтому идеи бюргерской ереси находили нередко поддержку у отдельных групп феодалов, заинтересованных в секуляризации церковной собственности и ограничении влияния духовенства и папской курии.

Значительно дальше шло крестьянско-плебейское еретическое движение, выражавшее чаяния народных низов и требовавшее установления равенства между людьми. Наиболее радикальные уравнительские ереси представляли идеологию народных масс, боровшихся с оружием в руках против феодального гнета («апостольские братья», лолларды, табориты). В ранних еретических движениях сочетались нередко элементы обоих направлений

(альбигойцы).

Между отдельными еретическими учениями существовали значительные догматические различия. Тем не менее всех их объединяло резко отрицательное отношение к католическому духовенству во главе с папой и противопоставление ему библейских пастырей. Особенно резкие нападки вызывали продажа индульгенций и неравенство в причащении. Церковь еретики называли «вавилонской блудницей», а папу — «наместником сатаны». В противоположность иерархической церкви они создавали свою простую религиозную организацию и вводили упрощенные обряды. Единственным источником веры еретики признавали Евангелие и совершенно отвергали «священное предание» (писания отцов церкви, постановления соборов, папские буллы). Весьма популярной была идея «апостольской бедности», переходящая у некоторых еретиков в строгий аскетизм. Большое распространение имели

' Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

мистические идеи, основанные на особой трактовке библейских пророчеств, в частности видений Апокалипсиса. Ересиархи Иоахим Флорский, Дольчино предрекали неизбежный переворот, который должен совершиться в ближайшем будущем. Идеи этого переворота и установления «тысячелетнего царства божия» на земле (хилиазм, милленаризм) были очень популярны среди крестьянско-плебейских масс. Другое умеренно-бюргерское направление в мистике утверждало, что «божественная истина» заключена в самом человеке, и отрицало тем самым необходимость церкви. В нем содержались элементы пантеизма. Но этот мистический индивидуализм уводил в сторону от активной борьбы, во внутренний мир человека, пробуждая «видения» и религиозный экстаз.

Еретические учения подрывали авторитет церкви, наносили удар по католической догматике и способствовали распространению свободомыслия. Тем не менее сами еретики оставались фанатиками своих убеждений и так же, как и католики, враждебно относились к инаковерию и инакомыслию. К тому же все умеренные секты ограничивали свою проповедь только требованиями церковных преобразований, замены «плохой церкви», и «ложной веры» «хорошей церковью» и «истинной верой», отвлекая массы от активной борьбы против феодального гнета.

Еретические движения XI—XIII вв. Раньше всего еретические движения распространились в городах Италии, где особенно резко проявлялись социальные антагонизмы. Во второй половине XI в. в Милане и других ломбардских городах появилась патария (по названию квартала в Милане, где обитали нищие и старьевщики). Патараны бичевали испорченность нравов духовенства, призывая к строгому безбрачию и отказу «служителей бога» от мирских благ. Вместе с тем они выступали против феодальной знати и богатого купечества. Но патараны не создали еще последовательно разработанного учения. Другая секта, основанная Арнольдом Брешианским (арнольдисты), выдвинула радикальную программу политических преобразований — лишение духовенства политической власти и создание (в частности, в Риме) чисто светского республиканского правительства. Это была ранняя бюргерская ересь.

Наивысшего расцвета еретическое движение достигло во второй половине XII—XIII в. Центром его стала Южная Франция, характеризовавшаяся в те времена высоким уровнем развития экономики и культуры. Здесь распространилось два еретических учения — катарство и вальденство. Катарство («катарос» — греч. «чистый») принадлежало к дуалистическим ересям и было связано с распространившимся в Болгарии богомильством. Оно утверждало, что в мире происходит вечная борьба добра со злом и добро должно восторжествовать над злом. Под добром катары понимали духовное начало, под злом — физический мир, созданный сатаной. К злу они причисляли и существующую церковь во гла-

ве с папой. Катары признавали только Евангелие, совершенно отвергая Ветхий завет. Они создали свою церковь, простую, без иерархии духовных чинов. Единоверцы делились на две категории — «совершенных» и «верующих». Первые вели аскетический образ жизни и выполняли функции пастырей, вторые были обычными мирянами, ревностно следовавшими предписаниям своей веры. Катарство распространилось в странах Южной Европы, нередко в сочетании с другими ересями, например валь-денством.

Вальденская ересь появилась в конце XII в. на юге Франции. Ее основателем был Петр Вальд- сын богатого лионского купца. Отказавшись от своих богатств, он стал проповедовать нищенскую жизнь и аскетизм. Вальденсы отвергали большинство христианских таинств, молитвы, иконы, культ святых, учение о святилище и не признавали церковной иерархии. Они проповедовали «бедную апостольскую церковь». Еретики отказывались платить налоги и десятину, нести воинскую службу, не признавали феодального суда, выступали против смертной казни. Вальденсы разделяли некоторые общие взгляды с катарами. В Южной Франции и те и другие именовались альбигойцами (от названия города Альби). В XIII в. часть умеренных вальденсов сблизилась с католической церковью и пользовалась правом проповедовать свои взгляды («католические бедняки»). Другая часть вальденсов переселилась в Германию, Швейцарию, Австрию, Чехию, Польшу и Венгрию, где эта ересь существовала до позднего средневековья. Крайние вальденсы слились с катарами.

В XIV—XV вв. радикальные крестьянско-плебейские ереси стали идеологией революционных восстаний. Секта апостоликов организовала восстание под предводительством Дольчино. Движение ранних лоллардов (в лице Джона Болла) сыграло большую роль в восстании У. Тайлера. Табориты составили крайне революционный фронт гуситского движения и гуситских войн. Бюргерские ересиархи в лице Дж. Виклефа и Я. Гуса создали теоретическую основу ранних реформационных движений.

Борьба церкви с ересями. Инквизиция, нищенствующие ордена. Еретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католической церкви. Церковные соборы предавали анафеме ересиархов и их последователей. Для подавления массовых еретических движений церковь организовывала крестовые походы (Альбигойские войны, походы против апостоликов, пять крестовых походов против гуситов). В конце XII в. появилась инквизиция (лат. inquisitio — расследование) для суда и расправы над еретиками. Сперва инквизиция была в подчинении епископов. В XIII в. она превратилась в самостоятельное учреждение под верховной властью папы. Была создана система судебного расследования с применением изощренных пыток, запутанных софистических ухищрений и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали признания вины. Широко применялись шпионаж и доносы, поощ-

ряемые передачей доносчикам части имущества осужденных. Для наказания осужденные передавались в руки светских властей, так как церковь лицемерно отказывалась от «пролития крови». Обычно осужденных еретиков сжигали на кострах. При этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашения приговора инквизиции над группой еретиков — аутодафе (исп. «акт веры»). Раскаявшиеся грешники подвергались пожизненному заточению. Под надзор инквизиции попадали ученые, заподозренные в свободомыслии и несогласии с установленными католической церковью канонами.

Деятельность инквизиции представляла одну из самых мрачных страниц средневековья.

Одна инквизиция не могла справиться с массовыми еретическими движениями. Церковь пыталась подорвать эти движения изнутри, доказать «заблуждения» сбившихся с пути «истинной веры» еретиков. С этой целью церковь признавала некоторые умеренные секты и превращала их в нищенствующие ордена. Так было с францисканцами.

Основатель этого ордена Франциск Ассизский (1182—1226) был выходцем из богатой и знатной итальянской семьи. Следуя примеру Петра Вальда, он ушел нищенствовать, проповедуя аскетизм и покаяние. Франциск не отрицал церкви и монашества в принципе, а только призывал духовенство следовать «апостольскому примеру» — странствовать и проповедовать в народе, добывая средства к существованию трудом и за счет милостыни. Именно такой образ жизни и вели его последователи — «меньшие братья» (минориты). Папа легализовал проповедническую деятельность Франциска и его последователей и утвердил в 1210 г. орден францисканцев. Церковь даже объявила Франциска святым. Францисканцы вскоре отказались от своих требований «равенства» и «бедности» и превратились в очень богатый и влиятельный монашеский орден. Главной их целью была борьба с распространением еретических учений. Монахи проникали в массу еретиков и своими проповедями и примером старались отвлечь их от «заблуждений» ереси и вернуть в лоно католической церкви. Орден имел строгую централизованную организацию во главе с «генералом», подчиненным непосредственно папе.

По примеру францисканского ордена в 1216 г. был учрежден орден доминиканцев, создателем которого являлся испанский монах фанатик Доминик. Члены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. Они одевались не в рубища, а в мантии ученых. Это были образованные «братья-проповедники», захватившие в свои руки систему образования, и прежде всего богословские кафедры в университетах. Из их среды вышли такие известные столпы схоластики и богословия, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Главной целью доминиканцев была борьба с ересями. Именуя себя «псами господними» (domini canes-созвучно «доминиканцы»), они громили еретиков не

только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. Из них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

Нищенствующие ордена занимались также миссионерской деятельностью, основывали свои монастыри в некатолических странах. Доминиканцы проникали как проповедники и дипломаты в восточные страны — Китай и Японию.

Упадок папства в XIV в. Соборное движение. В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать — светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий — освобождения от налогов и права особой церковной юрисдикции. Вставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. Приходил конец папской теократии.

Но папство, вопреки этим новым веяниям, пыталось отстоять и даже усилить свои теократические притязания, отрицая в принципе идею светского государственного суверенитета. Именно на этой почве развернулась ожесточенная борьба между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, окончившаяся победой короля. Папская резиденция была перенесена во французский город Авиньон, и папство в течение 70 лет (1309—1378) находилось в «пленении», идя на поводу у французских королей (см. с. 201).

С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, сопровождавшейся взаимными проклятиями и преданием анафеме, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским собором. Соборное движение нашло активную поддержку западноевропейских монархий, стремившихся освободиться от папского вмешательства и утвердить светское государственное верховенство. Французский король Карл VII на основе соборных постановлений издал в 1438 г. «Прагматическую санкцию», провозглашавшую принципы «галликанской церкви» и верховенства соборов в делах веры. За королем признавалось право назначения на церковные должности и устанавливалась подсудность духовенства государственным судам. Аналогичные меры принимались и в других странах, например в Англии и в отдельных германских княжествах.

Одной из основных задач соборного движения и поводом к нему было стремление католической иерархии преодолеть схизму и укрепить авторитет церкви. Пизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап — авиньонского и римского — и избрал нового папу Александра V. Однако это не устранило схизмы. Вместо двух теперь уже стало три папы.

На следующем, Констанцском соборе (1414—1418), кроме ликвидации раскола, обсуждались вопросы о всеобщей реформе церкви и о борьбе с «гуситской ересью». Но ни одной из этих задач собор по существу не решил. Ян Гус был осужден собором и сожжен на костре. Однако в Чехии поднялось всенародное движение против католической церкви и немецкого засилья, которое одержало в конечном счете победу. Было принято постановление о верховенстве собора над папой. Иоанн XXIII был низложен. Как оказалось, в прошлом этот первосвященник (Бальтасаро Косса) был пиратом и фальшивомонетчиком. Собор избрал папой Мартина V. Но расекол продолжался, так как один из прежних пап — Бенедикт XIII — не отказался от своего сана. В 1431 г. был созван собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г. Его успехом явилось заключение компромиссного соглашения с умеренными гуситами.

Папа Евгений IV не подчинился Базельскому собору и созвал свой особый собор в Ферраре. В 1439 г. этот собор был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния между католической и православной церквами. Византийский император и константинопольский патриарх надеялись получить с Запада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Но население и значительная часть духовенства отвергли унию. Ее удалось провести позже только в западных областях Украины и Белоруссии, находившихся под владычеством Литвы и Польши.

Раскол продолжался, и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс V отказался от своих притязаний на престол и Николай V остался единым главой церкви.

Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. Папа все более терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из заурядных князей Средней Италии. Но папство по-прежнему оставалось организующей силой католической реакции. Римская курия возглавляла инквизицию, жестоко подавлявшую прогрессивные антикатолические движения. Не менее реакционную роль играло папство в исторической судьбе Италии. Владея центром страны, оно стояло на пути ее национального и политического объединения.

Наши рекомендации