История политического менеджмента
Первые уроки политического менеджмента, в частности имиджмейкинга и политического манипулирования, можно получить уже в в работах Н.Макиавелли (начало XVI в.). Макиавелли, в духе политического реализма, важнейшей доблестью государя почитает не столько служение народу, сколько способность к сохранению власти, однако сохранение суверенитета и целостности государства объективно отражает и интерес народа. В рассуждениях Макиавелли мы находим не дихотомию элиты – массы (неэлит), а триаду «государь – знать – народ». Неэлитой здесь оказывается «народ» (в значении большинства населения неаристократического происхождения); «знать», в зависимости от взаимоотношений с государем, – частью правящей элиты, либо «контрэлитой» (в терминологии В. Парето). Тем не менее, Макиавелли рекомендует государю для укрепления своей власти добиваться, в первую очередь, расположения народа, а не аристократии, которая может оспаривать власть государя; при поддержке же народного большинства, знать более склонна признать легитимность такой власти. Помимо ценностно-нейтральной категории «народ» в текстах Макиавелли встречается и другая категория – «чернь», несущая в себе презрительно-пренебрежительную оценку определённого широко распространённого психологического типа человека. Основываясь на особенностях восприятия, знании когнитивно-ценностной природы «черни», малообразованных и податливых в отношении силы обывателей, Н. Макиавелли, предвосхищая труды Г. Лебона и манипулятивные практики ХХ – XXI веков, даёт уроки имиджелогии и политического манипулирования политическому лидеру: «Пусть тем, кто видит его и слышит, он [государь] предстаёт как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство[1]. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остаётся места, когда за большинством стоит государство» [4, с. 33-34].
Одним из предтеч политического менеджмента может считаться и Самюэль Адамс (1722-1803), один из организаторов освободительной борьбы английских колоний, «пресс-агент американской революции», сформулировал ряд принципов ведения политических кампаний, которые не утратили своей актуальности и сегодня:
1. Наличие организации, способной возглавить кампанию.
2. Использование легко узнаваемых эмоциональных символов.
3. Использование плакатов с эмоциональной символикой и легко запоминаемым текстом.
4. Постановка сценических представлений и других действий, привлекающих внимание публики, провоцирующих дискуссии и определяющих общественное мнение.
5. Опережение оппонентов в интерпретации событий.
6. Необходимость постоянного воздействия с использованием всех возможных средств коммуникации.
Активность применения технологий политического менеджмента резко возрастает уже в первой половине ХХ века, в особенности в странах с развитыми демократическими системами и высокой мотивацией политических акторов к контролю над общественным мнением.
В 1933 году в США специалистами в области PR была успешно проведена одна из первых политических кампаний в поддержку «Проекта центральной долины» – государственной программы развития ирригации в Северной Калифорнии, против которого выступала крупная фирма «Пасифик газ энд Электрик компани», опасавшаяся негативных последствий ирригационных мероприятий для своего бизнеса. В 1936 году на Белый дом уже работали 270 рекламстов и специалистов по РR.
Во время президентской избирательной кампании в 1952 году в США крупнейшие рекламные агентства обеспечивали рекламную поддержку кандидату от республиканцев – Дуайту Эйзенхауэру. Для того чтобы рекламные ролики имели большее воздействие на население, Т. Ривс предложил Эйзенхауэру упростить свои выступления, не прибегать к более чем одной категории аргументов, постараться скрыть свой возраст и избегать чтения речей по записям. Тогда впервые в истории избирательных кампаний в бюджете партии появились расходы на оплату услуг профессионалов в области рекламы.
В России спрос на профессиональных политических консультантов стал формироваться только в начале 90-х годов, когда в стране стала складываться многопартийность.
На выборах в Государственную Думу в 1993 г. ряд избирательных объединений впервые прибегли к помощи политических консультантов. Стали возникать консалтинговые фирмы, оказывающие услуги политикам.
В 1995 году ведущие центры и агентства политического консалтинга образовали Ассоциацию центров политического консультирования.
Крупнейшие консалтинговые центры и фирмы в РФ:
1. Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, создан в 1990 году по инициативе Г.А. Сатарова.
2. Центр политических технологий. Год создания – 1993. Генеральный директор И.М. Бунин.
3. Центр политического консультирования «Никколо М», создан в 1992 году. Руководители: Е. Егорова и И. Минтусов.
4. Фонд эффективной политики, основан в 1995 году. Руководитель Г. Павловский.
5. Фонд «Политика». Руководитель В. Никонов.