Вопрос 22. Исполнительная власть в России в годы Великой российской революции (1905-1922 гг.)
Осн.назначение исполнит.власти заключается в организации практического исполнения законов государства в процессе упралвенческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Исполнит.власть состоит из административных органов, которые наделены адм.правосубъектностью.
В Рос.империи исполнит.власть находилась в руках императора, который представлял собой сосредоточение как законодат., так и исполнит.властей.
В ходи Великой Рос.революции 1905-1922 осуществлялись значительные изменеия органов исполнит.власти. Так, 19 октября 1905 был опубликован Указ “О мерахк укреплению единства и деятельности министров”объединенного правительства – Совета министров. По указу от 19 октября 1905 в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров С.Ю. Витте, который получил право контролировать министров и начальников ведомств.
Кардинальные изменения органов исполнит.власти начинаются на втором этапе Великой Российской революции, в период формирования республиканского строя. По соглашению между лидерами Временного комитета с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 оно проводило заседания.
Петроградский совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были следующие условия: проведение немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам, осуществление свободы слова, собраний и других свобод, в том числе и для военнослужащих.
Главным административным органом был Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.
Для организации обороны и поддержания революционного порядка создавались революционные комитеты.
Важнейшим органов, призванным вести борьбу по охране общественного порядка, была милиция. Аппарат милиции, созданный временным правительством, спец.дикретом не расформировывался, так как руководители милиции были избраны рабочими.
В условиях гражд.войны необычайно усилилась роль главных управлений ВСНХ по управлению промышленностью. Промышленные предприятия были лишены всякой самостоятельности. Все вопросы решали главки ВСНХ. Такая чрезвычайная система управления промышленностью получила наименование “система главкизма”.
Активно реализовывалось установление продовольственной диктатуры. Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 предоставил народному комиссариату продовольствия чрезвычайные полномочия по поддержанию хлебной монополии и твердых цен, введенных еще Временным правительством. Все организации и учреждения обязывались безоговорочно и немедленно исполнять все распоряжения комиссара продовольствия, касающихся продовольственных вопросов.
30 ноября 1918 создавался Совет рабочей и крестьянской обороны, которому предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Его возглавил Ленин В.И. В него входили представители от ВЦИК, Реввоенсовета, народный комиссар путей сообщения , председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, заместитель наркома продовольствия. Совет обороны руководил военными операциями, вопросами комплектования, снабжения вооруж.сил, решал продовольственные проблемы.Его постановления были обязательны для всех организаций, учреждения и граждан.
На исходе гражд. войны и завершении Великой Рос.революции для выхода из жесточайшего кризисаво всех областях жизнедеятельности Советского государства требовались срочные меры. Формы и методы руководства страной присущие военному коммунизму себя полностью исчерпали. Подразверстка, которую крестьянство терпело в годы войны, теперь вызывало всеобщую неприязнь.
Вместо ВЧК было образовано гос.политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. На местах создавались политические отделы: в автономных республиках – при центральных исполнительных комитетах, а в губерниях – при губернских исполкомах. Декрет возложил на ГПУ и его органы борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. При выполнении своих функций ГПУ и его органам предоставлялось право производства обысков, выемок и арестов.