Культура Казахстана в 40-е - начале 50-х гг.
Образование и наука. Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-30-ые годы, начала давать свои результаты.
По переписи 1939 г. среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 г. в республике работало 5289 начальных, 1770 семилетних и 698 средних школ, где обучалось 1 138 187 учащихся. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 г. в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.
Продолжалось развитие высшего образования. В 1936 г. были приняты постановления, упорядочившие порядок поступления в вузы, вводившие единое учебно-методическое руководство. В 1938 г. при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура. В годы войны количество вузов республики увеличилось. В 1943 г. был открыт Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков, в 1943 г. – Шымкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 г. – Консерватория и Женский педагогический институт в Алма-Ате. В послевоенное время появились Карагандинский медицинский (1950 г.), Семипалатинский зооветеринарный (1951 г.), Карагандинский горный институт (1953 г.). Научно-педагогические кадры этих вузов комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и педагогов.
В послевоенный период в Казахстане начинается ускоренный рост науки и научных учреждений. 1 мая 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук Казахстана. Ее первым президентом стал выдающийся ученый К.И.Сатпаев. В ее состав вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов. Известные российские ученые И.Бардин, С.Вавилов, И.Мещанинов, В.Обручев были избраны почетными членами Академии.
Развивалась сеть научно-исследовательских институтов, появляются такие отрасли науки, как астрономия, астрофизика, ядерная физика. Многие исследования были посвящены наращиванию военной мощи СССР. Под непосредственным контролем шефа МГБ Л.П.Берия под Семипалатинском был построен полигон для ядерного оружия, первое испытание которого произошло в 1949 г. Эти взрывы проводились в районах с преимущественно казахским населением, ставшим заложником преступной политики властей. С 1949 по 1964 года на полигоне было проведено 113 взрывов в атмосфере, что привело к радиоактивному заражению территории Центрального и Восточного Казахстана; причем врачам запрещалось ставить настоящий диагноз людям, умершим от болезней, возникших в результате радиоактивного облучения. Медицинские обследования в регионе были запрещены, данные военных медиков глубоко засекречены.
Литература. В 40-ые – начале 50-х годов большое место в духовной культуре казахского народа занимало творчество народных акынов: Жамбыла Жабаева (1846-1945 гг.), Нурпеиса Байганина (1890-1954 гг.) и др. Развивается и письменная литература, признанными мастерами которой становятся М.Ауэзов, Г.Мусрепов, С.Муканов, Г.Мустафин, Д.Абилев, А.Сарсенбаев, С.Шарипов, А.Абишев. Несмотря на увеличение жанрового разнообразия, выбор тем был значительно ограничен. Обескровленная репрессиями 20-30-х годов казахская литература теперь воспевала только прелести социалистического строя, новую жизнь страны, дружбу народов, новые общественные отношения.
В годы войны господствующей в литературе стала тема патриотизма и интернационализма. Огромную популярность приобрели произведения «Ленинградцы, дети мои» Жамбыла, «Ленинград» А. Тажибаева, стихи Ж.Шанина, К. Аманжолова, А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях; А.Жумагалиев, Б.Булкишев, В.Чугунов пали смертью храбрых.
В послевоенное время началось усиление идеологического контроля над творчеством литераторов. Тем не менее, конец 40-х - начало 50-х гг. стали временем расцвета казахской советской литературы. В 1947 г. появляется второй том романа «Абай» М.Ауэзова, в 1948 г. роман «Сырдарья» С.Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, в 1949 г. роман «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова. Роман «Абай» в 1949 г. был удостоен Государственной премии СССР и принес М.Ауэзову мировую славу. В начале 50 - х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы Г.Мустафина «Караганда», Г.Мусрепова «Пробужденный край», произведения Д.Абилева, А.Тажибаева, Т.Жарокова, М.Алимбаева и многих других.
Музыка, театр, кино и живопись. Еще 1936 году с казахским музыкальным искусством познакомилась вся советская общественность. В Москве прошла первая Декада казахского искусства. К. Байсеитова была удостоена звания народной артистки СССР. В годы войны продолжает развиваться оперное искусство. В 1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского «Гвардия, алға!», в 1944 г. – опера А.Жубанова и Л.Хамиди «Абай». В послевоенные годы появляются оперы Е.Брусиловского и М. Тулебаева «Амангельды», А. Жубанова и Л. Хамиди «Толеген Тохтаров», М.Тулебаева «Биржан и Сара». В 1949 г. авторам опер и ведущим артистам были присуждены государственные премии СССР.
В 1940 г. появляется первый казахский балет «Коктем». В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г.Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г.Улановой.
В республике появляется ряд новых театров. В 1937 г. в Кызыл-Орде был организован Корейский музыкально-драматический театр, в 1944 г. – Театр для детей и юношества (ТЮЗ). В 1937 г. Казахский драматический театр стал академическим, а целый ряд актеров получили звания народных и заслуженных артистов республики. Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш.Айманов, С.Кожамкулов, О.Умурзаков, К.Кармысов, X.Бокеева, начинают артистическую деятельность И.Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.
В предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938 г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента «Жамбыл ата», в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов – «Амангельды». В 1941 г. в столицу Казахстана были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда и на их основе была создана Объединенная студия, снявшая ряд фильмов – «Небесный тихоход», «Два бойца», «Илья Муромец» и др. В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алма-Атинской студии, фильм «Песни Абая». После войны производство игрового кино сократилось, было снято всего два полнометражных фильма «Золотой рог» (1948 г.) и «Жамбыл» (1952 г.).
Становление и развитие казахского изобразительного искусства связаны с именем А.Кастеева (1904-1973 гг.). Его творчество начинается в конце 20-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию «Старый и новый быт». В предвоенный период получили известность казахстанские художники А.Исмаилов, X. и К.Ходжиковы, Б.Сарсенбаев, У.Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства.
Таким образом, несмотря на жесткий идеологический контроль, культура Казахстана в 40-х - начале 50-х гг. получила новый импульс развития. В значительной мере этому способствовал рост патриотических настроений и национального самосознания, связанный с победой в Великой Отечественной войне.