Все для фронта, все для победы!
Отечество в опасности.Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Поведение немецких войск на оккупированных территориях, отношение их к мирному населению не оставляли никакого выбора — надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило советских людей, сделало их похожими на единую семью. Это почувствовал и Сталин. 3 июля 1941 г. он обратился к народу со словами: «Братья и сестры...», возложив на себя тем самым, в глазах большинства людей, нелегкую долю главы огромной семьи --Отечества, попавшего в смертельную опасность. Эта новая роль не позволила Сталину оставить Москву в самые напряженные дни битвы за столицу, хотя некоторые руководители государства настаивали на его эвакуации.
Новое чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу страны позволило людям вырваться из рамок, установ ленных для них сталинской системой, отводившей им роль «винтиков», безмолвных исполнителей. И власть была вынуждена дать возможность развернуться народной инициативе, умело эксплуатируя ее. Во время войны ярко проявилась выработан ная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги «В тылу, как на фронте!», «Все для фронта, все для победы!» стали императивами. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Поток добровольцев не иссякал всю войну. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.
Эвакуация.Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Подобной практики еще не знала мировая история. Не была она предусмотрена и специальным мобилизационным планом, составленным на случай войны. Поэтому решение о ее начале вызвало у многих руководителей предприятий состояние, близкое к шоку.
Казалась невероятной сама возможность перемещения промышленных гигантов за тысячи километров, да еще в тот период, когда в их продукции остро нуждался фронт. К тому же многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство.
Но недолгое смятение было преодолено четкой и продуманной работой, которая направлялась и координировалась специально созданным уже 24 июня 1941 г. Советом по эвакуации. Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий и более 10 млн. человек.
Не менее сложной задачей было размещение, монтаж оборудования и пуск эвакуированных заводов, обустройство рабочих и их семей. Эвакуированных нередко размещали у себя местные жители, делясь с ними не только кроном, но и последним куском хлеба. В иных местах вокруг вновь возведенных заводов возникали кварталы из наспех построенных времянок и даже землянок, официально именуемых «жилыми помещениями упрощенного типа».
Все тыловые города являли собой довольно однообразную картину. «Нжедневно... в метель и мороз, в дождь и слякоть вдоль трамвайных линий и вдоль насыпи железных дорог шли сотни людей, чтобы успеть на завод... сменить товарищей, отработать 12 часов подряд, а то и больше. Многие ходили на заводы из городов и поселков пешком по 12—16 км»,— свидетельствовал нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин.
Самоотверженный труд людей скоро дал свои результаты. Если выпуск валовой промышленной продукции с июня по ноябрь 1941 г. уменьшился в 2,1 раза, то в декабре падение промышленного производства прекратилось, а в марте 1942 г. начался его рост. Уже в 1942 г., несмотря на потери важных экономических районов, выпуск военной продукции, по сравнению с 1940 I'., значительно возрос и превзошел по своему объему германский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался.
Тяжелую и сложную задачу по обеспечению действующей армии и населения страны продовольствием решало сельское население. К осени 1941 г. враг захватил огромную территорию, которая давала 38 % довоенного производства зерна и 84 % сахара. Основной производственной базой стали Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия. Чтобы решить проблему снабжения городского населения продовольствием, с осени 1941 г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода.
Наука и образование в годы войны.Война внесла серьезные коррективы в деятельность научных учреждений страны. «Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой» — так охарактеризовал задачи ученых президент Академии наук СССР В. Л. Комаров. Многие научные учреждения были переведены в глубь страны — за Волгу, на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию. Исследовательскую и конструкторскую работу приходилось вести в неприспособленных помещениях, при отсутствии нужных приборов, материалов и оборудования. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались в действующей армии, народном ополчении и партизанских отрядах.
Советские ученые внесли свой достойный вклад в общее дело победы над врагом. Ими были обнаружены и освоены новые месторождения руд и цветных металлов, нефти и газа. Коллектив ученых во главе с академиком И. П. Бардиным разработал технологию изготовления новых высококачественных сортов стали для нужд танкостроения. Большую помощь в организации массового производства танков и артиллерии оказали ученые эвакуированного из Киева на Урал Института электросварки во главе с академиком Е. О. Патоном. Теоретические исследования в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, способствовали разработке и выпуску новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив во главе с академиком А. Ф. Иоффе, проводивший исследования по распространению радиоволн, внес вклад в создание отечественных радиолокаторов. В конце войны советские ученые во главе с И. В. Курчатовым приступили к работам по расщеплению атомного ядра.
Несмотря на трудности военного времени, расширилась сеть научных учреждений. В Новосибирске был открыт Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР; образованы Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук, республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане и Армении.
Война крайне осложнила работу высшей, средней специальной и общеобразовательной школ. Сотни вузов и техникумов были эвакуированы на восток, в зданиях многих школ разместились госпитали. Учебные занятия приходилось проводить в несколько смен в малоприспособленных помещениях. Но большинство молодежи не имело возможности продолжать учебу в школе или вузе: одни сражались на фронте, другие ушли работать на заводы, в колхозы. В старших классах количество учащихся уменьшилось более чем вдвое. И все же вузы и техникумы выпустили за годы войны около 900 тыс. молодых специалистов, а созданная накануне войны система государственных трудовых резервов подготовила 2250 тыс. молодых квалифицированных рабочих.
Художественная культура.В общем русле народных настроений находилась и развивалась художественная культура военной поры. Более тысячи писателей и поэтов ушли на войну, среди них — М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Полевой, Е. Петров, Н. Тихонов, В. Василевская, А. Гайдар и др. В боях за Родину пали 275 из них. Осенью 1941 г. на Украине погиб известный детский писатель А. Гайдар. При возвращении из осажденного Севастополя был убит один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. Погибли в бою Ю. Крымов, В. Ставский. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен татарский поэт М. Джалиль, попавший в плен тяжело раненным.
Самыми популярными жанрами первого периода войны стали статьи и очерки, короткие рассказы и стихи, которые публиковались в центральной и армейской печати. Они позволяли немедленно откликнуться на события в тылу и на фронте. Многие писатели обратились к жанру публицистики. Особой известностью пользовались страстные и полные ненависти к фашистам статьи И. Эренбурга, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова, К. Симонова.
С 1942 г. стали появляться крупные литературные произведения, которые даже и это трудное время издавались огромными тиражами. М. Шолохов опубликовал первые главы нового романа «Они сражались за Родину», К. Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести «Дни и ночи». Стойкость и мужество защитников Москвы прославил А. Бек в повести «Волоколамское шоссе».
Значительное место в творчестве писателей занимали темы героической борьбы советских людей в тылу врага («Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова), трудового подвижничества работников тыла («Урал в обороне» М. Шагинян, «Огни» А. Караваевой); популярной оставалась историческая тематика («Емельяп Пугачев» В. Шишкова, «Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова).
Но особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения О. Берггольц («Февральский дневник»), К. Симонова («Жди меня»), А. Прокофьева («Россия»). А герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» стал подлинным любимцем, заняв прочное место в русском фронтовом фольклоре.
Большую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более ста съемочных групп, они отсняли тысячи метров пленки, запечатлели самые важные битвы с, врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за Севастополь», «Победа на правобережной Украине», «Освобождение советской Белоруссии», «Освобожденная Чехословакия», «Берлин» и др.
Особой популярностью у зрителей как фронта, так и тыл пользовались «Боевые киносборники», составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа — В. Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С. Юткевичем. Первый полнометражный художественный фильм военного времени «Машенька» вышел на экраны страны весной 1942 г. В этом же году были созданы фильмы «Парень из нашего города» режиссера А. Столпера, «Секретарь райкома» И. Пырьева. Тема героического характера советского человека, его верности и преданности Родине стала ведущей в фильмах «Зоя», «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Два бойца». В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актеры — Б. Андреев, М. Жаров, Н. Крючков, М. Ладынина, В. Серова, Н. Ужвий, 3. Федорова, Н. Черкасов, Б. Чирков. Как и прежде, весьма любимы народом были фильмы на исторические темы — «Пархоменко», «Кутузов», «Котовский» и др.
Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры стала песня композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача «Священная война». Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.
Шедеврами песенного искусства, сохранившими свою популярность до нашего времени, стали лирические песни В. Соловьева-Седого («Вечер на рейде»), М. Блантера («В лесу прифронтовом»), Н. Богословского («Темная ночь»), К. Листова («Огонек», «Землянка») и др.
В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Потрясающий эффект имела Седьмая симфония Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в блокадном Ленинграде. Великий композитор посвятил свое гениальное творение «нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду».
С большим подъемом работали и другие видные советские композиторы: С. Прокофьев создал симфоническую увертюру «1941 год» и оперу «Война и мир»; Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю»; А. Хачатурян написал две симфонии и музыку к балету «Гаянэ».
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде — 500. За время войны на фронте побывало около 4 тыс. артистических бригад, в которых было занято 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 440 тыс. спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 тыс. концертных выступлений.
Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы А. Корнейчука «Фронт», Л. Леонова «Нашествие», К- Симонова «Русские люди», А. Крона «Офицер флота», а также спектакли классического театрального репертуара. С неизменным блеском выступали выдающиеся мастера сцены — А. Абрикосов, В. Качалов, Ц. Мансурова, И. Москвин, В. Пашенная, А. Тарасова, М. Тарханов, Б. Щукин и др.
Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л. Утесова, артистов сатирических жанров—рассказчика Б. Хенкина, куплетистов Б. Борисова и И. Набатова, конферансье М. Гаркави, «дуэтов» Л. Миров и Е. Дарений, М. Миронова и А. Менакер; певицы и танцовщицы Т. Ханум. Любимцами публики были исполнители народных и лирических песен Л. Русланова, К. Шульженко, Р. Бейбутов.
Советские художники возродили традиции времен гражданской войны. На первый план вновь вышли агитационные формы: плакаты, политическая карикатура. По аналогии с «Окнами РОСТА» стали выходить «Окна ТАСС», в создании которых принимали участие художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, М. Черемпых, Б. Ефимов, А. Дейнека. Тексты к плакатам писали поэты Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Маршак. Созданные талантливыми мастерами рисунки и тексты плакатов вносили свой вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни. Потрясающим по своему эмоциональному накалу см ал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Партизанская война в тылу врага.По мере продвижения гитлеровской армии на восток в стране разворачивалось всенародное сопротивление оккупационным властям. Чтобы сломить советских людей, гитлеровцы в соответствии с планом «Ост» установили в захваченных районах режим кровавого террора. Они замучили и угнали в фашистское рабство несколько миллионов советских граждан. В Германию вывозились оборудования фабрик, заводов, научных учреждений, промышленное и сельскохозяйственное сырье, продовольствие, художественные и исторические ценности. На оккупированных территориях был введен режим принудительного, фактически рабского труда. Повсеместно создавались концентрационные лагеря.
На оккупированных территориях стали возникать партизанские отряды, подпольные группы сопротивления. Их организаторами, как правило, были партийные и советские работники, оставленные в тылу врага специально для этой работы, а также бойцы и командиры Красной Армии, попавшие в окружение. К концу 1941 г. на всех оккупированных территориях действовало 3500 партизанских отрядов, большое количество подпольных групп и организаций сопротивления.
Для координации действий партизанских отрядов, доставки им оружия, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, вывоза на Большую землю раненых в мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения. Большую помощь партизанам оказывало командование фронтов и армий.
Своими активными действиями партизаны сковали значительные силы врага. С середины 1942 г. для борьбы с партизанами отвлекалось до 10 % немецких войск. Наиболее распространенными формами партизанских действий были засады, внезапные налеты на небольшие гарнизоны, диверсии. Действенной формой партизанской борьбы была так называемая «рельсовая война». Только с октября 1942 г. но март 1943 г. партизаны совершили 1,5 тыс. диверсий на железных дорогах. Для охраны коммуникаций и борьбы с партизанами в разгар боев под Сталинградом и на Кавказе немецкое командование было вынуждено снять 22 дивизии. К осени 1943 г. было выведено из строя более 2 тыс. км железнодорожных путей, множество мостов, водокачек и другого станционного оборудования.
Разнообразные формы и способы борьбы использовали подпольные группы сопротивления. Они организовывали диверсии на заводах и в мастерских, портили оборудование, выводили из строя паровозы и вагоны, препятствовали угону советских людей в Германию, срывали поставки продовольствия. Они передавали советскому командованию разведданные о количестве и дислокации немецких войск. Некоторым подпольщикам удавалось завладеть особо секретной немецкой документацией.
Своими активными и бесстрашными действиями в тылу врага советские патриоты нанесли противнику существенный материальный ущерб. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, снижала моральный дух германской армии. Неувядаемой славой покрыли себя партизанские отряды и соединения, которые возглавляли В. А. Бегма, П. П. Вершигора, С. А. Ковпак, В. И. Козлов, В. 3. Корж, П. М. Машеров, Д. Н. Медведев, К. II. Орловский, А. Ф. Федоров. Народными героями стали комсомольцы-подпольщики Краснодона: У. М. Громова, И. А. Земнухов, О. В. Кошевой, С. Г. Тюленин, И. В. Турке-нич, Л. Г. Шевцова.
ДОКУМЕНТЫ
Из воспоминаний А. Н. Косыгина (в годы войны — заместитель Председателя Совнаркома СССР, заместитель председателя Совета по эвакуации)
Жителей Ленинграда и расположенные там заводы начали вывозить в июле 1941 г. К концу августа было демонтировано и отправлено в глубокий тыл около 100 крупных предприятий...
В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 г. из Ленинграда по льду Ладожского озера в тыл было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей.
Из Москвы и области эвакуировано почти 500 крупных промышленных предприятий, много высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов, библиотек, музеев, театров и других учреждений.
На восток были эвакуированы все предприятия танковой, авиационной и моторостроительной промышленности, боеприпасов, вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности.
Полтора-два месяца — таков был в среднем срок, за который переброшенные на восток предприятия вступали в строй.
Грандиозная операция по перемещению производительных сил на восток явилась вынужденной мерой, вызванной крайне неблагополучной обстановкой на фронте. Вместе с тем она стала важнейшим звеном успешного перевода нашей экономики на военные рельсы, обеспечив быстрое наращивание военно-экономического потенциала.