В) Закон убывания предков. 4 страница

Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии[12] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию[14].

Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии[15]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы[15]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам[16]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов[17]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии[15].

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

4. Геральдические цвета и покрытия

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции[18]. В тетрадке

5. Деления щита и гербовые фигуры.

В тетрадке

Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.
Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.
На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай.
Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь). По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек. Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка (шраффировка). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой.
Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.
Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Линии сечения могут быть разными.
Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т. п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул.
Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля).
Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.
Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.
К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение — хризантема.
Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.
Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.
Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.
Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.
Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий. Это особенно типично для новых гербов.
Внешняя часть герба состоит из следующих элементов:
шлем — изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, зависит от древности рода, происхождения. В России со времен барона Кене было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения — восточный шишак. В Германии очень часто изображается несколько разных шлемов;
нашлемник — происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Особенно важен в английской геральдике, где его объем часто больше, чем у щита;
корона — венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Корона гораздо более позднего происхождения и имеет более 150 разновидностей. В России употреблялась для титулованных старинных родов, использовалась также и шапка Мономаха (см. ШАПКА МОНОМАХА). Особые короны использовались в гербах городов и земель;
намет — происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Исполняется в основных цветах герба;
мантия — появилась позже намета и символизирует палатку. Она употреблялась первоначально только у монархов, позднее у крупных суверенов. В России использовалась в княжеских гербах и у тех дворян, кто вел свое происхождение от древних удельных князей; в государственном гербе появилась сень — огромная мантия;
щитодержатель — поддерживает щит фигур, появившихся в 16—17 веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Исполнялись щитодержатели в натуральном цвете, традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы. На королевском гербе Британии щитодержатели лев и единорог символизируют соответственно Англию и Шотландию. В 1603, после коронации Якова I Стюарта, единорог заменил красного дракона Уэльса.
Дополнительно у многих гербов существуют клейноды — личные знаки отличия, которые рисуют не на щите, а под щитом или за ним, в руках щитодержателей. Особенно часто вносились ордена.
В геральдике Великобритании часто встречается компартмент — основание, на котором помещаются фигуры поддерживателей. Это чаще всего зеленая лужайка с символическими цветами или (в Шотландии) скала.
В гербе помещается девиз (мотто) на латыни или на национальном языке. Лента с гербом в большинстве стран располагается под щитом, но в Шотландии и некоторых других странах — наверху. Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.

6. Структура и элементы гербовой композиции.

в тетрадке. и смотри 5 вопрос


7. Способы совмещения гербов.

в тетрадке
8. Блазонирование: закономерности и геральдическая терминология.

Порядок описания гербов

Блазонирование — громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина — научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению — рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Править] Деление щита

Основная статья: Деление щита

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Править] Линии деления

Основная статья: Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления — и прямые, и фигурные — могут иметь только горизонтальное (пересечение), вертикальное (рассечение) и диагональное (скошение) направления.

[править] Тинктуры (цвета)

Основная статья: Тинктуры

Эмали (финифти): червлень (красный), лазурь (голубой, синий), зелень (зелёный), пурпур (бордовый, фиолетовый), чернь (чёрный). Иногда также используются оранжевый, коричневый и некоторые другие финифти, но в русской геральдике за редчайшим исключением они не используются.

Металлы: золото (жёлтый) и серебро (белый, иногда серый).

Меха: горностаевый и беличий.

Править] Правило тинктур

Один из важнейших принципов геральдики: никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл.

Наши рекомендации