Интервьюер в другой культуре
Соприкасаясь с другой культурой, интервьюер немедленно сталкивается с критической проблемой — как представить себя данному обществу? В некоторых обществах фигура интервьюера-исследователя вообще неизвестна. Для неграмотных его роль непонятна. В ряде культур он воспринимается как непрошеный гость. Но исследователь должен быть принят, прежде чем начать интервьюирование. Достичь этого зачастую оказывается долгой и трудной задачей. Одному исследователю в Афганистане, чтобы добиться признания и получить возможность интервьюирования, пришлось провести поединок с местным чемпионом по борьбе и доказать свое умение брать на лошади высокие препятствия. Другая группа исследователей, интервьюировавших французских и австрийских парламентариев, пришла к выводу, что "местные привычки и обычаи побуждают людей сопротивляться интервьюированию и (или) формулировать свои мысли таким образом, чтобы не предоставить каких-либо надежных данных".
Принятие интервьюера во многом зависит от того, насколько он знает культуру респондента и может идентифицироваться с ней. Следовательно, прежде чем "входить" в культуру интервьюируемого, он должен хорошо ознакомиться с ней. Затем очень полезно поговорить с людьми неформально, понаблюдать за их деятельностью, прислушаться к их разговорам. Опыт исследователя в Новой Гвинее показывает, что период наблюдения должен быть достаточно продолжительным, чтобы свести к минимуму ошибки в интерпретации. По мере того как интервьюер устанавливает контакт и начинает понимать местную культуру, соответственно должна возрастать его способность задавать подходящие вопросы.
Ключевая проблема для кросскультурного интервьюера состоит в том, что его роль отчасти определяется его подходом и отчасти ситуацией. <...> Спектр ролей может колебаться от "полного участия" (идентичность и цели скрыты) через "участника-наблюдателя" и "наблюдателя-участника" до "чистого" наблюдателя (систематическое отвлеченное подслушивание). К этому можно добавить типичные отношения между интервьюером и респондентом в процессе анкетирования.
Поскольку культуры различаются, интервьюер, работающий в новом для него обществе, не всегда четко осознает важные ситуационные переменные. Как отмечают исследователи, "наблюдатель часто не знает, чего искать, или не понимает значения того, что он наблюдает." Кроме того, на эффективности работы интервьюера часто сказываются политические соображения. Даже само его присутствие может вызвать политические подозрения относительно его мотивации. Поэтому интервьюер должен суметь представить себя таким образом, чтобы его воспринимали как нейтрального, достойного доверия и приемлемого для данной культуры. Его цели должны быть легитимны и не представлять опасности. Одновременно очень важно установить нужные контакты, соблюсти все формальности и получить официальное разрешение.
Определить воздействие иностранного интервьюера на ответы респондента невозможно. Интервьюер может усилить убежденность респондента в собственной объективности, а интервьюируемый— опустить эзотеричные подробности, полагая, что иностранец не поймет их. При изучении субкультур в Соединенных Штатах выяснилось, что негры отвечали по-разному на идентичные вопросы белых и черных интервьюеров. Респонденты из рабочей среды были менее предрасположены открыто говорить с интервьюерами из средних классов, чем с лицами, равными по статусу.
Представляется поэтому, что восприятие интервьюера и ответы на его вопросы очень сильно зависят от того, как он исполняет свою роль и какой образ создает. Один из исследователей в Африке в зависимости от ситуации представлялся как уважаемый профессор, "свой человек", дружелюбный участник, чужак, нейтрал, американец. <...>
Стиль и темп мышления, характерные для интервьюера и его общества, также осложняют кросскультурное интервьюирование. Например, торопливость западного человека получить ответы может вызвать смятение у незападных респондентов. Не подходят ли различные культуры к ответу разными путями: одна через аналогию или рассказ, другая — посредством ссылок на прецеденты, третья — философскими рассуждениями? С учетом таких потенциальных расхождений интервьюер должен остерегаться навязывать свои представления и стиль мышления, потому что они могут показаться респонденту бессмысленными или неуместными.