Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. €

9. Понятие «политико-административное» (применительно к системам, управлению, элитам и др. ), завоевывает все более прочные позиции в методологическом арсенале современной политической науки, важным предметом изучения которой всегда было государственное управление, деятельность государственной службы. За понятием «политико-административное» стоят определенные процессы и взаимодействия, которые сопутствуют функционированию современной исполнительной власти, ее взаимодействию с политическими и общественными акторами в процессе разработки, принятия и реализации государственной политики.

10. Понятие политико-административного управления вполне органично вписывается в концепции «политических сетей», «демократического руководства», «общественно-государственного управления», хотя не является их полным синонимом. Это понятие действительно отражает специфику российской управленческой традиции, а также особенности переживаемого российским государством и обществом транзиторного периода, который требует радикального обновления политико-административной системы, ценностей и принципов государственного управления. Наша страна нуждается в сильной государственной власти, а ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере.

11. В то же время, очевидно, что насущные задачи строительства и укрепления демократического дееспособного государства, становления эффективной системы исполнительной власти не могут быть решены в парадигме бюрократической иерархии. Весьма велики и издержки рыночно-государственного менеджмента, исключающего политику из государственного управления. Концепция политико-административного управления, безусловно, интегрирует многие положения теории общественно-государственного управления, как-то: необходимость реконструкции отношений между государством и современным обществом, «открытости» государственного управления, анализа практики сотрудничества между различными центрами и уровнями государственной и общественной власти, нравственного измерения процесса производства политических решений и многое другое. Однако отечественные традиции государственного управления, общественные реалии пока не позволяют нам отказаться от признания за государством ведущей роли в разработке политики, воспринять в качестве лейтмотива учебного курса идею «управления без правительства». В свете сказанного становится понятным, почему политико-административное управление трактуется нами, прежде всего, как деятельность органов исполнительной власти в рамках, определяемых конституцией и нормами правового государства, политическими установками демократической власти, и протекающая в постоянном взаимодействии, как с органами принятия политических решений, так и с гражданами, их организациями, СМИ и другими общественными институтами.

12. Функционирование исполнительной власти в современном правовом государстве зависит от тех связей и взаимоотношений, которые складываются: во-первых, между структурными элементами системы государственного управления (исполнительная власть – законодательная власть – президент); во-вторых, внутри самой системы исполнительной власти, между политической и административной ее компонентами; в-третьих, между государством и обществом, поскольку эффективность государственного управления измеряется, прежде всего, поддержкой граждан или отсутствием таковой.

13. Политико-административное управление рассматривается, поэтому, как важная функция исполнительной власти, не только исполняющей законы, проводящей в жизнь волю правящих сил, но и принимающей участие в разработке политики, выступающей в качестве главного посредника интеракции государства и общества, а также, в определенных случаях, в роли влиятельного политического актора, как отмечалось в предыдущей лекции. Должно учитываться и то, что в силу своих функций исполнительная власть, госслужба контактируют с бизнесом, профсоюзами, другими группами интересов, а потому нередко участвуют в артикулировании и агрегировании групповых интересов, что может сказываться благотворно на состоянии политико-административной системы, а может и подрывать публичный характер государственного управления. Объективная неизбежность концентрации значительной доли государственной власти в руках госслужбы, реальность проведения ею групповой политики объясняет важность рассмотрения в рамках данного курса проблемы внешнего (политического и общественного) контроля за деятельностью чиновничества, формирования модели «отзывчивой» госслужбы.

14. Таким образом, методологическим обертоном исследования проблем государственной службы и политико-административного управления является синтез двух, прежде разделенных, научных парадигм – «административистской», касающейся исключительно внутренних аспектов формирования и функционирования механизма государственного управления (доктрины-структуры-кадры-процедуры), и собственно политологической.

Наши рекомендации