Концепции возникновения и сущности государства
Организмическая концепция основана на физиологической аналогии государства с организмом (Платон, Д. Фортескью, А. Шефле, Г. Спенсер, Д. Ворм). Подобно живому организму, государство как социальный организм – динамичное структурно и функционально согласованное единство. Так как социальный прогресс связан с прогрессом личности, то государственная стабильность зависит от благополучия ''среднестатистического'' простого человека. Таким образом, государственное вмешательство противостоит росту хаоса в социуме, процессу дезорганизации.
Реалистическая теория государства декларирует господство государства над личностью (Аристотель, О. Конт, К. Маркс). Главная формула этой теории: государство – это все и все во имя государства.
Теория государства – Левиафана, где государство – монстр, порождающий враждебную человеку стихию репрессивного могущества (Т. Гоббс). Государство – организация, естественно-исторически развившаяся из потребности регулирования деятельностного обмена. Однако полезное целому может идти вразрез с интересами части, поэтому государство может защищать интересы целого, восставая против самости.
Конвенциональная теория утверждает, что государство – это плод договора, заключенного людьми между собой при невозможности дальнейшего пребывания во всеобще враждебном состоянии bellum omnium contra omnes (война всех против всех) (Платон, Полибий, Цицерон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Д. Мильтон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Т. Пейн, А. Радищев, декабристы). Основоположником этой платформы может считаться Платон, который утверждал: так как в естественном состоянии господствует право силы, то всякий действует произвольно, эгоистически, сообразно принятой им тактике выживания, все поступают неправедно и, страдая, находят целесообразным ''договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяли свое начало законодательство и взаимный договор''.
Теория завоевания. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский, Е. Дюринг). Процесс возникновения государства представляется как необходимость закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государства возникает как следствие завоевания одних групп другими.
Этатизм. Государство – самодавлеющая универсалия, право которой в обществе наивысшее. Государство – это шествие самого бога в мире; основание его – власть беспредельно свободного, осуществляющегося как всеобщая воля (Г. В. Ф. Гегель). Государство, по мнению Гегеля, более высокая ступень развития, чем гражданское общество. Объединяя индивиды и сословия, государство поднимается над обществом, примиряя все его противоречия.
А. Зиновьев убежден, что государство формируется как орган формирующегося общества, а общество формируется как человейник с таким управляющим органом, каким является государство. Это – единый процесс. Наличие государственности является показателем (признаком) того, что человейник зародился как общество. По его мнению, для исторически первичного возникновения общества требуется, по крайней мере, два предобщества. При этом одно предобщество должно покорить другое. Часть членов предобщества победителей становится властью в новом объединении. Если она организует покоренных в целое с целью иметь для себя постоянный источник существования (в виде поборов, дани, налогов), то это становится началом государственности, а новое объединение – началом общества.
Когда накапливается число обществ и опыт жизни в обществах, становится возможным превращение каких-то предобществ в общества без внешнего завоевания, путем заимствования опыта других. А. Зиновьев формулирует социальный закон, суть которого в том, что множество человеческих объединений неизбежно стремится к упорядочиванию и созданию нового социального объединения с новой иерархией.
Классовая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства выделяет развитие общественного разделения труда, возникновение частной собственности, классов и эксплуатации. Государство, согласно этой теории, создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.
Определенные трудности в осмыслении феномена государства, таким образом, породили и разнообразие концепций его происхождения и сущности.
Таким образом, государство – это сложное, конструктивное, многофункциональное общественное образование. Его исследование возможно в разных аспектах. Но политолог обязательно подчеркнет, что государство – это важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной власти.