Нормативная система международного права

Нормативная система международного правапредставляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

К отраслям современного международного права относятся: право международных договоров, право прав человека, международное уголовное право, международное экологическое право, право международной безопасности и т.д.

Международно-правовые нормы – созданные соглашением субъектов формально определенные правила, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемые юридическим механизмом охраны.

Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию норм международного права:

1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), региональные, партикулярные (локальные);

3) по юридической силе – императивные и диспозитивные;

4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и процессуальные;

5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые;

6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные), нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы адресованы всему мировому сообществу, не ограничены пространством и сферой действия (например, содержатся в многосторонних договорах, заключенных в рамках ООН).

Региональные нормы – содержатся в международных договорах, заключенных между государствами, принадлежащими к определенному географическому региону

Партикулярные нормы – закреплены в двусторонних международных договорах.

Императивные нормы международного права – это норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Императивные нормы международного права имеют обратную силу.

Диспозитивные нормы международного права допускают отклонение от них по взаимному согласию субъектов. При этом такие изменения не должны затрагивать интересы третьих государств.

Охранительные нормы г. регулируют режим ответственности субъектов международного права в результате нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров или обычных норм международного права.

Все нормы международного права также можно классифицировать на нормы, относящиеся к «твердому праву» (hard law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов международного права. Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений: особого вида норм международного права, которые в отличие от «твердого права» не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать; и неправовых международных норм - их обязательная сила и механизм действия носят морально-политический характер.

Выделяют также самоисполнимые и несамоисполнимые нормы международного права.

Самоисполнимые нормы права не требуют для их реализации на национальном уровне принятия дополнительных мер по реформированию национального законодательства; ориентированы на их непосредственное применение субъектами национального права.

Взаимосвязь и взаимодействие международно-правовых норм обуславливаются существованием определенной иерархии в рамках единой системы.

Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договорная (специальная).

Согласно генеральной иерархии норм международного права высший иерархический ранг принадлежит комплексу императивных норм (jus cogens – «неоспоримое право»), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Договорная иерархия норм международного права подразумевает закрепление высшего иерархического ранга за Уставом ООН.

Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточняющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий: 1) выявление действующих, обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации; 2) ревизия и пересмотр устаревших норм; 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений; 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Таким образом, кодификация сопровождается прогрессивным развитием международного права.

Под прогрессивным развитием норм международного права понимается процесс подготовки проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом, либо не имеют достаточной практики государств.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит ООН. Кодификационный механизм ООН включает главные органы ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС), специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе (Комиссия международного права, Комитет по мирному использованию атомной энергии), временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности).

Фрагментация международного права. Универсализация правового регулирования на основе международного права характеризуется, с одной стороны, расширением сферы международно-правового регулирования, с другой стороны, функциональной дифференциацией международного права: появлением новых отраслей, институтов, межгосударственных образований с автономным правовым режимом.

Проблемность фрагментации, возможность появления взаимоисключающих норм, различная судебная практика применения специализированных правовых институтов и правовых режимов обусловили обращение Комиссии международного права, которая в 2006 г. сформулировала в своем докладе следующие основные выводы:

а) международное право как правовая система состоит из взаимосвязанных, взаимодействующих норм различного иерархического уровня, с разной степенью конкретизации и разными сроками вступления в силу.

б) среди общепризнанных принципов, которые необходимо применять для избежания коллизий норм: 1) принцип гармонизации, суть которого состоит в том, что при совпадении у нескольких норм объекта регулирования они должны толковаться таким образом, чтобы устанавливать единые совместимые обязательства; 2) принцип lex specialis derogat generalis (специальная норма отменяет общую); 3) принцип lex posteriоri derogat legi priori (последующий закон отменяет предыдущий); 4) принцип иерархии (jus cogens, erga omnes, ст. 103). Такими, в соответствии со статьей 53 Венской конвенции, являются императивные нормы (jus cogens).

Обязательства erga omnes – обязательства государств в пользу международного сообщества, когда все государства имеют юридический интерес в защите прав, вытекающих из таких обязательств.

Общепризнанно, что нормы jus cogens имеют статус обязательств erga omnes, но не все обязательства erga omnes устанавливаются императивными нормами международного права . Иерархия обязательств в силу статьи 103 Устава ООН имеет договорное закрепление и означает, что обязательства государств по Уставу ООН имеет приоритет над всеми иными договорными обязательствами государств. Статья 103 Устава применяется и в отношении решений Совета Безопасности ООН.

ТЕМА 4

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие основных принципов международного права, их отличительные особенности и нормативное закрепление.

Основные принципы международного права - особая совокупность норм, обладающая рядом специфических черт.

1. Это руководящие начала (фундамент) современного международного правопорядка.

2. Они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество.

3. Они носят императивный характер норм jus cogens, пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права. Вследствие этого эти принципы международного права являются критерием законности всей его системы, критерием правомерности любой его нормы и в силу этого защищаются наиболее жесткими мерами принуждения.

4. Принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

5. Принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и не признания связанных с ней последствий.

6. Все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

К основным принципам международного права относятся:

1. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Таким образом первое применение силы одним государством против другого будет считаться нарушение данного принципа.

2. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость.

3. Принцип уважения прав человека.

4. Принцип суверенного равенства государств, в соответствии с которым все государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, от их признания или непризнания.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

6. Принцип территориальной целостности, согласно которому государства обязаны уважать территориальную целостность и политическую независимость государства

7. Принцип нерушимости государственных границ. Принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 года: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

8. Принцип равноправия и самоопределения народов. При этом недопустимо толкование этого принципа в ущерб территориальной целостности и политического единства государства.

9. Принцип сотрудничества. В соответствии с данным принципом каждое государство имеет право на выбор видов и форм сотрудничества, а также на правомерный отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом или высшими интересами государства

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло в Уставе ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Элементами права на самоопределение являются: а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами; б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне; в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса; г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.

10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Согласно этому принципу, добросовестному исполнению подлежат только те международные договоры, которые заключены добровольно и на основе принципа равноправия.

Основные принципы международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН (ст.2, ст. 1, преамбула) и принятой в его развитие Декларации о принципах международного права ООН1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

ТЕМА 5

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Источники – это те формы, в которых выражаются нормы права. Формой воплощения норм международного права являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций (например, резолюции Совета Безопасности ООН).

К вспомогательным средствам для установления правовых норм относят: судебные решения, доктрину (учебники, монографии ученых в области международного права), акты органов международных организаций (например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН) Они помогают определить наличие обычной нормы международного права и сами по себе не являются источниками международного права.

Международный договор определяется – международное соглашение, заключенное между субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом, вне зависимости содержится ли оно в одном или нескольких взаимосвязанных документах, и вне зависимости от его наименования (договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, хартия, меморандум и т.д.).

Международный обычай, как и международный договор, - основной источник международного права. Определение международного обычая впервые дано в ст.38 Статута Международного суда ООН: «это доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». Следовательно, составными частями обычая, согласно Статуту, являются:

1) практика, иначе говоря, существование сложившегося в практике государств правила поведения, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий (решения судов, договорная практика, дипломатическая переписка, национальное законодательство);

2) признание этого правила в качестве международно-правовой нормы (opinio juris), т.е. признание этой практики в качестве юридически обязательной.

Природу международного обычая характеризуют три основные элемента: постоянство, всеобщность, длительность.

Признание opinio juris может быть дано в ясно выраженной форме заявления или другого официального акта. Но наиболее распространенной является форма молчаливого или подразумеваемого признания. Обычная норма общего международного права должна быть принята большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, т.е. международным сообществом в целом. Региональные и специальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций.

От обычая следует отличать правила международной вежливости, для которых не характерно наличие opinion juris.

Преимуществом международного договора в сравнении с обычаем является его документированный характер. С другой же стороны, преимуществом обычая перед международным договором является то, что он распространяется на все государства. В свою очередь, международный договор действует только по отношению к его государствам – членам.

К источникам международного права на основании ст. 38 Статута Международного суда ООН также относят общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. К ним относят такие правовые положения, которые характерны для всех правовых систем (принцип lex posteriоri derogat legi priori, res judicata и т.д.).

Односторонние акты государств не являются источниками международного права, поскольку в процессе их создания отсутствует согласование позиций государств. Вместе с тем, они могут порождать юридические последствия в отношении принявших их государств.

ТЕМА 6

Наши рекомендации