Реформация и крестьянская война в Германии
Реформация-широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
+
•В ХV-ХVI веках Германия состояла из отдельных земель, которыми управляли почти независимые правители, постоянно соперничавшие между собой. Власть императора над ними была весьма условной. Хотя имперская корона закрепилась за домом Габсбургов, её судьбу решали курфюрсты князья, имевшие право избирать императора.
•Многие германские земли принадлежали Церкви и управлялись независимыми духовными князьями, что препятствовало объединению страны. В то время как в централизованных европейских государствах (Франции, Англии) короли противостояли претензиям пап на верховенство в делах их стран, Германия продолжала исправно отправлять в Рим огромные средства.
• Деятельность Католической церкви вызывала всеобщее негодование. Крестьяне были недовольны тяжёлой десятиной, князья и рыцарство с завистью поглядывали на церковные земли, немецкие гуманисты осуждали продажность Рима и лицемерие монахов. Наряду с идеей объединения разрозненных земель важнейшим политическим лозунгом было «скинуть со спины» праздный и порочный Рим. По мнению немцев, это усилило бы Германское государство.
•Мартин Лютер (1483-1546)
Человеком, который поднял Германию и половину Европы на борьбу с папством, был немецкий богослов Мартин Лютер.
Он происходил из Саксонии из семьи горного мастера. В 18 лет этот способный юноша, отправился учиться в Эрфуртский университет, где испытал влияние идеи немецких гуманистов. Лютер был горячо верующим человеком. На время он даже ушёл в монастырь, Но, разочаровавшись в монашестве, вернулся в мир и стал преподавать богословие в Виттенбергском университете.
В 1517 году в Германию вновь прибыли папские посланцы, торгующие индульгенциями. Это вызвало негодование многих немцев. Среди них был и Лютер. 31 октября 1517 года он прибил на дверях церкви Виттенберга документ -«95 тезисов» против индульгенций
Основной мотив и идея написания 95 тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.
Это вызвало в Риме резкое недовольство. Над Лютером нависла угроза обвинения в ереси. В 1520 году папа издал буллу о его отлучении от Церкви. Лютер публично сжёг её, отрезав себе пути к отступлению.
Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается только своей искренней верой в Бога и не нуждается в посредине в виде Церкви. Священники как особая группа людей не нужны, поз тому их следует упразднить, монашеские ордена распустить, а богатства Церкви передать светским владельцам.
Если человек спасается верой, а не соблюдением внешних обрядов то, по мнению Лютера, не важны оказываются и ритуалы. Из семи таинств христианской Церкви он предложил оставить только два крещение и причащение (так как их описание можно найти в Библии), остальные объявил позднейшими выдумками Церкви.
В 1521 году Лютер был вызван императором Карлом на заседание рейхстага в городе Вормсе. Прибывшие туда посланцы папы римского потребовали отречения Лютера от своих взглядов. По преданию, он ответил: «На этом я стою и не могу иначе!» Император, выступавший на стороне папы, добился от рейхстага осуждения Лютера. Но саксонский курфюрст Фридрих и многие германские князья поддержали идею разрыва с Римом и секуляризации церковных земель. Фридрих Саксонский помог Лютеру избежать ареста, укрыв его в своём замке Вартбург. Там Лютер начал самый значительный труд своей жизни перевод Библии на немецкий язык.
•В реформационную борьбу включились все слои германского Общества: рыцарство, бюргерство, крестьянство.
Интересы этих людей были подчас противоположными. Дворянство мечтало увидеть Германию сильным государством, свободных от власти Рима, где ему принадлежала бы ведущая роль. Крестьяне „ городская беднота надеялись, начав с реформы Церкви, переустроить Мир, взяв власть в свои руки, и сделать его справедливым.
Одним из самых решительных сторонников народной Реформации был Томас Мюнцер (1490-1525). Мюнцер призывал установить Царство Божие на земле, в котором должен править простой народ, трудящийся на благо всего общества, люди, которые, по его мнению, ближе к Богу. С теми, кто противится этому, нужно бороться.
Подобные Идеи пугали Лютера, считавшего, что Реформация должна проходить умеренным путём следует сохранять покорность властям и действовать мирными средствами. Если в начале Реформации Мюнцер поддерживал Лютера, то в дальнейшем их пути разошлись. Это показали события начавшейся в Германии Крестьянской войны.
•Крестьянская война в Германии.
В начале Х???????????? века отношения
между немецкими крестьянами и землевладельцами резко обострились. В то время в связи с ростом городов и увеличением численности населения в Германии вырос спрос на зерно, поэтому дворяне стали захватывать общинные угодья, увеличивать барщину‚ ограничивать личную свободу крестьян.
Крестьяне не раз поднимались на борьбу против господ, но безуспешно.
•Рождение протестантизма.
После поражения Крестьянской войны церковные преобразования продолжались, но были очень умеренными, так как их проводили «сверху» князья, поддержавшие Лютер. Духовенство так и не было упразднено, зато активно шла секуляризация церковных земель. Император попытался остановить этот процесс. Сторонники Лютера в 1529 году заявили ему свой протест, не тех пор их стали именовать протестантами. Со временем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе. В 1530 году основные положения одного из главных направлений протестантизма лютерстнства были обобщены в документе, который назвали «Аугсбургским вероисповеданием» (он был вручён императору в городе Аугсбурге). Лютеранская церковь признавала два таинства: крещение и причащение. Служба значительно упростилась.
Вскоре император Карл вместе с католическими князьями начал войну против лютеран. Германия раскололась на два враждебных религиозных лагеря. Война закончилась в 1555 году подписанием в городе Аугсбурге религиозного мира. Император был вынужден признать право князей самим решать, какой будет Церковь в их государствах. Восторжествовал принцип «Чья власть, того и вера». Это надолго закрепило раздробленность Германии её объединение произошло лишь В ????? веке. После Аугсбургского мира Карл, для которого это было политическим поражением в борьбе с «еретиками», отрёкся от императорской короны, передав власть в Германии, Австрии, Чехии и некоторых других землях своему брату Фердинанду Абсбургу.
Протестантскими стали в основном княжества, расположенные на севере Германии, Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Пфальц, Вюртемберг. В первой половине ХШ века идеи Лютера широко распространились в Европе. Лютеранство стало официальной религией Дании и подвластных ей Норвегии и Исландии, а также Швеции с принадлежавшими ей Финляндией и прибалтийскими землями.