Вопрос №2 Виды решений Конституционного суда и их юридические свойства
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопросов о толковании Конституции РФ, о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным в конкретном деле; по проверке конституционности закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле по запросам, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации. Постановление излагается в письменной форме в виде отдельного документа и должно обязательно содержать мотивировку, т. е. конституционно-правовое обоснование вынесенного решения. В мотивировочную часть могут включаться концептуальные положения, которые имеют нормативно-правовое значение.
Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации подтверждает их действие, обязательность и исключает повторную их проверку на конституционность. Если нормативный акт или договор либо отдельные их положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, то они утрачивают силу.
Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком нормативном акте или договоре, В силу этого законодательные и другие органы государственной власти обязаны отменить акты или отдельные их положения, воспроизводящие или содержащие положения, которые были признаны неконституционными.
Правоприменительные акты, включая решения судов и иных органов, основанные на нормативных актах или договорах либо их отдельных положениях, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же так как постановления Конституционного Суда разделяют судьбу Конституции.
С момента постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующим Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, т.е. не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Акты толкования Конституции является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Любой правоприменитель на территории Российской Федерации обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции Российской Федерации, которое содержится в постановлении Конституционного Суда о толковании.
Акты или отдельные их положения, основанные на интерпретации конституционных норм, противоречащей толкованию Конституционного Суда, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами.
Решение Конституционного Суда о толковании Конституции может быть основанием для обжалования решений и действий, основанных на иных интерпретациях конституционных положений.
Решения Конституционного Суда о толковании конституционных норм становятся фактически частью Конституции. Как показывает практика, Конституционный Суд при толковании Конституции осуществляет позитивное восполнение пробелов в конституционном регулировании. Результатом толкования нормы Конституции не может быть признание ее недействующей, так как это противоречило бы самой юридической природе толкования.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.
При положительном заключении Конституционного Суда процедура импичмента в Совете Федерации продолжается.
В соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации» референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. Такое решение КС РФ также именуется заключением. В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", прекращаются.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Вопрос №20.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется па всей территории России.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения условно можно подразделить на семь групп:
1) муниципальная собственность и местные финансы;
2) муниципальная социально-культурная сфера;
3) жилищно-коммунальное и торговое обслуживание населения;
4) муниципальная техническая инфраструктура: муниципальные энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение и канализация; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
5) природопользование;
6) территориальное развитие: комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; регулирование планировки и застройки территории;
7) нормотворчество.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Контроль за деятельностью депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется посредством досрочного отзыва гражданами вышеперечисленных лип.
Участие в решении вопросов местного значения осуществляется гражданами посредством голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Оно проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит обязательному исполнению на территории поселения.
Широкое распространение имеет территориальное общественное самоуправление, представляющее самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Оно может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов но вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Помимо институтов непосредственной демократии граждане участвуют в решении вопросов местного значения через органы местного самоуправления. Стриктуру органов местною самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.