Локальный уровень. Экономические основы конфликта
НОВОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ООН – 2016
Доклад эксперта для Совета Безопасности ООН
Мир и безопасность в Сирии
Автор: Сафаров Марат (Аслиддин)
Магистрант, 2 курс
НГУЭУ
Новосибирск – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Сирийская арабская республика (САР) 4
Сирийский конфликт. Локальный уровень 10
Региональный уровень 19
Глобальный уровень 24
Роль ООН в Сирийском конфликте 27
Заключение 29
Игровая информация 30
Список литературы 31
Введение
Ближний Восток — перекресток частей света, цивилизаций, религий. Точка пересечения интересов и, как следствие, постоянная борьба за власть. На западе от Египта до Ирана на востоке и от Турции на севере до Йемена на юге военные столкновения не прекращаются уже 100 лет. Такой «полигон» начал формироваться с начала XX века, когда великие державы в собственных интересах разделяли территории на Ближнем Востоке, не принимая во внимание культурные, исторические и национальные особенности народов, их населяющих. Сегодня мы видим результат: постоянные войны и террористические акты в регионе.
На протяжении столетий Ближний Восток является стратегическим регионом на пути из Европы в Азию и Африку. К первой четверти XX века он получает новое звучание в качестве нефтеносной территории. Нефть приобретает огромное значение в качестве важнейшего ресурса для развития экономики и промышленности, что стало особенно актуально в условиях надвигающихся мировых войн. Страна, контролирующая ближневосточный регион, получала колоссальные преимущества. Это понимают мировые державы, поэтому такой интерес к региону и такая борьба.
На сегодняшний день Ближний Восток входит в поле интересов таких стран как США, Великобритания, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония и Индия. Также идет борьба между Турцией, Саудовской Аравией, Катаром и Ираном за лидирующее положение в регионе.
Таким образом, феномен «Арабская весна», который начался в середине декабря 2010 г. в Тунисе и за считанные дни привел к падению режима президента Бен Али, двадцать лет единолично правящего страной. Затем настала очередь египетского режима Хосни Мубарака, который управлял страной тридцать лет, а за ним были Ливия Муаммар Каддафи, более 40 лет правящий страной, Йемен отставки президента Али Абдаллы Салеха и Сирия, где уже пятый год идет война против режима Б. Асада.
Сирийская арабская республика (САР)
Сирия находится в Восточном побережье Средиземного моря. Она граничит с Турцией на севере, Ираком на востоке, Иорданией и Палестиной на юге. Западная часть страны граничит с Ливаном и омывается Средиземным морем.
Население преимущественно арабы, есть армяне, курды и другие малые народы. Численность вначале конфликта - 23 млн. человек. Естественный прирост высокий – 2,3% в год.
Форма правления: Республика, возглавляемая Президентом. Глава государства, согласно новой конституции принятой 26 февраля 2012 г., избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет с возможностью повторного переизбрания еще на один срок. С июля 2000 г. президент - Башар Асад (переизбран в мае 2012 г.).
Столица Сирии – город Дамаск, где проживают свыше 4 млн. жителей. Крупные города – Алеппо, Хомс, Хама, Идлиб, Дэйр Эззор, Латакия, Тартус, Дераа.
Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны с распадом Османской империи. Однако с выходом из под контроля османов Сирия не стала независимым государством. 25 июля 1921г. Франция получила от Лиги наций мандат на управление Сирией и Ливаном, а Великобритания – Палестиной и Трансиорданией.
Сирия стала независимым государством в 1945, когда было объявлено о создании национальной армии. Страна вступила в ООН, а также приняла участие в создании Лиги арабских государств (первой региональной организации арабских стран). Однако полная независимость была обретена лишь после окончательного вывода французских и английских войск, завершившегося 17 апреля 1946. Эта дата стала национальным праздником Сирии – Днем эвакуации.
В начале 1950-х годов, в результате проводимой США ближневосточной политики, Сирия была втянута в «холодную войну». В 1955г. страна присоединилась к Египту в его борьбе против созданного Турцией, Ираком и Пакистаном под покровительством США и Великобритании Багдадского пакта (позднее – Организации Центрального Договора, СЕНТО). В декабре Сирия стала вторым (вслед за Египтом) государством арабского мира, подписавшим с СССР соглашение о поставках военной техники. В 1955–1956 г. Сирия достигла договоренности с Египтом об объединении военного командования и создании общего Военного совета. Суэцкий кризис 1956, приведший к совместному британско-французско-израильскому вторжению в Египет, еще больше укрепил двусторонние связи.
21 февраля 1958 г. президентом Сирии Шукри аль-Куатли и лидером Египта Абделем Насером было объявлено о создании единого государство Объединенной Арабской Республики (ОАР).
Была принята Временная конституция союзного государства, предусматривавшая наличие единого президента и правительства, а также существование отдельных Исполнительных советов для двух районов ОАР: Северного (Сирийского) и Южного (Египетского). В 1959 египетская партия Национальный союз была объявлена единственной легальной политической партией ОАР.
Стремление египтян унифицировать экономическое устройство обеих стран спровоцировало повсеместный рост недовольства в Сирии. В Каире считали возможным механическое распространение на Сирию программ развития, разработанных для долины Нила. Когда в Сирии летом 1961г. начались национализация и перераспределение собственности, сирийские мелкие и средние городские торговцы выступили за выход из состава ОАР. Против «социалистических» нововведений выступила и партия БААС.
28 сентября 1961г. военное командование Сирии произвело государственный переворот и объявило о выходе Сирии из Объединенной Арабской Республики. Верховное военное командование восстановило парламент и назначило премьер-министром Халеда аль-Азема. Им было сформировано правительство, состоявшее из представителей всех партий и группировок, за исключением тех, которые выступали за воссоединение с Египтом. Сложившаяся обстановка, которую усугубили протесты населения, инициированные насеристами и набиравшими силу исламистами в январе 1963 г. в Дамаске спровоцировали новый военный переворот, который организовал Военный комитет партии БААС в марте 1963г. («революцию 8 марта».) и страну возглавил суннит Амин Хафиз.
В 1966 г. произошел новый переворот под руководством левого крыла партии лидерами - алавитами Салахом Джадидом и Хафизом Асадом. А в результате государственного переворота в ноябре 1970 г. к власти пришло военное крыло БААС во главе с генералом Хафезом Асадом.
Новое руководство предпочло стратегию развития, предусматривавшую государственное финансирование и контроль за деятельностью крупных капиталоемких предприятий и одновременно поддержку торговли и инвестиционного процесса в частном секторе, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
БААС придерживалась секулярного курса, ограничив влияние религии до того минимума, какой вообще возможен в мусульманской стране. Шла активная пропаганда в духе «умеренного» арабского национализма и социализма. Складывался новый «социалистический» слой сирийской нации – оторванный от этнорелигиозных корней и ориентирующихся на национальное и государственное сообщество.
В начале 1980-х годов завершился экономический бум предшествующего десятилетия. В то время как военные расходы Сирии сильно выросли, особенно после начала массированного израильского наступления в Ливане в июне 1982, началось падение мировых цен на нефть, что существенно снизило валютные поступления. В результате уменьшились доходы от экспорта жидкого топлива и сократился приток денежных средств от сирийцев, работавших в богатых арабских нефтедобывающих государствах. Правительство Х. Асада в конце 1980-х годов приступило ко второму этапу либерализации экономики.
В 1990-х правительство Сирии продолжало проводить жесткий внутриполитический курс. В декабре 1991г. и марте 1992г. оно освободило более 3 тыс. политических заключенных, но одновременно были произведены новые аресты, и число лиц, находившихся в заключении по политическим причинам, составляло, по данным международных правозащитных организаций, несколько тысяч человек.
Власти пытались добиться улучшения отношений с Западом. В 1994г. страну посетил президент США Клинтон (первый визит президента США в Сирию с 1974). Попытки американских и иных дипломатов добиться начала урегулирования сирийско-израильских отношений не увенчались успехом. С 1991г. между обеими странами нерегулярно проводились встречи при посредничестве США, но в 1994 они были прекращены. После того, как в 1995г. военные эксперты Израиля и Сирии договорились о рамках согласования аспектов безопасности, связанных с выводом израильских сил с Голанских высот, где израильтяне построили 31 поселение, переговорный процесс возобновился. Но уже в 1996г. он был вновь прерван из-за арабо-израильского противостояния в Палестине. В декабре 1999г. переговоры возобновились вновь. Улучшились отношения с Иорданией. На сирийско-иорданской границе была в 2000 г. организована зона свободной торговли.
В 1999 г. Х.Асад был переизбран президентом, получив на референдуме 99,9% голосов.
10 июня 2000 Х.Асад умер. После того, как Народный совет снизил возраст для кандидатов в президенты до 34 лет, Башар аль-Асад был официально выдвинут партией БААС на президентский пост. На референдуме 10 июля 2000 г. он получил поддержку 97,3% проголосовавших избирателей.
Б. аль-Асад заявил о намерении продолжать попытки достичь урегулирования конфликта с Израилем, он требовал отхода израильтян к границе, существовавшей до войны 1967 г. В 2002 г. Сирия объявила о готовности возобновить мирные переговоры с Израилем. Новый президент предпринял также шаги по улучшению отношений с Ираком. Стремясь расширить базу для своего влияния в Ливане, Б. аль-Асад пошел на стратегическое партнерство с радикальной шиитской организацией «Хезболла» .
В 2002г.Б. аль-Асад дважды объявлял амнистию: были сокращены на треть сроки заключения для детей в возрасте 7–18 лет, обвиненных в совершении уголовных преступлений, а в октябре прощение получили те, кто уклонялся от воинской повинности или дезертировал из сирийской армии. В 2002г. были освобождены 12 видных политзаключенных, включая коммунистов и нескольких граждан Иордании [14].
В страну возвращались некоторые активисты оппозиции. В апреле 2002г. сто тридцать семь бывших политических заключенных направили президенту меморандум с призывом снять все ограничения и репрессивные меры, наложенные на тех, кто раннее был арестован по политическим причинам.
Активизировалась деятельность правозащитных групп, а также оппозиционных организаций. В августе 2002 по инициативе «Братьев-мусульман» в Лондоне прошла конференция представителей оппозиции, на которой была принята «Национальная хартия для Сирии». Провозглашенные в ней принципы содержали приверженность правам человека и отказ от насилия.
Однако по данным «Международной амнистии», в заключении оставались сотни политических противников – прежде всего, «Братьев-мусульман», членов проиракского крыла партии Баас, Партии исламского освобождения, Арабской коммунистической организации, палестинские активисты и др.
В 2003 президент Сирии Б. Асад резко осудил американо-британскую военную атаку против Ирака. В ответ США обвинили страну в поддержке терроризма и укрывательстве деятелей иракского режима Саддама Хуссейна. На Сирию были наложены санкции со стороны США. Ограничения коснулись ряда лиц и компаний, чьи счета в США были заморожены, экспорт практически всех товаров, за исключением продуктов питания, медикаментов и ряда запчастей, был запрещен [15].
Сирийский конфликт
Сирийский конфликт начался в марте 2011 года с протестных акций в известной степени стимулированных «арабской весной» [12]. Протестующие требовали улучшения условий жизни и проведения социально-экономических и политических реформ в стране. Вскоре выступления переросли в столкновения с правоохранительными органами и едва не привели к свержению режима президента Б. Асада. Президентом были приняты решения о проведении реформ, которых от него требовали, было амнистировано более 200 политзаключенных, распущено правительство, отменена 8 ст. Конституции, которая закрепляет за ПАСВ роль "руководящей и направляющей силы" в обществе и государстве. [13]
Несмотря на принятые режимом решения о проведении преобразований в политических и социально-экономических аспектах жизни общества, протестные акции охватили другие территории Сирии и вскоре переросли в ожесточенное противостояние с властью.
Для разбора данного конфликта, необходимо разбить его на три уровня, чтобы ответить на вопросы о причинах вооруженного противостояния:
1. Локальный (местный) уровень;
2. Региональный уровень;
3. Глобальный (международный) уровень.
На локальном уровне рассмотрим внутренние социально-экономические и политические проблемы, которые могли стать базисом конфликта.
На втором уровне рассмотрим географическое положение САР в контексте борьбы за региональное лидерство между едущими странами Ближнего Востока.
На третьем уровне рассмотрим положении Сирии в контексте борьбы за глобальное лидерство между мировыми державами.
Локальный уровень. Экономические основы конфликта
Первостепенную причину данного конфликта можно рассмотреть вызванную социально-экономическими причинами мотивированной «арабской весной». Для оценки истинных мотивов протестующих групп и ответа на данную гипотезу, необходимо провести анализ социально-экономических показателей Сирии до начало протестных акций.
В период правление Х. Асада особенно 1990-2000 гг. экономика Сирии переживала кризисные моменты. ВВП рос не высокими темпами, временами наблюдался и спад.
ВВП до прихода к власти Б.Асада. Темп роста = 56 %
По данным Международного валютного фонда. ВВП САР за период 2000 – 2010 года в текущих ценах, млрд. долл.
Сирия | |||||||||||
19,861 | 20,979 | 22,758 | 21,702 | 25,204 | 28,881 | 33,404 | 40,438 | 52,573 | 53,939 | 59,957 |
ВВП за время правления Б.Асада.Темп роста = 187 %
Экономика сирийского государство с момента прихода к власти Б. Асада развивается интенсивно и высокими темпами. Как показывает график с начало 2000-х до 2011 годов ВВП (в млр. долл. США) увеличился в три раза с 19,8 млр.долл. до 59,9 млр.долл. , а ВВП на душу населения за этот период в два раза. [3]
Инфляция, потребительские цены (год. %). [3] По данным Всемирного Банка показатель инфляции не высокая, среднее значение - 5,3 %. В 2000 и 2002 годах наблюдается отрицательная инфляция, т.е. дефляция характеризующее снижение цен на продукты. Резкий рост инфляции мы наблюдаем после кризиса или начало вооруженного конфликта, где показатель инфляции в 2012 году достиг в 36,7 %.
Инфляция (годовой %) | |||||||||||||
-3,8 | - 0,2 | 5,8 | 4,4 | 7,3 | 10,0 | 3,9 | 15,7 | 2,9 | 4,4 | 4,7 | 36,7 |
Безработица. По данным Всемирного Банка [3] в Сирии в начале правление Б. Асада была на отметке 27,4 %, а в 2010 году 23 %. Наблюдалось снижение уровня безработицы медленными темпами, что говорит о малоэффективной деятельности правительства в этом направлении. Среднее значение по Сирии 23.6 % (с 2001-2010гг.). Безработица ежегодно снижался на - 0,2 %. Однако население Сирии увеличивался высокими темпами - 0,27 % в год. Таким образом, деятельность правительства по созданию рабочих мест не обеспечивал потребности общества.
Страны | ||||||||||||
Сирия | 27,4 | 24,1 | 21,9 | 22,6 | 24,1 | 25,6 | 24,1 | 22,1 | 29,7 | |||
Ливия | 27,8 | 27,5 | 26,6 | 26,4 | 24,9 | 27,8 | ||||||
Йемень | 36,7 | 35,6 | 34,8 | 33,8 | 41,1 | 40,7 | 40,8 | |||||
Египет | 25,2 | 19,5 | 20,9 | 23,4 | 22,2 | 26,6 | 26,9 | |||||
Испания | 11,8 | 11,1 | 13,2 | 18,5 | 20,7 | 22,3 | 25,6 |
Безработица в Сирии относительно других стран. [3]
Темп роста – 0.27%. Прирост население с 2000-2010 годов составил 4,3 млн.чел. [3]
Данные индикаторы показывают нам, что массовые протестные акции не могли быть вызваны только экономическими причинами. Поскольку в Сирии последние десять лет наблюдался экономический рост сопровождающие довольно низкой коэффициентом инфляции. Показатель безработицы остается высоким – 23.6 % (среднее значение с 2001-2010гг.), но по сравнению со странами региона один из низких показателей (В Йемене самые высокие показатели 35-40 %).
Таким образом, можно однозначно сделать вывод о том, что социально-экономические показатели не могли стать основной причиной массовых народных волнений, переросший в региональную войну.
Политические основы
Современная политическая система САР сложилась в начале 60-х годов в результате переворота, в котором к власти пришла Партия Арабского социалистического возрождения (ПАСВ) названная так же БААС («Возрождение»). БААС установила однопартийный режим правления. В подобных системах политическая борьба становится внутрипартийной, а внепартийная оппозиция может активно проявлять себя только в легальных нишах: религиозной и культурной. Внутри БААС шла борьба между левыми и правыми. Поначалу возобладали правые – представители суннитской буржуазии и помещиков, занимавшие в БААС сильные позиции и страну возглавил суннит Амин Хафиз, премьером стал Битар [6].
В 1966 году произошел новый переворот под руководством левого крыла партии с лидерами - алавитами Салахом Джадидом и Хафизом Асадом.
Непрерывные реформы Джадида по национализации промышленности, транспорта, банков, земельных ресурсов и недр привели к бегству капиталов из страны и самих владельцев капиталов в Ливан и Египет, что сильно ухудшило финансовую ситуацию, и без того напряженную из-за крупных военных расходов. Ситуация близкая к коллапсу экономики сложилась после поражения в Шестидневной войне 67-го г с Израилем. Ухудшение экономического положения привело к народным возмущениям и в результате государственного переворота в ноябре 1970 г. к власти пришло военное крыло БААС во главе с генералом Хафезом Асадом. [14].
К началу 80-х наметился упадок мировой системы социализма и левых идей в целом. Лидеры арабского социализма: Асад, Хуссейн, Арафат, Каддафи превратились в авторитарных диктаторов, а сама идея социалистического пути по-арабски подверглась глубокой эрозии. Возрастала коррупция, наступал застой в экономике. В Сирии власть партии БААС, от алавитского сообщества окончательно перетекла в руки клана Асадов. Началась «ползучая приватизация» - государственные предприятия и фирмы фактически переходили под управление членов клана и приближенных. Параллельно в мусульманском мире на щит была поднята идея исламизма, приведшая к исламской революции в Иране. Оппозиция режиму БААС тоже приняла форму политического радикального исламизма. Сирии эту борьбу возглавили «Братья-мусульмане», которая основана была в Египте 1928 году с целью построения «социально справедливого государства, основанного на Коране и законах шариата» посредством экстремистских методов [6].
Опору режима БААС составили этно-конфессиональные меньшинства: алавиты, христиане, друзы и прочие. Тем не менее, как под влиянием идей арабского социализма, так и для сохранения внутреннего паритета и единства страны в правящую элиту, партийное руководство и армию допускались представители суннитского большинства. Сложился слой сирийской «партноменклатуры» из приближенных к клану Асада семейств. Руководство страны и армии было устроено так, что нигде алавиты не составляли абсолютного большинства, но число их везде было таково, чтобы надежно контролировать происходящие процессы. Сунниты и представители иных конфессий были довольно широко представлены во властных структурах. Исключение составляли спецслужбы, где число алавитов в руководстве составляло 90% [6].
В 2000 году Хафиз Асад умер. Власть в результате референдума оказалась в руках его сына Башара Асада.
Башар аль-Асад получил образование врача-офтальмолога, работал за границей в госпиталях под псевдонимом, вел жизнь интеллектуала. Бывший врач окончил военную академию в Хомсе, затем в чине капитана командовал танковым батальоном, затем всей Республиканской гвардией [6].
Во внешней и внутренней политике Башар Асад придерживался «мягкого» курса. Возобновил переговоры с Израилем по вопросу о Голанских высотах. После «революции кедров» в Ливане вывел оттуда сирийские войска, находившиеся там 30 лет. Помирился с Саддамом Хусейном[6].
Во внутренней политике разрешил деятельность политических партий, в результате чего возродившаяся Национал-социальная арабская партия стала второй по численности и влиянию в стране[6]. Однако ведущая роль партии БААС сохранилась и при Б. Асаде.
Таким образом, после четырех десятилетий политического застоя страна вступила в марте 2011 г. в критический этап новейшей истории. Спровоцированный «арабской весной» внутриполитический кризис уже к концу года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицей, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима.
На территории Турции два основных оппозиционных движения - Национальный совет Сирии и Свободная армия Сирии договорились о координации своих действий. Еще в октябре 2011 года Ливия стала первой страной, официально признавшей Национальный совет Сирии. В ноябре 2011 года правительство Франции признало Национальный совет Сирии легитимным партнером по переговорам и даже призвало к военной интервенции в страну[1].
Одновременно с этими событиями президент страны заявил о готовности провести структурное реформирование политической, экономической и общественной сфер жизни сирийского общества [5].
Руководство страны незамедлительно отреагировало на распространение протестных настроений, и уже 31 марта 2011 г. было отправлено в отставку правительство под председательством Мухаммеда Наджи Отари, а спустя три дня Адель Сафар, бывший министр сельского хозяйства, был назначен новым премьер-министром Сирии. Президентом было амнистировано более 200 политзаключенных, распущено правительство, отменена 8 ст. Конституции, которая закрепляет за ПАСВ роль "руководящей и направляющей силы" в обществе и государстве. [4]
2012 г. для Сирии ознаменовался движением к реформам: так, 26 февраля состоялось голосование по проекту новой конституции, а спустя 2 дня президентом был подписан указ о вступлении в силу новой версии основного закона. До этого также были подписаны новые законопроекты о политических партиях, борьбе с терроризмом, возможности формирования свободных СМИ, а также о местных и парламентских выборах. Тем не менее, напряженная ситуация в стране сохранилась. [7]
Таким образом, Правительством Сирии были предприняты реальные шаги по деэскалации ситуации в стране. Однако внешние оппозиционные силы, которых западные страны признали, как единственных легитимных представителей сирийского народа не согласились сесть за стол переговоры на предложенных условиях. План спецпредставителя ООН К. Аннана одобренный СБ ООН и правительством Сирии по мирному урегулированию конфликта был опровергнут сирийской оппозицией. Оппозиционеры заявили, что считают недопустимыми какие-либо переговоры с Асадом или представителями его "кровавого" режима. Создание переходного правительства, в состав которого войдут бывшие соратники президента, представители оппозиции назвали пустой тратой времени [2]. Раздробленность оппозиции, ее неспособность выразить единую внятную позицию, а также не желание сесть за стол переговоров характеризует эти силы, как бандитские вооруженные группы, не имеющие ничего общего с мнениями сирийского народа и действительности Сирии.
Появились вооруженные группы, которые начали открытую вооруженную борьбу против президента страны и режима в целом. Начались атаки на госучреждения, в которых погибли высокопоставленные члены правительства (Министр обороны страны).
21 апреля 2011 г. в Хомсе (вблизи Ливана) были убиты генералы Абу аль-Теллави и Ийад Харфуш вместе с семьями, после чего в город были направлены армейские спецподразделения.[7]
Осенью 2011 г. повсеместно фиксировались перестрелки и нападения на посты безопасности, подготавливаемые членами Свободной сирийской армии (аль-Джейш ас-Сурийй аль-хурр). Начало декабря 2011 г. ознаменовалось нападением отрядов Свободной сирийской армии на здание службы разведки в Идлиб [7], что вблизи Турции.
17 июля 2012 г. в Дамаске, вблизи здания Службы национальной безопасности Сирии, прогремел взрыв, в результате которого погибли или получили ранения несколько министров и других высокопоставленных чиновников обновленного сирийского правительства. Так, погиб министр обороны Дауд Раджиха, тяжелые ранения получил министр внутренних дел и др. [7]
Таким образом, монополия политической власти партией БААС, контроль всех политических процессов представителями алавитской группы населения, несвоевременные шаги по плюрализации политической системы на фоне «Арабской весны» могли стать причиной массовых народных волнений. Однако отличительной чертой ситуации в Сирии является то, что правящий режим откликнулся на призывы с улиц, и предпринял шаги на встречу протестующим. Несмотря на принятые режимом решения о проведении преобразований в политических и социально-экономических аспектах жизни общества, протестные акции охватили другие территории Сирии и вскоре переросли в ожесточенное противостояние с властью, а вскоре в «гражданскую войну», которая продолжается уже пятый год и в которых погибло более 300 тыс. чел.
Региональный уровень
На Ближнем Востоке имеются несколько стран, претендующие на лидерство в этом регионе – это Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран и Турция.
Имея мощный ресурсный и политический потенциал, Иран и Саудовская Аравия являются неоспоримыми лидерами, обладающими около 60% мировых запасов нефти на двоих. Основу экономики государств составлют нефтяная и газовая промышленность. Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран расположены в стратегически важной части планеты, связывающей Европу, Африку, Азию и Тихоокеанский регион. [10]
Иран и Саудовская Аравия представляют собой две стороны в тысячелетнем споре, истоки которого находятся в самом сердце ислама, - между суннитами и шиитами.
После смерти пророка Мухаммеда(с.а.в.) его последователи раскололись из-за вопроса, кто является его законным наследником.
С точки зрения доктрины, которая господствует в Саудовской Аравии, условно назовем ее «ваххабизмом», шииты — это «неправильные» мусульмане, или вообще «немусульмане».
Однако очень важно не преувеличивать значение этого расхождения. Сунниты и шииты разделяют фундаментальные убеждения и традиции, они веками жили бок о бок. Враждебность в их отношениях легче объяснить с точки зрения борьбы за власть на Ближнем Востоке и за его пределами. [11]
Статус Ирана и Саудовской Аравии, как ведущих представителей соответственно шиитов и суннитов в исламе, всегда определял их внешнюю политику. Обе страны искали союзников между странами, разделявшими их теологические взгляды, а также поддерживали собратьев по религии в тех государствах, где у власти были представители другого направления ислама[11].
В ходе арабской весны Иран оказал поддержку своему союзнику, президенту Сирии Башару Асаду, чтобы он оставался у власти, а Саудовская Аравия выступает за то, чтобы тот покинул свой пост. И Тегеран, и Эр-Рияд помогают противоборствующим сторонам сирийского конфликта.
Турция, являясь членом НАТО, следует в русле его глобальной политики в сирийском кризисе. В то же время у Турции имеются свои стратегические интересы в отношении Сирии. Поддержка турецким руководством сирийских суннитских исламистских группировок, часть которых составляют боевики сирийских «Братьев-мусульман», обусловлена тем, что нынешнее турецкое руководство, представленное Партией справедливости и развития (ПСР), является умеренными исламистами, идеологически близкими к ассоциации «Братьев-мусульман»[13].
Турецкие руководители во главе с Р. Эрдоганом позиционируют себя как преемников Османской империи и, проводя политику «нео-османизма», стремятся закрепить за Турцией роль регионального центра силы и даже лидера мусульманского суннитского мира, каковым была Османская империя. Поэтому экспансионистские тенденции в отношении Сирии присутствуют в политике Турции. В то же время в Турции не забывают, что Сирия в течение 400 лет (XVI - начало ХХ вв.) входила в состав Османской империи. Поэтому расчленение Сирии, которое вполне возможно в случае гипотетического падения режима Асада, также отвечает интересам турецкой верхушки. [13]
Таким образом, политические интересы Турции, направленные на свержение руководства Б.Асада, совпадают с аналогичной позицией суннитских монархий Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравии и Катара. Турция тоже в Иране видит соперника за лидерство в регионе, поэтому также заинтересована в его ослаблении. Эти страны стремятся устранить Сирию как союзника Ирана и, тем самым, ослабить шиитский Иран, в котором они видят угрозу своим режимам и которому они противостоят в настоящее время в конфликте в Йемене.
Саудовская Аравия на настоящий момент является неоспоримым лидером Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), фактически контролирует ЛАГ, выступает с ведущих позиций в Организации Исламского сотрудничества (ОИС), претендуя на главенствующую роль в исламском мире, и не может допустить усиление роли Ирана и других стран, в том числе Турции, в регионе.
В Турции наряду с экономическими потерями от свертывания отношений с Сирией, нарастает внутренняя нестабильность. Активизируется деятельность курдских радикальных организаций, на территорию Турции вместе с беженцами из Сирии проникают экстремистские и криминальные элементы, которые также дестабилизируют внутреннюю обстановку в стране, что сдерживает политические амбиции Анкары в отношении Сирии.
В 2003 году благодаря операции США в Ираке власть перешла к шиитам, которые составляли 2/3 населения страны, были самой угнетенной частью иракского общества и традиционно ориентировались на Иран. Приход к власти, в одной из потенциально богатых стран Ближнего Востока, в Ираке шиитов, непосредственно усиливает роль Ирана.
В 2004 году король Иордании Абдалла II озвучил тезис об опасности для арабских государств образования «шиитского полумесяца» или, как он выразился, «шиитской дуги», от Ирана через Ирак к Сирии и Ливану. [12]
Союз Ирана, Ирака, Сирии и Ливана – это новая геополитическая реальность с ведущей ролью Ирана, с которой придется считаться и США, и Саудовской Аравии, и Турции, и Израилю. А также Египту, который еще не скоро преодолеет последствия целой череды переворотов и экономического хаоса. Иран использует «арабскую весну» для усиления своего влияния на шиитские регионы Ближнего Востока. [10]
В этой ситуации наибольшую угрозу своим интересам почувствовала Саудовская Аравия, столкнувшаяся с вызовом своему статусу лидера арабского мира и наиболее влиятельного игрока на арабской сцене. Ответом на этот вызов со стороны Саудовской Аравии стало провоцирование межконфессионального конфликта между суннитами и шиитами в Ираке с привлечением салафитских экстремистов из «Аль-Каиды». Вслед за этим в Ираке развернулся антишиитский террор, проводимый радикальными салафитскими организациями, включая «Аль-Каиду».
Другим ударом по усилению иранского влияния в регионе стали действия Саудовской Аравии и Катара по дестабилизации внутриполитической ситуации в Сирии. Правящие элиты консервативных монархий Персидского залива даже не скрывают, что с самого начала гражданской войны в САР они участвуют в финансировании и так называемой вооружении Сирийской свободной армии (ССА) и других вооруженных группировок оппозиции. Одним из основных факторов, побуждающих эти ваххабитские государства проводить подрывные акции против Сирии, является стремление разорвать сирийско-иранский альянс. В Эр-Рияде даже был выдвинут тезис: «Ничто, кроме краха самой Исламской Республики не может ослабить Иран сильнее, чем потеря Сирии»[12].
В любом случае «шиитский полумесяц», хоть он еще и не стал юридически оформленным военно-политическим союзом или альянсом, но уже принимается в расчет региональными игроками. Не зря, видимо, Саудовская Аравия так отчаянно пытается не допустить прекращения конфликта в Сирии, подливает масло в огонь суннитско-шиитского вооруженного противостояния в Ираке, стремится любым способом сорвать нормализацию отношений Ирана с Западом[12].
Таким образом, падение режима Б. Асада в Сирии приведет к серьезным изменениям баланса сил в регионе и может кардинально поменять картину Ближнего Востока. Падение Асада, это разрушение то, что Иран выстраивал последние десятилетия. События в Тунисе, Египте и Ливии не так важны для Тегерана, как сирийский конфликт. С потерей Сирии, Иран потеряет и Ливан, а соответственно и потеряет геополитический вес и экономические возможности с выходом через эти страны в европейский рынок.
Для Саудовской Аравии усиление роли Ирана существенно повышается роль шиитов в регионе в целом, а это, в свою очередь, неминуемо приводит к движению борьбы шиитского меньшинства в других арабских странах, включая Эр-Рияда, за свои права и политические свободы, чего смертельно бояться в Саудовской Аравии. Реализация «шиитской дуги», т.е. закрепление и усиление Б. Асада в Сирии, также ограничивает экономические возможности Королевства.
Победа Ирана в этой борьбе может привести к развалу Саудовской Аравии на несколько провинций, первой может объявить о своей независимости ее Восточная провинция, населенная в основном шиитами и где на сегодня добывается 90% всей нефти Королевство. Потенциально, Бахрейн может стать вторым арабским государством, где власть тут же перейдет к шиитам. Поэтому от исхода сирийского конфликта зависит, сохранят эти страны свои границы в том виде, в котором они находятся сегодня. Ясно одно, что Ближний Восток никогда не будет таким, каким был до начала «арабской весны», а тем более до «сирийского конфликта» («сирийской весны»).