Пример билетов для проведения итоговой аттестации

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Факультет управления

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профили: «Государственные и муниципальные финансы»; «Управление персоналом государственной и муниципальной службы»; «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере»

Кафедра государственного и муниципального управления

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «__» ________ 2014 г. Протокол № __ Заведующий кафедрой______________ (подпись) Овакимян М.А. (ФИО)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Для учебной дисциплины

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАПРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Ростов-на-Дону – 2014

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Рецензент – Нужнова С.Л., к.п.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Южно-Российского института управления – филиала РАНХ и ГС.

Дотолев Л.П.Зарубежный опыт организации государственной службы. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2014. 32 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. №41. Программа предназначена для студентов очной, заочной, сокращенной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация бакалавр.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ…………………………4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..5

ПРИМЕР БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ…………………………………………….9

ПАСПОРТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Наименование оценочного средства
Основные концепции организации госслужбы за рубежом и методология изучения зарубежного опыта - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Статус государственной службы в современном западном обществе с учетом её концептуальной основы - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Дифференциация систем госслужбы зарубежных стран и их правовое регулирование - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Этапы эволюции госслужбы за рубежом и развитие теории государственного управления в XIX-XXI вв. - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Особенности организации госслужбы в странах с федеративным и унитарным типом госуправления - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Процесс становления госслужбы за рубежом в ХIХ-ХХI вв. и особенности её современной организации в развитых странах - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом - оценка знаний по предыдущей теме в виде тестового задания - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Общие принципы и направления развития кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия
Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия

Содержание тем и разделов дисциплины

ТЕМА 1

Основные концепции организации госслужбы за рубежом и методология изучения зарубежного опыта

Вопросы для обсуждения:

1. Уникальность и неповторимость опыта государственного строительства каждого народа.

2. Методология изучения зарубежного опыта.

3. Необходимость разграничения в ходе его анализа: а) общих принципов государственного строительства; б) концептуальных подходов к решению управленческих задач; в) конкретных технологий управления и осуществления кадровой политики (т.е. общего, особенного и единичного в зарубежном опыте).

4. Методы анализа: компаративный (сравнительный), структурный, структурно-функциональный, системный, моделирование с использованием компьютерной технологии.

ТЕМА 2

Статус государственной службы в современном западном обществе с учетом её концептуальной основы

Вопросы для обсуждения:

1. Госслужба как социально-правовой институт создания условий для нормальной жизнедеятельности общества и человека.

2. Госслужба как социальный институт, т.е. орган взаимодействия общества и государства, гражданина и госслужащего.

3. Роль госслужбы в обеспечении защиты прав и свобод граждан, их социальных гарантий.

4. Теория демократии - концепция развития политических институтов в США, включая организацию государственной службы. Теория государства - концептуальная основа формирования госслужбы европейских стран. Понятие «государственная служба» за рубежом в широком и узком смыслах.

ТЕМА 3

Дифференциация систем госслужбы зарубежных стран и их правовое регулирование

Вопросы для обсуждения:

1. Различные системы госслужбы в зависимости от понимания в конкретной стране функций государства, национального менталитета и идеологии.

2. Характеристика основных административно-правовых систем организации госслужбы:

1) континентальная или романо-германская система;

2) англосаксонская система;

3) система стран исламской ориентации;

4) система коллективного права.

3. Дифференциация систем госслужбы в зависимости от условий найма и продвижения по службе.

4. Обновление законодательства в целях современного реформирования госслужбы, повышения её эффективности.

ТЕМА 4

Этапы эволюции госслужбы за рубежом и развитие теории государственного управления в XIX-XXI вв

Вопросы для обсуждения:

1. Централизация государственного управления со второй половины XIX в.

2. Эволюция иерархии чинов: от «породы» до «системы заслуг».

3. Теоретическое исследование В.Вильсона и Ф.Гуднау - чёткое разграничение между политиками и администраторами. Принципы рациональной бюрократии М.Вебера.

4. «Классическая школа» и «школа человеческих отношений» в системе государственного администрирования. Разработка поведенческого (бихевиористского) подхода.

5. Развитие системного и ситуационного подходов в деятельности госслужбы.

6. Существенное изменение структуры госслужбы и стиля управленческой деятельности к концу XX в.

7. Тенденция возрастания активной политической роли государственных служащих высшего эшелона.

ТЕМА 5

Особенности организации госслужбы в странах с федеративным и унитарным

типом госуправления

Вопросы для обсуждения:

1. Тесное переплетение политической и административной сфер в Германии. Специфика госслужбы на уровне земель.

2. Принципы «системы заслуг» в карьерном продвижении госслужащих.

3. Этический кодекс госслужбы в США.

4. Специфика организации госслужбы в странах с унитарным типом государственного управления.

5. Процесс централизации госслужбы во Франции в середине XIX в. и децентрализация её с 1980 г. Политическая деятельность госслужащих во Франции.

6. Эволюция госслужбы в Великобритании в XIX-XX вв. Направления коренной модернизации госслужбы в 1970-е - 80-е гг.

ТЕМА 6

Процесс становления госслужбы за рубежом в ХIХ-ХХI вв. и особенности её современной организации в развитых странах

Вопросы для обсуждения:

1. Процесс формирования качественно новой (бихевиористской) модели организации госслужбы. Становление «государственного менеджмента».

2. Ориентация на высокое качество услуг, внедрение информационных технологий, создание конкурентной среды.

3. Этапы реформирования государственной службы Великобритании:

1) проверка эффективности госслужбы;

2) финансово-управленческая инициатива по созданию информационной системы для министерств;

3) создание сети самостоятельных исполнительных агентств;

4) принятие «Хартии для граждан»;

5) процесс «Тестирования рынком», создание конкурентной среды.

4. Программы коренной модернизации государственной службы в большинстве стран мира.

ТЕМА 7

Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом.

2. Объективные и субъективные факторы коренной модернизации госслужбы в развитых странах.

3. Этапы реформирования госслужбы в процессе перехода от администрирования к государственному менеджменту.

4. Принципы современной модернизации госслужбы в зарубежных странах.

5. Возможность творческой адаптации зарубежного опыта в процессе реформирования и структурной перестройки российской госслужбы.

ТЕМА 8

Общие принципы и направления развития кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран

Вопросы для обсуждения:

1. Декларация об общих принципах кадрового менеджмента в системе государственной службы государств - участников Европейского сообщества (ЕС). 2. Общие принципы управления персоналом госслужбы. Характеристика наиболее развитых систем управления персоналом госслужбы:

1) американская, в основе которой лежит индивидуализм, как главный механизм социальной связи;

2) японская, построенная на коллективизме и признании приоритета групповых ценностей над индивидуальными;

3) западноевропейская, сочетающая в себе основные черты как американской, так и японской систем.

3. Основные направления деятельности кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран.

ТЕМА 9

Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта

Вопросы для обсуждения:

1. Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта.

2. Критический анализ состояния государственной службы Российской Федерации, объективная необходимость её реформирования.

3. Анализ попыток и причин неудач реформирования государственной службы РФ в 90-е гг. XX в. – 2000-е гг.

4. Принципы и методы коренной модернизации госслужбы развитых стран во второй половине XX в.

5. Направления творческого использования зарубежного опыта в процессе реализации реформирования госслужбы РФ.

Критерий оценки Балл
1. Теоретический уровень знаний 0,25
2. Качество ответов на вопросы  
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) 0,25
4. Способность делать выводы 0,25
5. Способность отстаивать собственную точку зрения 0,25
6. Способность ориентироваться в представленном материале 0,25
7. Степень участия в общей дискуссии 0,25
8. Решение практических задач 0,25
Итоговая сумма баллов за 1-но семинарское занятие:

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
26–50 Удовлетворительно
0–25 Неудовлетворительно

Пример билетов для проведения итоговой аттестации

Освоения компетенций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Этика государственной и муниципальной службы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Роль госслужбы в обеспечении защиты прав и свобод граждан, их социальных гарантий. 2. Основные направления деятельности кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран.
И.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления М.А. Овакимян  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Этика государственной и муниципальной службы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
1. Эволюция госслужбы в Великобритании в XIX-XX вв. Направления коренной модернизации госслужбы в 1970-е - 80-е гг. 2. Декларация об общих принципах кадрового менеджмента в системе государственной службы государств - участников Европейского сообщества (ЕС).
И.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления М.А. Овакимян  

Наши рекомендации