Пример билетов для проведения итоговой аттестации
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ
Факультет управления
Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профили: «Государственные и муниципальные финансы»; «Управление персоналом государственной и муниципальной службы»; «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере»
Кафедра государственного и муниципального управления
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «__» ________ 2014 г. Протокол № __ Заведующий кафедрой______________ (подпись) Овакимян М.А. (ФИО) |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Для учебной дисциплины
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАПРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Ростов-на-Дону – 2014
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Рецензент – Нужнова С.Л., к.п.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Южно-Российского института управления – филиала РАНХ и ГС.
Дотолев Л.П.Зарубежный опыт организации государственной службы. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2014. 32 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. №41. Программа предназначена для студентов очной, заочной, сокращенной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация бакалавр.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ…………………………4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..5
ПРИМЕР БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ…………………………………………….9
ПАСПОРТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Наименование оценочного средства |
Основные концепции организации госслужбы за рубежом и методология изучения зарубежного опыта | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Статус государственной службы в современном западном обществе с учетом её концептуальной основы | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Дифференциация систем госслужбы зарубежных стран и их правовое регулирование | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Этапы эволюции госслужбы за рубежом и развитие теории государственного управления в XIX-XXI вв. | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Особенности организации госслужбы в странах с федеративным и унитарным типом госуправления | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Процесс становления госслужбы за рубежом в ХIХ-ХХI вв. и особенности её современной организации в развитых странах | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом | - оценка знаний по предыдущей теме в виде тестового задания - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Общие принципы и направления развития кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия | |
Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта | - обсуждение учебных вопросов - проведение дискуссии - подготовка рефератов в рамках темы занятия |
Содержание тем и разделов дисциплины
ТЕМА 1
Основные концепции организации госслужбы за рубежом и методология изучения зарубежного опыта
Вопросы для обсуждения:
1. Уникальность и неповторимость опыта государственного строительства каждого народа.
2. Методология изучения зарубежного опыта.
3. Необходимость разграничения в ходе его анализа: а) общих принципов государственного строительства; б) концептуальных подходов к решению управленческих задач; в) конкретных технологий управления и осуществления кадровой политики (т.е. общего, особенного и единичного в зарубежном опыте).
4. Методы анализа: компаративный (сравнительный), структурный, структурно-функциональный, системный, моделирование с использованием компьютерной технологии.
ТЕМА 2
Статус государственной службы в современном западном обществе с учетом её концептуальной основы
Вопросы для обсуждения:
1. Госслужба как социально-правовой институт создания условий для нормальной жизнедеятельности общества и человека.
2. Госслужба как социальный институт, т.е. орган взаимодействия общества и государства, гражданина и госслужащего.
3. Роль госслужбы в обеспечении защиты прав и свобод граждан, их социальных гарантий.
4. Теория демократии - концепция развития политических институтов в США, включая организацию государственной службы. Теория государства - концептуальная основа формирования госслужбы европейских стран. Понятие «государственная служба» за рубежом в широком и узком смыслах.
ТЕМА 3
Дифференциация систем госслужбы зарубежных стран и их правовое регулирование
Вопросы для обсуждения:
1. Различные системы госслужбы в зависимости от понимания в конкретной стране функций государства, национального менталитета и идеологии.
2. Характеристика основных административно-правовых систем организации госслужбы:
1) континентальная или романо-германская система;
2) англосаксонская система;
3) система стран исламской ориентации;
4) система коллективного права.
3. Дифференциация систем госслужбы в зависимости от условий найма и продвижения по службе.
4. Обновление законодательства в целях современного реформирования госслужбы, повышения её эффективности.
ТЕМА 4
Этапы эволюции госслужбы за рубежом и развитие теории государственного управления в XIX-XXI вв
Вопросы для обсуждения:
1. Централизация государственного управления со второй половины XIX в.
2. Эволюция иерархии чинов: от «породы» до «системы заслуг».
3. Теоретическое исследование В.Вильсона и Ф.Гуднау - чёткое разграничение между политиками и администраторами. Принципы рациональной бюрократии М.Вебера.
4. «Классическая школа» и «школа человеческих отношений» в системе государственного администрирования. Разработка поведенческого (бихевиористского) подхода.
5. Развитие системного и ситуационного подходов в деятельности госслужбы.
6. Существенное изменение структуры госслужбы и стиля управленческой деятельности к концу XX в.
7. Тенденция возрастания активной политической роли государственных служащих высшего эшелона.
ТЕМА 5
Особенности организации госслужбы в странах с федеративным и унитарным
типом госуправления
Вопросы для обсуждения:
1. Тесное переплетение политической и административной сфер в Германии. Специфика госслужбы на уровне земель.
2. Принципы «системы заслуг» в карьерном продвижении госслужащих.
3. Этический кодекс госслужбы в США.
4. Специфика организации госслужбы в странах с унитарным типом государственного управления.
5. Процесс централизации госслужбы во Франции в середине XIX в. и децентрализация её с 1980 г. Политическая деятельность госслужащих во Франции.
6. Эволюция госслужбы в Великобритании в XIX-XX вв. Направления коренной модернизации госслужбы в 1970-е - 80-е гг.
ТЕМА 6
Процесс становления госслужбы за рубежом в ХIХ-ХХI вв. и особенности её современной организации в развитых странах
Вопросы для обсуждения:
1. Процесс формирования качественно новой (бихевиористской) модели организации госслужбы. Становление «государственного менеджмента».
2. Ориентация на высокое качество услуг, внедрение информационных технологий, создание конкурентной среды.
3. Этапы реформирования государственной службы Великобритании:
1) проверка эффективности госслужбы;
2) финансово-управленческая инициатива по созданию информационной системы для министерств;
3) создание сети самостоятельных исполнительных агентств;
4) принятие «Хартии для граждан»;
5) процесс «Тестирования рынком», создание конкурентной среды.
4. Программы коренной модернизации государственной службы в большинстве стран мира.
ТЕМА 7
Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки, направления и принципы современной модернизации госслужбы за рубежом.
2. Объективные и субъективные факторы коренной модернизации госслужбы в развитых странах.
3. Этапы реформирования госслужбы в процессе перехода от администрирования к государственному менеджменту.
4. Принципы современной модернизации госслужбы в зарубежных странах.
5. Возможность творческой адаптации зарубежного опыта в процессе реформирования и структурной перестройки российской госслужбы.
ТЕМА 8
Общие принципы и направления развития кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран
Вопросы для обсуждения:
1. Декларация об общих принципах кадрового менеджмента в системе государственной службы государств - участников Европейского сообщества (ЕС). 2. Общие принципы управления персоналом госслужбы. Характеристика наиболее развитых систем управления персоналом госслужбы:
1) американская, в основе которой лежит индивидуализм, как главный механизм социальной связи;
2) японская, построенная на коллективизме и признании приоритета групповых ценностей над индивидуальными;
3) западноевропейская, сочетающая в себе основные черты как американской, так и японской систем.
3. Основные направления деятельности кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран.
ТЕМА 9
Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта
Вопросы для обсуждения:
1. Современное состояние, проблемы и пути реформирования госслужбы РФ с учётом творческого использования зарубежного опыта.
2. Критический анализ состояния государственной службы Российской Федерации, объективная необходимость её реформирования.
3. Анализ попыток и причин неудач реформирования государственной службы РФ в 90-е гг. XX в. – 2000-е гг.
4. Принципы и методы коренной модернизации госслужбы развитых стран во второй половине XX в.
5. Направления творческого использования зарубежного опыта в процессе реализации реформирования госслужбы РФ.
Критерий оценки | Балл |
1. Теоретический уровень знаний | 0,25 |
2. Качество ответов на вопросы | |
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) | 0,25 |
4. Способность делать выводы | 0,25 |
5. Способность отстаивать собственную точку зрения | 0,25 |
6. Способность ориентироваться в представленном материале | 0,25 |
7. Степень участия в общей дискуссии | 0,25 |
8. Решение практических задач | 0,25 |
Итоговая сумма баллов за 1-но семинарское занятие: |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
26–50 | Удовлетворительно |
0–25 | Неудовлетворительно |
Пример билетов для проведения итоговой аттестации
Освоения компетенций
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ |
Этика государственной и муниципальной службы |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 |
1. Роль госслужбы в обеспечении защиты прав и свобод граждан, их социальных гарантий. 2. Основные направления деятельности кадрового менеджмента в системе госслужбы зарубежных стран. |
И.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления М.А. Овакимян |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ |
Этика государственной и муниципальной службы |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2 |
1. Эволюция госслужбы в Великобритании в XIX-XX вв. Направления коренной модернизации госслужбы в 1970-е - 80-е гг. 2. Декларация об общих принципах кадрового менеджмента в системе государственной службы государств - участников Европейского сообщества (ЕС). |
И.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления М.А. Овакимян |