Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов[193].
До недавнего времени в законодательстве под стандартизацией понималась деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности страны[194].
В настоящее время стандартизация является составной частью более общей деятельности – технического регулирования. И под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг[195].
Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации, основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Теперь вместо документов вида «стандарт», или «Госстандарт» или «ГОСТ», которые ранее использовались как тождественные и обладали всеми свойствами нормативного правового акта, используется понятие технический регламент, под которым понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством, или межправительственным соглашением, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[196].
Обращает внимание, что в соответствии с Конституцией РФ (п. «р» ст. 71) к исключительному ведению РФ отнесено установление стандартов. Согласно пункту 22 статьи 2 и главы 3 Федерального закона от 27декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 указанного Федерального закона начиная с 30 июня 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Из вышеуказанного следует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение государственных стандартов в случаях, не связанных с продукцией или процессами эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не обусловленных целями защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, применение государственных стандартов не обязательно и осуществляется на добровольной основе[197].
Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
научно-исследовательские организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
В рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции.
Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации[198].
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный метрологический надзор и осуществляющим до принятия Правительством РФ решения о передаче другим федеральным органам исполнительной власти функций в сфере лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, функций по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)[199].
В соответствии с положением о нем, Ростехрегулирование также является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Ростехрегулирование находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации. Территориальными органами Ростехрегулирования являются межрегиональные территориальные управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в субъектах РФ в пределах соответствующего федерального округа[200] и территориальные отделы (инспекции) по субъектам РФ[201].