Обжалование действий и бездействия
Частой проблемой компаний и физических лиц являются действия или бездействие:
- органов государственной власти,
- органов местного самоуправления,
- иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
- должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В кодексе административного судопроизводства впервые установлен четкий порядок обжалования таких действий и бездействия.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия).
В Кодексе определены сроки обжалования действий и бездействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Обжалование осуществляется в следующие сроки:
Однако в случае пропуска срока по уважительной причине срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Четкое установление сроков имеет положительное значение. Вместе с тем нужно отметить, что в отношении действий пристава-исполнителя или по вопросам общий собраний, митингов, сроки достаточно небольшие.
Так же как и в отношении оспаривания нормативно-правовых актов, установлены четкие требования к исковому заявлению.
Требования к иску об оспаривании нормативно-правовых актов:
Такие четкие требования позволят правильно составить исковое заявление.
Важно, что уже до вынесения решения суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия. Таким образом, еще до принятия решения нарушения прав могут быть приостановлены (ст.223 Кодекса).
В рамках судебного заседания суд выясняет следующие вопросы:
1. суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении спора суд вправе либо прекратить производство по делу, либо принимает одно из решений.
Таблица