Понятие международной территории. Правовой режим международных рек и озер
Под территорией в МП понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и МП. По правовому режиму территории в МП делятся на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом. Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права. Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами. Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Амазонка и др.). Такие реки получили название международных. Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено. Режим судоходства по Дунаю, в частности, установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., а также двумя Протоколами 1998 г. Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная. Придунайские государства консультируются с Дунайской комиссией, которая учреждается в составе представителей придунайских стран по одному от каждой. В компетенцию Комиссии входит: наблюдение за исполнением постановлений Конвенции; составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских государств; консультация и рекомендации придунайским государствам; установление единой системы навигационной обстановки, а также основных положений о плавании по Дунаю. Режим Рейна определяется Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.). Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) - это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Правом беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно МП, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.