Религиозная политика Республики Беларусь в структуре государственного управления.
Религиозный фактор как динамичная система религиозно-философских взглядов (догматика, теология, религиозная философия, которая включает различные современные философские идеи; культ как наиболее стабильный консервативный элемент; отношения между сторонниками той или иной религии, которые сложились в ходе культовой деятельности, их отношение к другим конфессиям; разные институты — церковь, секта, деноминация, новые религиозные движения и т.д.), оказывает влияние на жизнь общества. Как правило, он определяет лояльность граждан государству, консолидирует верующих, вносит интегрирующий и стабилизирующий элемент в общественную жизнь государства.
Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, на светском характере государства.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которые направлены против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо сопряжены с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствуют исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».
Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т.е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.
Религиозная политика белорусского государства закреплена конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.
Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания. Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически обоснованным выражением духовной жизни являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.
Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии белорусской государственности.
В периоды социально-политических преобразований, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.
По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь насчитывалось 3003 религиозные общины. В их числе 1431 православных и 457 католических. Старообрядческих общин в республике - 32, Христиан веры Евангельской - 494, Евангельских христиан-баптистов - 268, Совет церквей ЕХБ - 29, Греко-католических - 14, Новоапостольских -21, иудейских - 29, исламских - 24, Свидетелей Иеговы - 26, бахаи - 5, мормонов - 4, кришнаитов - 6, первых христиан - 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 25 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.
На территории Беларуси имеются 1248 православных церквей, 450 костелов. Всего насчитывается 2179 культовых помещений.
В настоящее время строится 215 новых культовых зданий, в том числе православных - 155, католических - 37, протестантских - 20, многие культовые здания ремонтируются и реставрируются.
В республике со своими уставами действуют 153 религиозные организации, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации, как: одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 28 православных и 8 католических монастырей, 22 протестантские миссионерские организации, 46 религиозных центра и управлений (республиканских и областных). Среди них 11 православных и 4 католические епархии.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2920 служителей культа, в том числе 1472 православных священника и 398 католических ксендзов (180 из них являются иностранными гражданами). В 2007 году религиозными объединениями было приглашено в Республику Беларусь 687 иностранцев, в том числе 291 человек для религиозной деятельности.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих - более 80% православных; более 10% - католиков; почти 2% - протестантов; 0,2% - мусульман; 0,2% - иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (45,06%), католические (15,1%) и протестантские (35,21%) общины; 4,63% - остальные вероисповедания и религиозные течения. Однако удельный вес протестантов в общей массе верующих неизмеримо меньше: в среднем протестантские общины насчитывают от 70 (у адвентистов седьмого дня) до 100 (у баптистов) членов.
За 1988-2003 годы внутри христианской религии прослеживается тенденция увеличения доли протестантских общин (с 29,17 до 35,21%), а также некоторого снижения доли православных (с 51,95 до 45,06%), католических общин (с 15,76% до 15,1%).
В Республике Беларусь созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений:
· обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести;
· содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем
социальное значение.
В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы - важный фактор идеологии белорусского государства. Белорусская идеология должна иметь ориентацию.
В Республике Беларусь действует закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалах, обрядах, незапрещенных законом».
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.
МОДУЛЬ V