Групповые системы коллективной безопасности
Групповые системы являются наиболее ранней формой обеспечения коллективной безопасности, основанной на концепции баланса сил. Как правило, это формальные ассоциации государств, созданные в интересах обеспечения безопасности или повышения международного статуса каждого из них посредством скоординированного использования (или предотвращения использования) военной силы против других государств (вне зависимости от того, насколько четко эти государства-противники определены).
Их признаками выступают:
Ø система военно-политических соглашений между ограниченным числом государств;
Ø ориентация на защиту интересов группы государств преимущественно военными средствами;
Ø наличие конкретного противника;
Ø скоординированность действий в отношении вопросов коллективной безопасности.
Традиционно к групповым системам коллективной безопасности относятся только военно-политические союзы[5].
Их различают по:
Ø количеству участников (дву- и многосторонние);
Ø международно-правовому оформлению (формальные и неформальные);
Ø степени интеграции.
По последнему признаку определяются военные блоки и коалиции.
Военный блок — военно-политический союз государств, предусматривающий координацию их политической, экономической и военной деятельности. Они создаются в мирное время при обострении международной обстановки как наднациональный инструмент обеспечения групповой безопасности на достаточно длительный срок. Примерами военных блоков выступают Тройственный союз, Антанта, НАТО, Американо-Японский союз и др.
Другой разновидностью военно-политических союзов выступают коалиции — временные военно-политические объединения государств, создаваемые для подготовки и ведения войн. В отличие от блоков коалиция предусматривает только военную интеграцию для ведения коалиционной войны или достижения целей коалиции иными способами. Число участников коалиции определяется чисто военной целесообразностью. Примерами коалиций являются антииракские коалиции 1990-1991 и 2003 гг. и др.
Существует четыре концепции, объясняющие формирование союзов, в той или иной степени имеющие право на существование:
1) концепция баланса сил;
2) концепция коалиционного поведения;
3) концепция национальных особенностей;
4) концепция «истоков».
С точки зрения концепции баланса сил, которая встречается наиболее часто для объяснения блоковой политики, военно-политические объединения государств выступают средством, с помощью которого государство усиливает свою мощь. В связи с этим формирование блоков и коалиций выступает необходимой функцией баланса сил, проявляющейся в многополярной системе международных отношений. Государства в соответствии с этой концепцией, вступая в военно-политический союз, преследуют:
• достижение тех национальных целей, которых нельзя достичь в одиночку;
• оптимизацию расхода ресурсов при реализации своей военно-политической стратегии;
• сокращение времени достижения той или иной национальной цели;
• улучшение условий реализации собственных национальных целей во враждебном окружении (при наличии явных военных или иных угроз).
Концепция коалиционного поведения предполагает, что государства вступают в союзы с единственной целью — победить в войне. В связи с этим число участников коалиции не превышает необходимого для достижения победы, а сами коалиции имеют значение только в военное время.
Концепция национальных особенностей основывается на положении о том, что государство, вступая в союз, принимает во внимание прежде всего свои особенности — экономические интересы, потребности политической и экономической элиты, исторический опыт. В связи с этим государства разделяются на те, которые предпочитают достигать своих национальных целей в коллективных системах (например, Великобритания, Германия, Франция, Россия), и те, которые предпочитают действовать в одностороннем порядке, полагаясь на свои собственные возможности (Израиль, Китай).
Концепция «истоков» исходит из того, что государства объединяются в союзы исходя из «цивилизационной принадлежности», что характерно для европейских интеграционных структур.
Групповые системы обеспечения коллективной безопасности действуют по аналогии с системами обеспечения национальной безопасности государств, что предполагает их ориентацию на ведение противоборства с другими аналогичными системами, т.е. это инструменты коллективной обороны или агрессии.