Смерть императора Александра II (1 марта 1881) и восшествие на престол Александра III
2. «Наследство» царя-реформатора и выбор внутриполитического курса Александром III (март 1881-май 1882 гг.)
- Обсуждение членами Совета министроввопроса о реализации проекта министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, одобренного Александром II (8 марта 1881).
- Столкновение мнений участников совещания по поводу перспектив продолжения реформистского курса правительства. Победа противников дальнейших либеральных преобразований и установления «твёрдой власти» в стране.
- Принятие формального решения о дополнительном изучении сути обсуждавшегося вопроса.
Проект министра внутренних дел, получившего название «конституции» Лорис-Меликова предусматривал учреждение из представителей административных ведомств и приглашённых сведущих лиц двух подготовительных комиссий: административно-хозяйственной и финансовой, а также общей комиссии, в которых должны были рассматриваться документы до внесения их в Государственный совет. На предварительном этапе реформы предусматривалось привлечь к обсуждению избранных «представителей земств – по два от каждой губернии, по одному от каждого губернского города и по двум от столиц». Целью подобной реформы было достижение сотрудничества с либеральными кругами общества, «плацдармы» которых были сосредоточены преимущественно в земствах. В целом же в программе Лорис-Меликова предусматривались реформы в церковной области, изменения в налогообложении, дарование прав раскольникам, пересмотр паспортной системы, облегчение крестьянских переселений в малоземельных губерниях, преобразование губернских административных учреждений, правовое регулирование отношений между нанимателями и рабочими, принятие нового закона о печати и прочие мероприятия в либеральном духе. Недостижимым в этот период времени оказалось желание Лорис-Меликова добиться от Александра II согласия на пополнение Государственного совета представителями от земств. Тем не менее, подписывая в полдень 1 марта 1881 г. правительственное сообщение о созыве временных подготовительных комиссий император, заявил, что им сделан «первый шаг к конституции». На 4 марта было назначено совещание Совета министров для последнего обсуждения проекта преобразований. Взрыв бомбы народовольцев унёс не только жизнь царя-освободителя, но и похоронил «конституцию» Лорис-Меликова. Хотя противники реформ на заседании 8 марта 1881 г. не были в большинстве, - против них высказались престарелый граф С. Г. Строганов, министр почт Л. С. Маков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, но никакие доводы в защиту либерального курса Лорис-Меликова, графа П. А. Валуева, великого князя Константина Николаевича, Д. М. Сольского, Д. Н. Набокова, А. А. Абазы и др. не смогли повлиять на пессимистическое настроение Александра III. Резко отрицательное отношение Победоносцева не только к обсуждаемому проекту, но и к духу правления покойного императора в целом окончательно убедило нового императора в необходимости взять паузу в дальнейших преобразованиях и подвергнуть ревизии содеянное венценосным отцом.
Борьба в правительственных кругах между «либералами» и «консерваторами» за определение характера внутриполитического курса (март-апрель 1881 г.)
- Попытка либерально мыслящих членов правительства сохранить реформаторский курс во внутренней политике, подготовив компромиссный вариант проекта программы. Всеподданейший доклад М. Т. Лорис-Меликова императору (12 апреля 1881 г.).
- Подготовка К. П. Победоносцевым проекта манифеста, провозглашавшего намерение правительства не идти ни на какие уступки обществу и придерживаться твёрдого курса (26 апреля 1881 г.).
- Опубликование Александром III Манифеста о незыблемости самодержавных основ государственной власти в России (29 апреля 1881 г.) и поражение «партии реформ».
- Отставка сторонников либерального курса: М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Абазы и Д. А. Милютина. «Опала» великого князя Константина Николаевича.
- Попытка нового министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева реализовать «национальный вариант» народного представительства в форме Земского собора и окончательная победа курса на сохранение самодержавия (май 1882 г.).
- Победа сторонников курса на сохранения всей полноты власти в руках самодержца и крах проекта «конституции Игнатьева».
В условиях временного кризиса Верховной власти под влиянием гибели Александра II и «либеральных ожиданий» 1880-1881 гг., вызванных соответствующей политикой Лорис-Меликова, как альтернатива европейскому варианту развития конституционализма родился славянофильский проект народного представительства в форме Земского собора. С предложением о его реализации к министру внутренних дел Игнатьеву обратился И. С. Аксаков, подчёркивая, что созыв Собора на условиях прямых выборов от представителей разных сословий и национальностей даст возможность России «посрамить все конституции в мире» и обеспечить подлинное единение царя с народом. Игнатьев заручился поддержкой министра двора И. И. Воронцова-Дашкова. 12 апреля 1882 г. Игнатьев представил проект о созыве Земского собора царю. Александр III, находившийся в состоянии неопределённости, отнёсся к проекту с должным вниманием. Опубликование манифеста намечалось на 6 мая 1882 г. Но проекту не суждено было осуществиться из-за сильного противодействия ему со стороны Победоносцева и перешедшего на его сторону обер-прокурора Воронцова-Дашкова. Противником Земского собора выступил в «передовой статье» «Московских ведомостей» от 11 мая 1882 г. М. Н. Катков, указав, что Земского собора добивались такие революционеры как С. Г. Нечаев и А. И. Желябов. «Контратака» против идеи созыва Земского собора увенчалась успехом. 30 мая 1882 г. на пост министра внутренних дел был назначен убеждённый консерватор Д. А. Толстой.
3. Коронация Александра III (15 мая 1883 г.) и окончательное становление политики «народного самодержавия».
В основе теории «народного самодержавия» лежала идея единения царя с народом в целом, а не с «землёй» или земством, что вытекало из взглядов славянофилов. (Земский собор виделся славянофилами как высшая форма единения царя с «землёй»). Осуществить теорию «народного самодержавия» можно было посредством политики православно-государственного патернализма, традиции которого в послепетровское время были возрождены в период правления Николая I. Покровительство всем сословиям общества (на идеологической основе «Православие – Самодержавие – Народность») можно было осуществить посредством усиления дееспособности государства в целом и всех его звеньев «сверху донизу» в частности, посредством установления государственного контроля над всеми органами местного самоуправления (в том числе и сословного) как потенциальных очагов развития «гражданского общества». Подобная политика неумолимо подталкивала к «ревизии» всех реформистских преобразований предшествующего царствования, но не для того чтобы избавиться от них, а для того чтобы усилить государственный контроль за их дальнейшим развитием в рамках самодержавной формы правления.
- Принятие законов, направленных на укрепление авторитета государства в обществе и борьбу с коррупцией в чиновничьей среде.
- Принятие «Правил о порядке совмещения службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях» (1884).
- Создание при Сенате Высшего дисциплинарного присутствия для рассмотрения преступлений и проступков в среде чиновников (1885).
4. Мероприятия государства по борьбе с «революционной смутой» и «брожением умов» в обществе.
- Реализация Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (14 августа 1881 г.) и активизация борьбы полиции с революционно-террористическим движением в стране.
- Предоставление МВД права, в случае необходимости, вводить на определённых территориях режимы «усиленной» или «чрезвычайной» охраны. Усиление «чрезвычайных» полномочий представителей местной исполнительной власти.
Законодательство предоставляло право местной власти в административном порядке в зависимости от жёсткости вводимого режима подвергать подозреваемых аресту на срок до 3 месяцев или преследованию военного суда. Предусматривались штрафы от 500 до 3000 рублей и секвестирование имущества. В случае необходимости местная администрация могла приостанавливать деятельность органов самоуправления (земств, городских дум), закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия и органы печати.
- Разгром остатков «Народной воли» и предотвращение полицией попытки возродить народовольческое движение в стране.
В 1887 г. в студенческой среде полицией был раскрыт заговор группы революционеров-террористов, среди которых был А. И. Ульянов. Заговорщики хотели 1 марта повторить успешный террористический акт против царской особы в 1881 г.
- Ужесточение контроля над лицами, находящимися под полицейским надзором (март 1882 г.)
- Временная поддержка правительством «Священной дружины», созданной после трагических событий 1 марта 1881 г. в дворянско-монархической среде (графы П. П. Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков, князь А. П. Щербатов, С. Ю. Витте и др.) с целью организации борьбы «снизу» против революционно-террористического движения.
- Роспуск Александром III «Дружины» к концу 1881 г. и замирание её деятельности в 1882 г.