Формы прямой (непосредственной) реализации народного суверенитета
Форма прямого народовластия – одна из форм прямого выражения мнения народа, но мнение выражаемое в ходе прямого народовластия, окончательное, и оно сразу же приобретает властно-значимый характер. I) Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам государственного, муниципального, регионального значения. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории. Референдумы бывают разные. По территории выделяют: 1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса); 2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти). Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме». По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают: 1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны); 2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу). II) Собрания и сходы граждан. Они осуществляются на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют граждане данной территории, обладающие активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются акты местного характера и формируются органы местного самоуправления. III) Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. IV) Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются. Существуют формы прямого выражения мнения народа, не являющиеся формами прямого народовластия. I) Народное обсуждение. В одном случае применяется для доработки проектов, наиболее важных нормативных актов перед их принятием на референдуме, либо представительным органом гос. власти. Во втором случае вынесенные проекты публикуются в открытой печати, каждый может направлять свои замечания в соответствующие органы, либо в СМИ (эти замечания никого ни к чему не обязывают).II)Народная законодательная инициатива–это разновидность нормотворческой инициативы, которая вносится не уполномоченным на то лицом или органом, а населением в лице инициативной группы, которая собрала установленное законом количество подписей. Законопроект посылается в Парламент. ФЗ по этому поводу нет, так как не знали сколько подписей собирать. Можно было бы собрать столько подписей, сколько живет избирателей в избирательном округе по избранию определенного органа власти. Не стоит забывать, что это только инициатива, следовательно это не значит, что орган гос. власти примет эту инициативу. У нас народная законодательная инициатива существует в завуалированной форме, когда собираются подписи для референдума (ведь есть же его повестка). III) Манифестации (митинг, уличное шествие, собрание, пикет, демонстрация).Митинг и собрание – это скопление людей в определенном месте для выражения своего мнения. Различия между ними: 1) состав собрания персонально определен, проводится регистрация участников, а на митинге нет заранее определенного представительства; 2) решения митинга никого не обязывают, а распоряжения собрания обязательны для всех участников; 3) митинг, как правило, на открытом воздухе, а собрание – в закрытом помещении, но не всегда. Демонстрации и уличные шествия – это продвижения масс населения по заранее определенному маршруту. Демонстрация сопровождается активными и пассивными формами пропаганды и агитации (транспаранты, флаги, звуковое сопровождение). При уличном шествии имеется цель – привлечь внимание к митингу, который будет проводиться. Уличное шествие всегда заканчивается митингом, пикетом и не сопровождается никакими формами агитации и пропаганды. Пикетом у нас называется то, что за рубежом обозначает демонстрацию. За рубежом же пикет – это группа людей, осуществляющая функции охраны порядка при проведении массовых мероприятий или забастовок, он там постоянно должен двигаться. У нас это стоячая демонстрация. За рубежом не нужно разрешения для пикета, в отличие от нашей страны. Для проведения всех видов манифестаций нужно получить разрешение, то есть поставить в известность власти. Получается, что, с одной стороны, написано «право», а, с другой стороны, нормативная база (указ Президента). В нем говорится о том, что нужно за 10 дней направить в органы МСУ той территории, где проводится , уведомление с указание: а) что проводится; б) где проводится; в) когда; г) предполагаемое количество участников; д) повестка дня.
Форма прямого народовластия – одна из форм прямого выражения мнения народа, но мнение, выражаемое в ходе прямого народовластия, окончательное, и оно сразу же приобретает властно-значимый характер.
I) Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме».
(Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории).
Виды:
I.По территории выделяют:
1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса);
2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти).
II.По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают:
1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны);
2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу).
Отличие референдума от выборов:1)на выборах голосование за кандидата (а на референдуме за документ); 2)Нет на референдуме предварительной агитации; 3)Нет и округов.
II) Собрания и сходы граждан. Они осуществляются на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют граждане данной территории, обладающие активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются акты местного характера и формируются органы местного самоуправления.
III) Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ.
+
IV) Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются.
61. Референдум: понятие, сущность, виды. Акты референдума, их сущность.
Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам государственного, муниципального, регионального значения. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории. Референдумы бывают разные. По территории выделяют: 1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса); 2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти). Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме». По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают: 1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны); 2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу). II) Собрания и сходы граждан. Они осуществляются на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют граждане данной территории, обладающие активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются акты местного характера и формируются органы местного самоуправления. III) Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. IV) Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются. Предмет референдума По предмету референдумы делятся на: 1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.); 2. Законодательные; 3. По международным вопросам; 4. По административным вопросам. По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: Консультативные; 2. "Дозаконодательные"; 3. Совещательные; 4. "Послезаконодательные"; 5. Ратифицирующие. По юридической силе решения бывают: 1. Обязательными 2. Факультативными. По территориальному охвату бывают: 1. общенациональными, 2. региональными, 3. местными. Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом. Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции). 2. Референдум в РФ проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании, на всей территории РФ (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 2. Принимать участие в референдуме имеют право все совершеннолетние (достигшие 18-летнего возраста) граждане РФ, за исключением лиц находящихся по приговорю суда в местах лишения свободы (ст. №5 ФКЗ «О референдуме РФ»). 3. Принимать участие в референдуме имеют право все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ст. № 2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 4. Не имеют право принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными. 5. Все участники референдума обладают равным количеством голосов. 6. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 7. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 8. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 9. Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина. 10. Референдум не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течении 3-х месяцев, после их отмены (ст. 7 ФКЗ «О референдуме»).
Референдум – народное голосование по наиболее важным вопросам. В голосовании принимают участие граждане РФ, имеющие активное избирательное право. Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме».
(Плебисцит – разновидность референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории).
Виды:
I.По территории выделяют:
1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения служит выражением государственного интереса);
2) экстерриториальный (проводится среди определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом власти).
II.По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают:
1) обязательные (в РФ решения референдума всегда обязательны);
2) консультативные (существуют в других странах, по их итогам принимают нормативные акты, то есть такие референдумы нужны, чтобы выявить мнение населения по определенному вопросу).
Отличие референдума от выборов: 1)на выборах голосование за кандидата (а на референдуме за документ); 2)Нет на референдуме предварительной агитации; 3)Нет и округов.
Из ФЗ «О референдуме РФ»:
Он проводится на все территории РФ.
Вопросы референдума:
1)изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Совета Федерации
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем 2 милл граждан, при условии, что на территории одного субъекта РФ проживают не более 10 процентов из них;
2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135Конституции.