Урок 6. российский союз равных

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане;

показывать на карте положение Республики Чувашии и называть её столицу, а также — другие города и селения Чувашии.

Метапредметные результаты:

получать информацию с помощью карты;

оценивать правильность своего ответа и уровень знаний;

прогнозировать по названию параграфа его содержание;

сравнивать страну и субъекты РФ с классом как — в том и другом случаях — союзом равных субъектов;

анализировать символическое значение регионального герба, гимна, флага (на примере соответствующих атрибутов Республики Чувашии);

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта;

составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях;

использовать образец представления материала, полученный от знакомство с Республикой Чувашией как субъектом РФ, для создания своего проекта знакомства с другими субъектами РФ (по выбору);

оформлять результаты проектной работы.

Личностные результаты:

осознавать ценность культуры других народов и субъектов РФ в процессе заочного путешествия в Республику Чувашии.

Оборудование: куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; Волшебный клубочек; политико-административная карта России; комплекты из трёх кружков для самостоятельной оценки каждым уровня своей работы.

Ход урока

Актуализация знаний и умений.Учитель предлагает вспомнить материал прошлых уроков. «Ребята, материал прошлых уроков был по-взрослому серьёзным. Для того чтобы вы сами оценили, насколько вы в нём разобрались, давайте сделаем так: я буду задавать вам вопросы, а вы станете отвечать на них как будто не мне, а ребёнку младше вас или своему ровеснику. Просто-просто, без сложных слов. Как вы сами понимаете. Потому что если человек по-настоящему разбирается в чём-то, он обычно может это объяснить просто». Учитель задаёт вопросы раздела «Вспомним» (можно использовать кукол-помощников): «Что значит слово «федерация»?», «Почему нашу страну называют Российской Федерацией?», «Как устроено Федеральное собрание России?», «Кто входит в Совет Федерации России?». Учитель помогает детям в построении ответов. После того как ответ прозвучал в упрощённом виде, проговаривает развёрнутый ответ. Затем просит учащихся самостоятельно оценить уровень своих знаний, для чего каждый поднимает из своего комплекта зелёный, жёлтый или красный кружок. Если в классе поднято много красных кружков, учитель уточняет, что именно не понято, и с помощью детей, освоивших предыдущую тему, добивается необходимого результата.

Целеполагание. «Теперь ясно, что у вас хорошие знания по материалу прошедших уроков, и можно перейти к новым вопросам. Прочитайте, пожалуйста, название новой темы». Дети читают название в учебнике или на доске. Учитель: «Будем разбираться в этой теме, проводя сравнение с нашим классом».

Аналитический этап. «Ведь наш класс — это тоже союз равных. Все ровесники, все ученики, но каждый из вас — отдельная личность, как принято говорить в иных случаях, отдельный субъект. Поэтому весь класс можно в нашей деловой игре сравнить со страной, а каждого ученика или группу учеников-друзей — с её отдельным субъектом, то есть с республикой, краем, областью или городом. И ещё одно замечание: как только услышите незнакомое слово, сразу мне говорите. Все непонятные слова мы запишем в рабочую тетрадь, я их вам растолкую, а дома вы найдёте ещё раз объяснения в словаре и запишете их рядом». Учитель читает главу, прерываясь для пояснения абзацев или отдельных слов, предложений. Ученики следят за чтением и самостоятельно выписывают незнакомые слова из учебника в тетрадь. По мере чтения учитель помогает детям проводить сравнение страны и субъектов РФ с особенностями и жизнью класса как единого коллектива и отдельных дружеских групп и учеников в его составе как равных друг другу субъектов, личностей. Закрепление материала проходит с помощью вопросов раздела «Проверим себя».

«Давно мы с вами не путешествовали вслед за волшебным клубочком. И вот он снова ведёт нас за собой». Учитель прокатывает волшебный клубочек по карте России, обозначает границы Чувашии, соседние с ней субъекты Российской Федерации и просит детей прочитать их названия и названия чувашских городов. Ученики рассматривают фотографии, флаг и герб Чувашии, обращаются к Приложению, чтобы ознакомиться с их символическим значением. Учитель читает текст учебника, при желании задействует кукол. По возможности наряжает своих помощников в одежду с отличительными элементами чувашского национального костюма, объясняет их названия и значение.

Учитель предлагает детям рассмотреть на с. 26—27 изображения флагов, гербов, фотографии столиц субъектов Российской Федерации. С помощью учащихся уточняет на карте России географическое положение каждой республики, вкратце её характеризует, называя особенности природы и культуры. Также с помощью добровольных помощников из учащихся обращает внимание на то, какие из республик и других субъектов РФ не вошли в пространство разворота учебника из-за его ограниченного объёма, что ещё раз подтверждает масштабы нашей страны, её природное и культурное многообразие и богатство. Затем предлагает детям дома подумать, обсудить со старшими и выбрать к определённому сроку один из субъектов РФ для работы над проектом заочного путешествия по образцу путешествия в Чувашию, данному в учебнике. Проектные работы могут быть представлены на внеклассном мероприятии «Фестиваль республик России»; часть их станет основой уроков «Мы — дети родной земли» и «В содружестве с природой» (см. раздел 2 «По родным просторам»). Причём для уроков этого раздела необходимо подобрать проектные работы, где будет представлена культура народов Европейской части страны, Урала и Азиатской части РФ, проживающих в разных природных зонах России.

Выводы и обобщения учащихся. В конце урока учитель просит детей своими словами объяснить главную мысль урока, выраженную в его заглавии. Читает текст вывода, а дети сравнивают, чей вывод можно назвать более полным: собственный или сформулированный в книге.

Региональный компонент:подобрать в текущих материалах СМИ вашего края публикации, рассказывающие о его взаимных связях с другими субъектами РФ.

Этап рефлексии.

Домашнее задание:выполнить задания 2 и 4 в рабочей тетради (с. 16—17).

Рекомендации для занятий в семье:помочь ребёнку в работе над проектом заочного путешествия в соответствии с сообща сделанным выбором: подобрать народную сказку, изображения национальных костюмов, жилища, фотографии объектов природы, культуры, выдающихся людей изучаемого региона; оформить полученный материал доступным для вас способом. По возможности помочь подготовить постановку национальной сказки с помощью игрушек, рисунков, теневого театра. Из нескольких таких постановок, сделанных в разных семьях, в результате получится целый «Фестиваль республик России».

Глоссарий

Субъект — человек, который имеет права и берет на себя обязанности по закону.

Субъекты Российской Федерации—государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.

Наши рекомендации