Глава 10 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 3 страница

Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может пони­мать значения своих действий или руководить ими. Для этого устанавливается строгая процедура, гаран­тирующая всесторонне продуманное, объективное и обоснованное решение. Над недееспособным уста­навливается опека. Его права в его интересах осущест­вляет опекун.

Ограниченно дееспособным может быть признан гражданин, который вследствие злоупотребления ал­коголем ставит семью в тяжелое материальное поло­жение. Над ним устанавливается попечительство. Лишь по разрешению попечителя он может совершать действия по распоряжению своим имуществом.

За этими установленными законом исключениями гражданин, достигнув совершеннолетия, осуществляет свои права во всех областях политической, экономиче­ской и личной жизни и несет ответственность за ре­зультаты своих действий. Он должен строго соблю­дать действующие законы, требования морали, спра­ведливости, профессиональной и деловой этики.

10.2. Административные механизмы обеспечения защиты прав личности в уголовном судопроизводстве.В уголовном судопроизводстве право граждан на су­дебную защиту приобретает специфические черты ввиду своеобразия этого вида государственной дея­тельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное на­чало, уголовному процессу присущ принцип импера­тивности, требующий от органов уголовного преследо­вания возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению и наказанию преступников. Обращение потерпевшего за защитой в суд может ускорить расследование и наказание винов­ного, но, если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготавливаемом преступлении.

Однако существуют некоторые исключения из прин­ципа публичности, установленные законом в интере­сах потерпевшего. Это касается дел так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые мо­гут быть возбуждены не иначе как по заявлению потер­певшего, его законного представителя. Уголовные дела частного обвинения подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, которое до­пускается до удаления суда в совещательную комна­ту для постановления приговора. В отличие от дел част­ного обвинения, дела частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению по­терпевшего, прекращению в связи с примирением по­терпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключени­ем случаев, когда суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представи­теля прекратить уголовное дело в отношении лица, против которого впервые осуществляется уголовное преследование по подозрению или обвинению в совер­шении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Жалоба потерпевшего в таких делах выражает его реакцию на действия, совершаемые против его прав и законных интересов. И эту реакцию необходимо знать суду, когда он решает вопрос, есть ли в таких действиях (чаще всего бытового характера) состав преступления.

Помимо гражданского и уголовного судопроизводст­ва в Конституции России зафиксировано административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти и защиты прав челове­ка. Оно заключается в двух формах:

- привлечение к административной ответственности по ходатайству потерпевшего, государственных орга­нов или должностных лиц, зафиксировавших правона­рушение;

- обжалование в суд действий и решений государст­венных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которыми нарушены права и свобо­ды граждан.

Особым видом судопроизводства, закрепленным в Конституции России, является конституционное судо­производство, одна из целей которого - защита основ­ных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации явля­ется высшим судебным органом защиты конституцион­ного строя России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства самостоя­тельно и независимо.

Конституционный контроль относится к числу эффек­тивных средств обеспечения верховенства конституци­онных предписаний, которое является главным атрибу­том любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Правом на обращение в Конституционный Суд с ин­дивидуальной и коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также суды любой инстанции и дру­гие лица, указанные в Федеральном законе (ст. 96 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Закон не может быть обжалован вне связи с конкрет­ной и реальной угрозой для прав и свобод человека и гражданина.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух условиях:

во-первых, если закон затрагивает конституцион­ные права и свободы граждан, то есть именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции Россий­ской Федерации;

во-вторых, если закон применен или подлежит приме­нению в конкретном деле, рассмотрение которого завер­шено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть обжалованы исклю­чительно те нормативные акты, которые являются феде­ральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение за­коном конституционных прав и свобод граждан Кон­ституционный Суд России принимает одно из следую­щих решений:

- о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

- о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Феде­рации. В этом случае данное дело подлежит пересмот­ру компетентным органом в обычном порядке, а судеб­ные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном законом порядке.

Решение Конституционного Суда Российской Феде­рации является окончательным, не подлежит обжало­ванию и вступает в силу немедленно после его провоз­глашения. Оно не может быть отменено ни самим

Конституционным Судом, ни другими органами госу­дарственной власти.

В административном порядке могут быть обжалова­ны акты и действия любого органа и должностного ли­ца, в результате которых:

- нарушены права и свободы граждан;

- созданы препятствия для их осуществления;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответствен­ности.

Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жа­лобу. Жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.

Институты несудебной защиты прав и свобод чело­века и гражданина включают в себя деятельность несу­дебных государственных органов и неправительствен­ных организаций. Эти институты призваны дополнить существующий судебный механизм защиты.

Национальная система несудебных государственных институтов, призванных защищать права человека в Рос­сийской Федерации, состоит из следующих звеньев:

1. Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры.

3. Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации.

5. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.

6. Иные министерства и ведомства Российской Феде­рации.

Необходимость изменения взаимоотношений власти и человека является одной из наиболее сложных задач современной политической реформы в России. В этих условиях важно развитие новых, основанных именно на защите прав человека демократических институтов контроля над деятельностью должностных лиц. Таким институтом, показавшим свою высокую эффектив­ность во многих странах, стал институт омбудсмена, в России - институт Уполномоченного по правам челове­ка. Он строится на принципах открытости и доступнос­ти, политической нейтральности, профессионализма и справедливости.

Прокуратура Российской Федерации составляет еди­ную федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации над­зор за соблюдением Конституции Российской Федера­ции и исполнением законов, действующих на террито­рии Российской Федерации, а также действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации на­значается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Россий­ской Федерации назначаются Генеральным прокуро­ром Российской Федерации по согласованию с ее субъ­ектами. Иные прокуроры (городов, округов, районов и т.д.) назначаются Генеральным прокурором Россий­ской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются ст. 129 Конституции Российской Федерации, Феде­ральным законом «О прокуратуре Российской Федера­ции» и другими федеральными законами, международ­ными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина рассматривается в качестве особого направления деятель­ности прокуратуры. Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами, государственны­ми комитетами, службами и иными федеральными ор­ганами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, а также ор­ганами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы проку­ратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную дея­тельность организаций.

22 мая 1996 г. в целях совершенствования прокурор­ского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина Генеральным прокурором Российской Федерации подписан приказ № 30 «Об организации прокурорского надзора за ис­полнением законов, соблюдением прав и свобод челове­ка и гражданина». В соответствии с этим приказом, ос­новными направлениями надзорной деятельности предписано считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина, надзор в сфере экономики и экологической безо­пасности, предупреждение преступных проявлений.

В надзорных действиях органы прокуратуры при­званы:

- руководствоваться положением о высшей юриди­ческой силе Конституции Российской Федерации, пря­мом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнитель­ными органами субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления, органами военного уп­равления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и неком­мерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потреби­тельских кооперативов, общественных объединений, бла­готворительных и иных фондов);

- акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имуще­ственных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и граждани­на. При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязаннос­тей по своевременной выплате заработной платы и со­зданию работникам безопасных условий труда;

- решительно пресекать факты незаконного примене­ния к гражданам административного задержания, штра­фов и иных мер административной ответственности при осуществлении надзора за исполнением зако­нов органами власти и управления в обязательном по­рядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия под­чиненных организаций;

- в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке граж­данского судопроизводства, когда пострадавший по со­стоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и сво­боды значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое об­щественное значение, предъявлять и поддерживать в су­де (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

При осуществлении функции надзора за соблюдени­ем прав и свобод человека и гражданина прокурор име­ет определенные законом полномочия и задачи:

1. Рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

2. Разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

3. Принимает меры по предупреждению и пресече­нию нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, их нарушивших, возмещению причиненного ущерба.

4. Осуществляет и иные полномочия, закреплен­ные за ним законом.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушение законности, а также прав и свобод человека и гражданина, в частности:

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина. Протест направляется в ту организа­цию или тому должностному лицу, которые издали не­законный акт, либо в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу. Прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном процес­суальным законодательством Российской Федерации.

Не позднее чем в десятидневный срок с момента по­ступления протеста он подлежит обязательному рассмо­трению, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправ­ления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокра­щенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме ст. 23, 28 ФЗ от 17.11.95 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Представление прокурора или его заместителя о необходимости устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится в случае обнаружения нарушения прав и свобод человека в органы, должностным лицам, которые полномочны устранить допущенное нарушение, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устране­нию допущенных нарушений закона, их причин и усло­вий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3. Вынесение прокурором постановления о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении в случае, если в действиях субъекта, нарушающего права и свободы человека, содержится состав преступления или административно­го правонарушения. Таким образом, при наличии осно­ваний полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет признаки преступления, проку­рор возбуждает уголовное дело и принимает меры к то­му, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Либо в случаях, когда нарушение прав и свобод челове­ка и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производст­во об административном правонарушении или незамед­лительно передает сообщение о правонарушении и ма­териалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в поряд­ке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свобо­ды значительного числа граждан либо в силу иных об­стоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

4. Вынесение прокурором предостережения о недо­пустимости нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина, выносимое органу или должностному лицу при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях со стороны этого органа или должно­стного лица в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправ­ных деяниях (Закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О про­куратуре Российской Федерации»).

В целях установления единого порядка рассмотре­ния и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема заявителей приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 80 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотре­ния обращений и приема заявителей в органах и уч­реждениях прокуратуры Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юс­тиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве юсти­ции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954, руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Пра­вительство Российской Федерации координирует дея­тельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечива­ющие их деятельность.

Минюст России в своей деятельности руководствует­ся Конституцией Российской Федерации, федеральны­ми конституционными законами, федеральными закона­ми, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Пра­вительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, между­народными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции Российской Фе­дерации.

Основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельнос­ти судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Обеспечение прав и законных интересов личности и государства занимает важное место в деятельности Министерства юстиции России. Реализуя возложенные на Минюст России задачи, в том числе и защиту прав и законных интересов личности, Министерство осуще­ствляет следующие основные функции:

- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Фе­дерации и федеральным законам;

- осуществляет проверку деятельности федераль­ных органов исполнительной власти по отбору норма­тивных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нор­мативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

- осуществляет контроль над правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

- представляет в Правительство Российской Феде­рации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответ­ствия Конституции Российской Федерации, междуна­родным договорам Российской Федерации, федераль­ным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряже­ниям Правительства Российской Федерации;

- изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатыва­ет и представляет в установленном порядке предложе­ния по его совершенствованию;

- осуществляет контроль над соответствием дея­тельности общественных объединений их уставным це­лям, а также над соблюдением религиозными организа­циями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;

- осуществляет в установленном порядке контроль над исполнением нотариусами профессиональных обя­занностей, в том числе правил нотариального делопро­изводства;

- осуществляет контроль за соблюдением коллегия­ми адвокатов законодательства Российской Федера­ции, регулирующего деятельность адвокатуры;

- подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области ав­торского права и смежных прав, осуществляет взаимо­действие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;

_ осуществляет правовую защиту интересов госу­дарства в процессе экономического и гражданско-пра­вового оборота результатов научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

- представляет в установленном порядке предложе­ния о подготовке, заключении и исполнении международ­ных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных договоров Российской Федерации В области охраны интеллектуальной собственности;

- исполняет в пределах своей компетенции обяза­тельства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и уч­реждений юстиции;

- осуществляет иные функции.

К несудебным органам защиты интересов личности относятся комиссии по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федера­ции является совещательным и консультативным орга­ном при Президенте, содействующим реализации гла­вой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признава­емых и гарантируемых в Российской Федерации соглас­но общепризнанным принципам и нормам международ­ного права и Конституции Российской Федерации.

Среди основных задач, которые стоят перед Комис­сией, необходимо выделить следующие:

- создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномо­чий гаранта прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

- содействие совершенствованию механизма обеспе­чения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие деятельности федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина;

- укрепление международного сотрудничества в об­ласти обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Для выполнения возложенных на комиссию задач ей предоставлены следующие полномочия:

- осуществлять сбор, изучение и анализ информа­ции, содержащейся в получаемых от федеральных ор­ганов государственной власти, органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, комиссий по правам челове­ка в субъектах Российской Федерации материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод челове­ка и гражданина, а также в обращениях граждан и об­щественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводить специальные исследования;

- составлять общие и специальные доклады о соблю­дении прав человека и гражданина и направлять их Президенту Российской Федерации;

- вносить Президенту Российской Федерации пред­ложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- осуществлять подготовку проектов указов, распо­ряжений, поручений и обращений Президента Россий­ской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- анализировать законодательство Российской Феде­рации и ее субъектов, затрагивающее вопросы обеспече­ния и защиты прав и свобод человека и гражданина, уча­ствовать в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их Президентом Россий­ской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

рассматривать направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина;

- проверять по поручению Президента Российской Федерации либо по собственной инициативе информа­цию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления ирам личности, представляющих особую общественную опасность;

- принимать участие в разработке международных договоров по вопросам защиты прав и свобод челове­ка и в подготовке материалов для докладов в междуна­родные организации в соответствии с международны­ми договорами, а также обязательствами Российской Федерации в связи с ее членством в Совете Европы, взаимодействовать в установленном порядке с международными организациями, зарубежными обществен­ными и неправительственными организациями;

- участвовать во встречах с комиссиями по правам человека и другими аналогичными структурами госу­дарств - участников Содружества Независимых Госу­дарств, Латвийской Республики, Литовской Республи­ки и Эстонской Республики для обсуждения вопросов, связанных с соблюдением основных прав и свобод чело­века и гражданина.

Кроме того, Комиссия в целях реализации своих за­дач имеет право: запрашивать и получать в установ­ленном порядке необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц, заслу­шивать на своих заседаниях информацию соответству Глава 10 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 3 страница - student2.ru
ющих должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина, запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц по вопросам, вхо­дящим в ее компетенцию; привлекать в установлен­ном порядке для осуществления отдельных работ уче­ных и специалистов, обращаться в комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации с целью получения информации о соблюдении прав и свобод че­ловека и гражданина, а также иных материалов о дея­тельности данных комиссий.

Должностные лица федеральных органов государст­венной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного само­управления, а также государственных учреждений и организаций обязаны безотлагательно предоставлять информацию, запрашиваемую Комиссией.

По поступившей жалобе Комиссия не может вынес­ти обязательное решение. Часть жалоб с заключениями Комиссий направляется в судебные или правоохрани­тельные органы, министерства и ведомства, по другим даются разъяснения по правовым вопросам, затрону­тым в них. Заключения и рекомендации Комиссии должны быть в обязательном порядке рассмотрены тем органом государственной власти и его должностным лицом, в который они были направлены, и о результа­тах рассмотрения Комиссии высылается уведомление.

Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствую­щему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса, однако не являются для него обязательными. Орган государственной власти и его должностные лица, получившие рекомендации и заключения Комиссии, обязаны в установленный для таких обращений срок рассмотреть их и уведомить Ко­миссию о принятом решении.

Указом Президента Российской Федерации от L3 июня 1996 г. «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации обра­зовать в соответствующих субъектах Российской Фе­дерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам челове­ка при Президенте Российской Федерации.

Наши рекомендации