Глава 10 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 3 страница
Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Для этого устанавливается строгая процедура, гарантирующая всесторонне продуманное, объективное и обоснованное решение. Над недееспособным устанавливается опека. Его права в его интересах осуществляет опекун.
Ограниченно дееспособным может быть признан гражданин, который вследствие злоупотребления алкоголем ставит семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство. Лишь по разрешению попечителя он может совершать действия по распоряжению своим имуществом.
За этими установленными законом исключениями гражданин, достигнув совершеннолетия, осуществляет свои права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он должен строго соблюдать действующие законы, требования морали, справедливости, профессиональной и деловой этики.
10.2. Административные механизмы обеспечения защиты прав личности в уголовном судопроизводстве.В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты ввиду своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип императивности, требующий от органов уголовного преследования возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению и наказанию преступников. Обращение потерпевшего за защитой в суд может ускорить расследование и наказание виновного, но, если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготавливаемом преступлении.
Однако существуют некоторые исключения из принципа публичности, установленные законом в интересах потерпевшего. Это касается дел так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя. Уголовные дела частного обвинения подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, которое допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. В отличие от дел частного обвинения, дела частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, когда суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, против которого впервые осуществляется уголовное преследование по подозрению или обвинению в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Жалоба потерпевшего в таких делах выражает его реакцию на действия, совершаемые против его прав и законных интересов. И эту реакцию необходимо знать суду, когда он решает вопрос, есть ли в таких действиях (чаще всего бытового характера) состав преступления.
Помимо гражданского и уголовного судопроизводства в Конституции России зафиксировано административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти и защиты прав человека. Оно заключается в двух формах:
- привлечение к административной ответственности по ходатайству потерпевшего, государственных органов или должностных лиц, зафиксировавших правонарушение;
- обжалование в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан.
Особым видом судопроизводства, закрепленным в Конституции России, является конституционное судопроизводство, одна из целей которого - защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной и коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также суды любой инстанции и другие лица, указанные в Федеральном законе (ст. 96 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Закон не может быть обжалован вне связи с конкретной и реальной угрозой для прав и свобод человека и гражданина.
Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух условиях:
во-первых, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, то есть именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации;
во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть обжалованы исключительно те нормативные акты, которые являются федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд России принимает одно из следующих решений:
- о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
- о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации. В этом случае данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном законом порядке.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим
Конституционным Судом, ни другими органами государственной власти.
В административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица, в результате которых:
- нарушены права и свободы граждан;
- созданы препятствия для их осуществления;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.
Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина включают в себя деятельность несудебных государственных органов и неправительственных организаций. Эти институты призваны дополнить существующий судебный механизм защиты.
Национальная система несудебных государственных институтов, призванных защищать права человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев:
1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры.
3. Министерство юстиции Российской Федерации.
4. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации.
5. Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
6. Иные министерства и ведомства Российской Федерации.
Необходимость изменения взаимоотношений власти и человека является одной из наиболее сложных задач современной политической реформы в России. В этих условиях важно развитие новых, основанных именно на защите прав человека демократических институтов контроля над деятельностью должностных лиц. Таким институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал институт омбудсмена, в России - институт Уполномоченного по правам человека. Он строится на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, профессионализма и справедливости.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры (городов, округов, районов и т.д.) назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются ст. 129 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина рассматривается в качестве особого направления деятельности прокуратуры. Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
22 мая 1996 г. в целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина Генеральным прокурором Российской Федерации подписан приказ № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с этим приказом, основными направлениями надзорной деятельности предписано считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
В надзорных действиях органы прокуратуры призваны:
- руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов);
- акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина. При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда;
- решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций;
- в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.
При осуществлении функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор имеет определенные законом полномочия и задачи:
1. Рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
2. Разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.
3. Принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, их нарушивших, возмещению причиненного ущерба.
4. Осуществляет и иные полномочия, закрепленные за ним законом.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушение законности, а также прав и свобод человека и гражданина, в частности:
Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина. Протест направляется в ту организацию или тому должностному лицу, которые издали незаконный акт, либо в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу. Прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления протеста он подлежит обязательному рассмотрению, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме ст. 23, 28 ФЗ от 17.11.95 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Представление прокурора или его заместителя о необходимости устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится в случае обнаружения нарушения прав и свобод человека в органы, должностным лицам, которые полномочны устранить допущенное нарушение, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
3. Вынесение прокурором постановления о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении в случае, если в действиях субъекта, нарушающего права и свободы человека, содержится состав преступления или административного правонарушения. Таким образом, при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет признаки преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Либо в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
4. Вынесение прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина, выносимое органу или должностному лицу при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях со стороны этого органа или должностного лица в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (Закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В целях установления единого порядка рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема заявителей приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 80 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954, руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Основными задачами Минюста России являются:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Обеспечение прав и законных интересов личности и государства занимает важное место в деятельности Министерства юстиции России. Реализуя возложенные на Минюст России задачи, в том числе и защиту прав и законных интересов личности, Министерство осуществляет следующие основные функции:
- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
- осуществляет контроль над правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
- представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
- изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
- осуществляет контроль над соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также над соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;
- осуществляет в установленном порядке контроль над исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;
- осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;
- подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;
_ осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
- представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных договоров Российской Федерации В области охраны интеллектуальной собственности;
- исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
- организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции;
- осуществляет иные функции.
К несудебным органам защиты интересов личности относятся комиссии по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации является совещательным и консультативным органом при Президенте, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Среди основных задач, которые стоят перед Комиссией, необходимо выделить следующие:
- создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина;
- укрепление международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Для выполнения возложенных на комиссию задач ей предоставлены следующие полномочия:
- осуществлять сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводить специальные исследования;
- составлять общие и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направлять их Президенту Российской Федерации;
- вносить Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- осуществлять подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- анализировать законодательство Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, участвовать в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
рассматривать направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина;
- проверять по поручению Президента Российской Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления ирам личности, представляющих особую общественную опасность;
- принимать участие в разработке международных договоров по вопросам защиты прав и свобод человека и в подготовке материалов для докладов в международные организации в соответствии с международными договорами, а также обязательствами Российской Федерации в связи с ее членством в Совете Европы, взаимодействовать в установленном порядке с международными организациями, зарубежными общественными и неправительственными организациями;
- участвовать во встречах с комиссиями по правам человека и другими аналогичными структурами государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики для обсуждения вопросов, связанных с соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, Комиссия в целях реализации своих задач имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц, заслушивать на своих заседаниях информацию соответству
ющих должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина, запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц по вопросам, входящим в ее компетенцию; привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, обращаться в комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации с целью получения информации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также иных материалов о деятельности данных комиссий.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также государственных учреждений и организаций обязаны безотлагательно предоставлять информацию, запрашиваемую Комиссией.
По поступившей жалобе Комиссия не может вынести обязательное решение. Часть жалоб с заключениями Комиссий направляется в судебные или правоохранительные органы, министерства и ведомства, по другим даются разъяснения по правовым вопросам, затронутым в них. Заключения и рекомендации Комиссии должны быть в обязательном порядке рассмотрены тем органом государственной власти и его должностным лицом, в который они были направлены, и о результатах рассмотрения Комиссии высылается уведомление.
Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствующему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса, однако не являются для него обязательными. Орган государственной власти и его должностные лица, получившие рекомендации и заключения Комиссии, обязаны в установленный для таких обращений срок рассмотреть их и уведомить Комиссию о принятом решении.
Указом Президента Российской Федерации от L3 июня 1996 г. «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.