Организация италии под властью рима
Государственное или скорее межгосударственное образование, сложившееся в Италии после римского завоевания современные историки обычно называют Римско-италийским союзом или Римско-италийской федерацией. Но ни у античных писателей, ни в документах этого времени такое название не встречается.
Римляне объявляли войну и заключали мир или договор о дружбе от имени Рима и никогда от имени Рима и союзников. Правда, в договоре о дружбе можно встретить статью об особых правах и привилегиях римлян и союзников. Отсутствие термина для обозначения союзного государства или союза государств в данном случае указывает на то, что такого государства или союза никогда не существовало. Сам термин союзники не раскрывает, а скорее маскирует подлинные отношения между римлянами и подчиненными им городами-государствами и племенами Италии.
В распавшемся после Латинской войны союзе Рима и городов Латинской федерации все важные решения принимались представителями обеих сторон, существовало общее руководство для ведения боевых действий. В союзе Рима с подчиненными им италийскими общинами все внешнеполитические решения принимали одни римляне, а союзники обязаны были осуществлять эти решения вместе с римлянами и под их руководством. Разумеется, италийские общины не могли по своей воле расторгнуть союз с Римом, поскольку это угрожало им гибелью или потерей даже и тех прав, которые у них были раньше.
Фактически италийские союзники были подданными Рима, обладавшими автономией в том, что касалось их внутренней жизни, но утратившими право на самостоятельную внешнюю политику и на самостоятельные контакты и связи даже со своими ближайшими соседями. Поэтому необходимо иметь в виду, что название Римско-италийский союз является условным.
Участников этого межгосударственного образования можно разделить на несколько категорий в зависимости от их статуса и занимаемого ими положения в отношениях власти и подчинения: 1) Римские граждане из самого Рима и муниципиев с полным гражданством; 2) Римские граждане из муниципиев с гражданством без голосования; 3) Латинские граждане из основанных Римом колоний, которых римляне называли латинскими союзниками; 4) Граждане остальных союзных городов-государств, которых римляне называли просто союзниками; 5) Подданные, к которым относились некоторые из покоренных Римом горных племен (например, бруттии после Ганнибаловой войны), не имевшие с Римом союзного договора и лишенные самоуправления. Римляне называли их дедитициями (dediticii букв. сдавшиеся).
Только римские граждане с полным гражданством относились к властителям, принимавшим политические решения, остальные к подвластным исполнителям этих решений, но разного статуса.
Жители муниципиев с гражданством без голосования воевали в составе легионов, привилегированных частей римской армии, и имели право на равную с остальными римлянами долю военной добычи в том числе на земельные наделы в колониях или на общественном поле. В перспективе у них была возможность получить полное гражданство. Многие из них добились этого уже в III в. до н.э.
Жители колоний, имевшие латинское гражданство, являлись привилегированными союзниками, отсюда их особое название латинские союзники. Они были очень тесно связаны с римскими гражданами и благодаря праву переезда всегда могли войти в их число. Римляне, кровно заинтересованные в процветании своих колоний, старались ни в чем не ущемлять их интересов.
Большинство обитателей римской Италии жили в союзных городах-государствах. Они были связаны с Римом разными по содержанию союзными договорами с большими или меньшими правами и обязанностями. Те из них, кто заключил союзный договор после поражения в войне с Римом, лишались части своей земли (обычно одной трети). Но в их положении было немало общего. Все они имели свои законы, органы власти и гражданство. Все были обязаны во время войны отправлять в римскую армию и содержать за свой счет столько воинов, сколько это было обусловлено союзным договором. Римляне, как правило, не вмешивались в их внутренние дела, если только они сами об этом не просили, и не требовали от них уплаты какой-либо дани.
В самом тяжелом положении находились дедитиции, полностью утратившие свой суверенитет, а вместе с ним значительную часть своей лучшей земли (нередко более половины). Фактически они были совершенно бесправны и во всем зависели от доброй воли римских магистратов и офицеров.
Положение разных категорий подвластных общин не было жестко зафиксировано раз и навсегда. В зависимости от обстоятельств и своего поведения по отношению к Риму они могли улучшить или ухудшить свой статус: приобрести звание муниципия или, наоборот, скатиться в разряд дедитициев. Граждане союзных общин могли получить земельный надел в колонии, а вместе с ним и права латинского гражданства. За заслуги перед Римом, особенно на войне, они могли удостоиться римского гражданства. Большинство союзников стремились не к освобождению из-под власти Рима, а к тому, чтобы улучшить свое положение внутри этого образования, самим сделаться из подданных властителями.
После подчинения Италии римская армия, как правило, наполовину состояла, из римских граждан, сражавшихся в составе легионов, а на другую половину из союзных воинов, служивших в составе вспомогательных отрядов или во флоте.
Поскольку союзников было в два раза больше, чем римлян, это означало, что обязанности римских граждан во время войны и их боевые потери были тяжелее, чем у союзников. В самой страшной в истории Рима военной катастрофе битве при Каннах (216 г. до н.э.) погиб примерно каждый десятый римский гражданин и каждый двадцатый италийский союзник. Таким образом, у римлян было не только больше прав, но и больше обязанностей.
Можно отметить, что для Римско-италийского союза характерны те же особенности, что и для Рима-полиса: 1) олигархия (власть меньшинства над большинством); 2) высокая социальная мобильность; 3) принцип геометрического равенства.
Подчинение Италии Римом избавило ее города-государства от угрозы со стороны воинственных соседних племен, а их знать со стороны своей бедноты и рабов. Войны отныне, как правило, шли за пределами Италии. Ей была открыта возможность стабильного и мирного развития в рамках все расширяющейся и богатеющей державы. Вместе с тем она постепенно утрачивала все многоцветье своих древних народов, языков и культур.
Как показали Пиррова и многие последующие войны, Римско-италийский союз был очень прочным и сплоченным. Даже в самых тяжелых обстоятельствах большинство союзников сохраняло нерушимую верность Риму.
Слабым местом союза были отсталые горные племена, входившие в его состав, поскольку римляне не могли наладить отношения с их знатью. Власть племенной знати основывалась не на земельных владениях и множестве рабов и клиентов, а на ее руководящей роли в набегах на богатых соседей. Установление мира и стабильности после римского завоевания подрывало самые основы этой власти.
Опасность для Рима представляли также самые богатые и могучие после самого Рима города-государства Италии, такие, как Капуя и Тарент, которые могли надеяться при благоприятных обстоятельствах занять место Рима в Италии. Однако большинство союзников не было заинтересовано в крушении римской власти.
Завоевав одну из самых богатых стран Средиземноморья с ее многочисленным свободным крестьянством, римляне стали распоряжаться громадными материальными и людскими ресурсами. В III в. до н.э. они, по свидетельству Полибия, были в состоянии мобилизовать в свою армию около 700 тысяч пехотинцев и 70 тысяч всадников.
Потеряв на поле боя даже несколько армий, они всегда могли набрать вместо них новые. Ни одна другая держава Средиземноморья не имела таких возможностей. Поэтому римляне нередко говорили, что могут проигрывать сражения, но не могут проигрывать войны. Греческие писатели после Пирровой войны сравнивали Рим с Лернейской гидрой стоголовым чудовищем, у которого на месте каждой отрубленной головы вырастают две новые. Могущество, приобретенное римлянами благодаря подчинению Италии, толкало их на новые завоевания уже за ее пределами.
А.Л.Смышляев