Работа с дополнительным материалом

Ход урока

I. Организационная часть урока

II. Актуализация знаний учащихся

Беседа

1. Как называется период в истории человечества, который начался на рубеже XV-XVI вв.?

2. Какие изменения в жизни людей позволили считать, что наступила новая эпоха?

3. Как называются экономические отношения, которые пришли на смену феодализму?

4. Назовите государства, где произошли буржуазные революции.

5. Какие изменения в жизни людей, характерные для этого времени, вы можете назвать?

6. В каких странах феодализм продолжал сохранять господствующее положение?

7. Назовите политическое устройство государств, которые сформировались в эпоху Нового времени.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Учитель

Восточный мир жил своими, отличными от Запада, законами. Здесь, на Востоке, была очень велика роль традиций, правил поведения, передавались от поколения в поколение, поэтому эту цивилизацию называют «традиционными обществами».

ІV. Изучение нового материала

1. Экономическое и социально-политическое положение Османской империи

Работа со схемами и таблицами

Схема «Государственного управления в Османской империи»

Султан
Работа с дополнительным материалом - student2.ru   Работа с дополнительным материалом - student2.ru Работа с дополнительным материалом - student2.ru Работа с дополнительным материалом - student2.ru  
Диван (совет) Работа с дополнительным материалом - student2.ru Высший совет Работа с дополнительным материалом - student2.ru Глава мусульманского духовенства Янычары  
Великий визирь    
 
   
Мусульмане
  Немусульманское населения

Таблица «Население Османской империи»

Категории Положение
Султан   Верховный собственник земли; обладал законодательной, исполнительной и судебной властью; поощрял развитие торговли Конники получали от султана земли с деревнями при условии несения службы в армии и снаряжения нескольких всадников из числа крестьян за свой счет
Янычары Турецкая регулярная пехота Башибузуки воины-добровольцы, служившие только за военную добычу
Земледельцы Имели право обрабатывать землю и передавать детям свой надел, за это они должны либо платить налоги в казну султана, или оброк его конным воинам
Ремесленники Работали преимущественно на заказ государства или богатых людей
Немусульмане Платили особый денежный налог – джизью

2. Войны Османской империи

Учитель

В начале XVI в. Османская империя превратилась в мощное государство с большой территорией. После взятия в 1453 г. Константинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров. Они обладали Малой Азией и Крымским ханством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торговыми центрами Средиземноморья. Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обеспечивали мощные войско и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.

Вершины своего могущества Османская империя достигла при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы. Подданные же именовали Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделении населения империи на мусульман и немусульман, которые соответственно имели разные обязанности и права. Суд находился в руках мусульманского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.

Сулейман совершал удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Здесь главным противником султана был император Карл V. Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос. Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держали под контролем восточное Средиземноморье и мешали отношениям Стамбула с османскими владениями в Аравии и Египте. В ходе затяжной осады защитники острова - 600 рыцарей и 5 тыс. солдат - героически оборонялись. Считается, что османы потеряли около 80 тыс. человек, но в конце концов заставили крепость капитулировать. Сулейман, уважая храбрость рыцарей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден получил новое название - Мальтийский. Впоследствии Сулейман пытался захватить и Мальту, но безуспешно.

Далее османское войско перешло Дунай и в сражении у Мохача наголову разбило венгров. В 1529 г. армия Сулеймана осадила столицу Габсбургов - Вена. Город выстоял, но с этого момента и на протяжении двух последующих столетий границу между Священной Римской и Османской империями проходил всего в нескольких десятках километров от него. Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.

Могущество Османской империи держалась на многочисленном войске. За верную службу воины получали от султана наследственные земельные владения - Тимар и определенную часть военной добычи. Привилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары - уроженцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По старинке их еще мальчиками отбирали у родителей и воспитывали в фанатичной преданности исламу. Повзрослев, они превращались в суровых и беспощадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.

Работа с документом

XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциска I

Франциск ... вы обратились с письмом ... вы довели до нашего сведения, что враг овладел вашей страной и что вы сами находитесь ... в плену, и вы обратились сюда за помощью ... для вашего освобождения. Все эти сообщения были донесены до подножия моего трона, этого приюта для всего мира; моя императорская ученость овладела ими во всех подробностях ...

Нет ничего удивительного, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, крепитесь и не падайте духом. Наши славные предки ... никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли ... И мы также следовали их примеру. Мы непрерывно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости. Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.

Работа с картой

Задание. С помощью карты исторического атласа «Османская империя в XVI-XVII вв.» Выполнить задания:

1. Назовите территории, которые вошли в Османской империи в 1512 г.

2. Назовите территории, которые были завоеваны во времена правления Селима I.

3. Назовите территории, которые были завоеваны во времена правления Сулеймана I.

4. Назовите государства, находившиеся в вассальной зависимости от Османской империи.

5. Назовите даты и места важнейших событий.

6. Назовите государства, граничащие с Османской империей.

Результаты работы заносятся в таблицу.

Дата Присоединенные территории Важные события
сер. XIV в. Болгария, Сербия  
Византия 1453 гг. - взятия Константинополя
Правление Селима I (1512-1520) Армения, часть Грузии, Малая Азия, часть Месопотамии, Сирия, Палестина, часть Аравийского полуострова, Египет  
Правление Сулеймана I (1520-1566) Венгрия, часть Грузии, Ирак, Барка, Триполитания   1526 - битва при Могачем; победа турецких войск; 1529 - осада Вены
Зависимые территории
сер. XVI в. к. XVI в. княжество Молдавия Алжир княжество Трансильвания Йемен княжество Валахия Тунис Феццан Крымское ханство Правобережная Украина   1571 - битва при Лепанто     1683 г.- разгром турок под веной  

3. Ослабление Османской империи

Предварительное задание. В ходе рассказа учителя и использую дополнительный материал назовите причины упадка Османской империи. Причины запишите в тетрадь.

Учитель

Непрерывные войны требовали огромных затрат. Немалые средства поглощал также роскошный двор султана. Это заставляло правительство все усиливать налоговый гнет. Занят постоянным выбиванием денег с населения, он совсем не заботился о создании благоприятных условий для развития торговли, промышленности и сельского хозяйства. Единственным выходом правящие круги считали продолжение захватнических войн, которые обещали богатую добычу и новые земли для взимания налогов.

Однако растущая экономическая отсталость Турции сказалась на техническом оснащении османского войска. Ему становится все труднее противостоять лучше вооруженным европейским армиям. К тому же больших усилий требовало усмирения покоренных народов и подавления восстаний внутри страны. В результате уже с конца XVI в. турки начали испытывать серьезные поражения. Неудачно завершился поход преемника Сулеймана Великолепного - Селима II (1566-1574) на Астрахань. В 1571 соединенные силы Испании и Венеции разгромили турецкий флот в заливе Лепанто. И хотя Османская империя все еще оставалась сильной державой, ее военная мощь была подорвана.

В середине XVII в. войскам султана и его вассала, крымского хана, удалось несколько раз вторгнуться в Польшу и Украину и дойти до самого Днепра. Окрыленная успехом, Турция решилась на новую попытку разгромить Австрию. В 1683 г. более чем стотысячное турецкое войско подошло к стенам Вены. Осада австрийской столицы продолжалась два месяца. На помощь ей с немногочисленным, но хорошо вооруженным войском пришел польский король Ян Собесский. В битве он разгромил турок и заставил их отступить от Вены. Это поражение конец турецкому продвижению в Европу. С тех пор Османская империя начала постепенно терять свои завоевания.

Работа с дополнительным материалом

Текст. Битва при Лепанто

Католический король Филипп II отправил свой флот в Мессину под командой своего брата дона Хуана Австрийского, к которому присоединился Джан Андреа Дориа Генуя со своими галерами, находившихся

на содержании того же короля. К ним примкнул и Марк Антонио Колонна, папский адмирал, со своими галерами и Себастиан Вениеро, главнокомандующий морскими силами Венецианской республики...

Утром 7 октября, в воскресенье, они оказались рядом двух сильных вражеских эскадр. Турецкая эскадра вышла из Лепанто под командой адмирала Али, коменданта Туниса и Алжира. По количеству парусов турки значительно превосходили христианскую эскадру. Адмирал Али имел от султана приказ сражаться с врагом. Именно сейчас его флот оказался напротив христиан на уровне острова Курцоляри. Тогда обе стороны выстроились в боевом порядке, образуя каждый три отряда, расположены полумесяцем. Генералиссимус дон Хуан Австрийский, находившийся на одном из фрегатов, двинулся вперед... Обе эскадры противников сошлись... Галеры противников сцепились на абордаж, и тут выяснилось, кто из врагов превосходит силой... Турецкая эскадра начала беспорядочно отступать. В результате этого поражения турок двенадцать тысяч рабов христиан получили свободу.

Вопросы

1. Назовите государства, выступили против Османской империи.

2. Как называлась антитурецкая коалиция?

3. Чем закончилась битва при Лепанто?

4. Иран при правлении династии Сефевидов

Учитель

Восточной соседкой и постоянной соперницей Турции была Персия. В начале XVI в. на ее территории существовало несколько самостоятельных владений, где не утихали внутренние распри. Один из правителей - шейх Исмаил Сефеви - силой оружия объединил ослабленные междоусобицами мелкие государства в одну и объявил себя шахом. Он основал династию Сефевидов (1502-1736) и создал сильное государство, которое стали называть Ираном. При Исмаиле начались и в течение всего XVI в. почти непрерывно шли войны с Османской империей. Но Сефевидская государство с его отсталой организацией войска и примитивной военной техникой не смогла должным образом противостоять врагу. Турки заняли почти все Закавказье, их корабли контролировали судоходство в Каспийском море.

Непрерывные войны требовали огромных затрат, поэтому преемники Исмаила постоянно повышали налоги. Население соответствовало многочисленными восстаниями. Внешние поражения и осложнения внутренней ситуации сопровождались серьезным упадком экономики. Страна все больше попадала в затруднительное положение.

Восстановление могущества сефевидского государства произошло при шахе Аббае I Великом (1587-1629). Готовясь к решающей войне с Турцией, Аббас создал огромную постоянную армию из 120 тыс. Человек. ее ударной силой была десятитысячная конница, состоявшая из шишками - воинов, подобных османских янычар. Гуляш становились мальчики, насильно отобраны у родителей-христиан (преимущественно грузин и армян) и воспитанные в духе фанатичного ислама. Аббас ввел в своем войске огнестрельное оружие и артиллерию. Это обеспечило ему победу над Турцией и позволило вернуть почти все потерянные территории, в том числе Грузию, Армению, часть Азербайджана, Курдистана и другие.

При Аббасе Иран вел оживленную торговлю со многими странами - Португалией, Голландией, Англией, Россией, Китаем и другими. Широкий спрос имели персидские ковры, шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, металлические изделия. В городах процветало организованное в цехи ремесло. Аббас перенес столицу в Исфаган (современный Тегеран), заселил город купцами и ремесленниками из других районов страны, украсил его великолепными постройками. Для удобства торговли Аббас прокладывал дороги и строил мосты. Проводились также большие ирригационные работы: строились новые и ремонтировались старые каналы и оросительные системы. Крестьяне в основном выращивали зерновые, разводили фруктовые сады. Сама Персия казалась цветущим садом в засушливом окружении.

На Востоке верили в божественное происхождение слова и буквы и относились к ним с большим уважением. Поэтому особое внимание здесь уделяли каллиграфии. Рукопись украшали небольшими картинами-миниатюрами, выполненными с необычайным совершенством. Миниатюры персидских художников - яркие, многоцветные, похожие на пестрый ковер. В них царит прекрасная вечная весна. Такие рукописи превращались в настоящие шедевры искусства.

Знать стремилась привлечь к себе на службу как можно больше художников и каллиграфов. Дворцы и мечети Ирана поражали своей роскошью, богатым растительным или геометрическим орнаментом, лепниной, керамической мозаикой.

5. «Завоеватель мира» Надир-шах.

Учитель

Подъем Ирана продолжался недолго. По преемников Аббаса ослабления шахской власти привело к обострению междоусобных распрей среди знати. В таких условиях хозяйство страны в упадок. И сразу же подняли голову воинственные соседи: с запада усилили давление турки-османы, на востоке возникла угроза со стороны кочевых племен афганцев, на севере появился новый соперник - Россия. В противостоянии с этими грозными противниками Иран потерял значительную часть своих владений. Казалось, страна находилась на краю гибели, но судьбу круто изменил талантливый полководец Надир-хан. Он отвоевал почти все утраченные территории и стал правителем Ирана под именем Надир-шаха (1736-1747). Его не случайно прозвали Завоевателем мира. Сам же Надир-шах расширил владения Ирана, присоединив к ним отдельные области (Индии, Средней Азии и Закавказья). Несметные богатства, захваченные в военных походах, Надир пускал на содержание армии и на личные нужды. Вопиющая роскошь двора соседствовала с ужасающей бедностью простонародья. Однако денег для выплат огромной армии-главной опоре шахской власти-все равно не хватало. Надир увеличил налоги, что вызвало повсеместное недовольство и многочисленные мятежи. Во время одного из них шаха убили. Государство Надира распалась на отдельные владения.

Работа с документом

Из мемуаров французского посла. XVIII в.

В 1741 г., прославленный и нагруженный богатствами, награбленными в Индии, Надир-шах прибыл в Дербент. Его войско, значительно возросло во время многочисленных походов, насчитывало 150 тыс. человек и состояло из отрядов индейцев, татар, узбеков и афганцев... персов было немного.

Он решил напасть на лезгин - народ, живущий в горах, и поэтому его трудно покорить... Горцы привычные к ограблений, почти все они мастерски владеют огнестрельным оружием и умело ведут мелкие бои. На вершинах недоступных утесов они расположили своих жен, детей и драгоценности и начали устраивать засады... снимать конвои, а одной ночи осмелились атаковать лагерь самого шаха. Застигнут врасплох, государь вынужден был отступить. Все его войско беспорядочно бежали, и победители приняли значительную добычу.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Соотнесите термины и понятия.

а) Султан 1) болгарские и сербские партизаны

б) Гайдуки 2) глава государства Османская империя

в) Янычары 3) воины-добровольцы, служившие только за военную добычу

г) Башибузуки 4) привилегированная пехота в турецкой армии

2. Соотнесите даты и события.

а) 1453 1) осада Вены

б) 1526 2) битва при Лепанто

в) 1529 3) взятия Константинополя

г) 1571 4) разгром турок под Веной

д) 1683 5) битва при Могаче, победа турецких войск

VI. Домашнее задание

Учебник п. 26 изучить.

Наши рекомендации