Внештатные сотрудники и организация их работы
Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан является институт внештатных сотрудников. Большую помощь оказывают внештатные: участковые инспектора, инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и другие.
Порядок подбора внештатные сотрудников, их оформления и работы с ними определен Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 года № 420. В качестве внештатных сотрудников могут привлекаться на добровольных началах граждане России не моложе 18 лет. Они должны положительно характеризоваться на производстве, по месту учебы и месту жительства, иметь, как правило, среднее или высшее образование и способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи.
Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений органов внутренних дел. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, подлежит изучению и проверке, в том числе на конкретных поручениях. О результатах изучения докладывается рапортом руководству органа внутренних дел о возможности или невозможности его оформления в качестве внештатного сотрудника.
К рапорту прилагаются: личное заявление кандидата с просьбой о зачислении внештатным сотрудником, автобиография, две фотографии размером 4 на 5 см, справка о результатах проверки по учетам органов внутренних дел, а при необходимости — характеристики-рекомендации с места работы либо учебы. Пенсионеры МВД, ФСБ, Министерства обороны по учетам органов внутренних дел не проверяются, если со дня их увольнения на пенсию прошло менее года. При рассмотрении вопроса о возможности привлечения к внештатному сотрудничеству этих лиц устанавливаются основания их увольнения.
Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника органа внутренних дел, в нем указывается и специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным сотрудником данного органа он закрепляется.
После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, которое подписывается: в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВД)— начальником структурного подразделения; в горрайлинорганах — начальником органа внутренних дел или его заместителем.
Внештатного сотрудника представляют личному составу подразделения или службы горрайлиноргана внутренних дел.
Руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб в работе с внештатными сотрудниками обязаны:
1) использовать помощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью привлечения их для выполнения отдельных мероприятий;
2) давать внештатным сотрудникам только конкретные поручения и инструктировать о способах их выполнения;
3) контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов;
4) участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;
5) обобщать и распространять опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию;
6) поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник милиции, за которым он закреплен, а в случае его отсутствия — сотрудник, выполняющий его обязанности;
7) при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания на основании статьи 128 УПК РСФСР может использовать помощь внештатных сотрудников для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Кроме того, для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатных сотрудников (с их согласия) в свободное от работы или учебы время в служебные командировки вместе с работниками милиции.
Сотрудникам органов внутренних дел запрещается:
1) поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию сотрудников милиции;
2) привлекать внештатных сотрудников к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности;
3) знакомить внештатных сотрудников с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
3. Частные детективные и охранные предприятия как субъекты правоохранительной деятельности
Кардинальные изменения в общественной жизни, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, в то же время создавались новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.
В складывающейся в России негосударственной системе обеспечения безопасности и борьбы с преступностью частные детективные и охранные предприятия играют все более активную роль. Они выступают в качестве одного из специализированных субъектов борьбы с преступностью и прежде всего как субъект предупредительной деятельности.
Сложившаяся в настоящее время негосударственная система обеспечения безопасности включает частные охранные и детективные предприятия, службы безопасности, учебные и консультативные организации по подготовке сотрудников для работы в подобных структурах, негосударственные аналитические центры, информационные службы, исследовательские организации. Их можно и следует рассматривать как субъекта, реально участвующего в борьбе с преступностью и, прежде всего, как субъекта общей организации борьбы с преступностью и предупредительной деятельности.
Частная охранная и детективная деятельность– это деятельность, направленная на оказание на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др. Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.
Осуществление указанной деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации[3]. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.
Правовой основой частной детективной и охранной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности»[4] и другие законы и правовые акты Российской Федерации.
Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.
Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии – 5 лет, в дальнейшем срок лицензии продлевается еще на 5 лет.
Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:
– защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;
– охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляется как физическими, так и техническими средствами. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;
– проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;
– консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
– обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения, которые имеют собственное наименование, действуют на основании устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:
– сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;
– сбор информации в предпринимательской деятельности;
– сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;
– поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью полиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями полиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями полиции.
На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.
Частные детективы и охранники могут, но не обязаны оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, за исключением случаев, когда они обязаны не скрывать от них ставшие известными факты готовящихся или совершенных преступлений (ст. 7 названного Закона). Такое содействие возможно на возмездной или безвозмездной основе, с заключением договора (соглашения об оказании содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка) или по устной договоренности.
Обращает на себя внимание, что в Законе употреблен термин «содействие», а не «взаимодействие», которые предполагает равноправные взаимоотношения между частными охранно-сыскными предприятиями и органами внутренних дел. Термин «содействие» введен, очевидно, не случайно, имея ввиду подчиненную по отношению к органам внутренних дел роль частных охранно-сыскных предприятий.
Вопросами организации взаимодействия органов МВД с общественными силами, обладающими реальным потенциалом правоохранительной направленности занимаются Координационные советы по взаимодействию с охранно-сыскными структурами.
Формы содействия могут быть различными: предоставление конфиденциальной информации, установление преступников, очевидцев преступления, совместное патрулирование, включенное в систему единой дислокации, где работники частных охранно-сыскных структур отмечены как приданные силы и т.п.
Частные охранные предприятия могут выделять сотрудников в территориальные подразделения милиции по месту своего нахождения для оказания помощи участковым уполномоченным, многие работники частных охранно-сыскных структур являются внештатными сотрудниками милиции. Появляются и новые, нетрадиционные формы взаимодействия между частными охранно-сыскными структурами и органами внутренних дел. Например, Частное охранное предприятие «Витес-Вак» Подольского района Московской области направляет в УВД кинологов со служебными собаками, обученными на обнаружение взрывчатых веществ.
Вместе с тем, еще не в полной мере реализуется потенциал для сотрудничества органов внутренних дел и частных охранно-сыскных структур в целях обеспечения общественной безопасности. В настоящее время, наиболее действенную помощь милиции оказывают, как правило, крупные частные охранно-сыскные структуры. Вместе с тем, необходимо обратить внимание и на небольшие организации, которые выпадают из зоны внимания.
Необходимо шире привлекать работников частных охранно-сыскных структур для работы в качестве внештатных сотрудников милиции. Привлечение для этой работы молодых частных охранников и детективов способно существенно облегчить изучение и подбор кадров для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. Поступление на службу в частные охранно-сыскные структуры сотрудников милиции, уволенных в запас (отставку) поможет скорейшей адаптации последних. Следует особо отметить, что использование опыта бывших сотрудников милиции, крайне полезно и для частных охранно-сыскных структур, где они продолжают работать.
При организации сотрудничества органов внутренних дел с частными охранно-сыскными структурами, возможно обучение охранников и детективов на базе образовательных учреждений системы МВД России; чтение лекций и проведение семинаров по наиболее актуальным вопросам их деятельности; совместное использование, в соответствии с законодательством, материально-технической базы органов внутренних дел.
Еще одной формой взаимодействия органов внутренних дел с частными детективными и охранными предприятиями является взаимный обмен информацией. Для этой формы взаимодействия необходимы регулярные встречи, совещания, подготовка совместных информационных материалов. Оперативное информирование сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности о совершенных преступлениях, угонах автотранспорта, приметах преступников и похищенного, ориентирование на установление лиц, совершающих преступления.
Частные охранно-сыскные структуры могут дополнить работу правоохранительных органов по следующим позициям:
1) Обеспечение правопорядка на территории, охраняемой на договорной основе с юридическими лицами или органами исполнительной власти и сокращение нагрузки на правоохранительные органы.
2) Участие в мероприятиях по обеспечению общественного порядка (совместные с милицией рейды, патрулирование улиц, жилых районов).
3) Информирование о совершенных и готовящихся преступлениях (особенно в сфере экономики), содействие в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых преступников, а также в розыске без вести пропавших лиц, утраченного имущества и денежных средств.
4) Содействие при проведении оперативных и следственных мероприятий (сохранение следов преступления, выявление очевидцев, участие в качестве понятых и т.д.).
5) Помощь в ситуациях экстремального характера (вспомогательных сил для оцепления и т.д.).
6) Участие в проведении профилактических мероприятий (лекции для населения, детские и юношеские школы, секции, услуги по правовому консультированию граждан и т.д.).
Как уже отмечалось, наиболее распространенной формой взаимодействия частных охранно-сыскных структур и милиции является совместное патрулирование, но возможны и другие формы взаимодействия, а именно:
1) Учет дислокации постов частных охранно-сыскных структур в интересах милиции (рассылка примет лиц, находящихся в розыске, сбор свидетельских показаний охранников в случае совершения преступления вблизи объектов охраны).
2) Привлечение экспертов из числа руководителей частных охранно-сыскных структур к разработке ведомственных документов, регламентирующих охранную деятельность.
3) Сбор и анализ информации о фактах практического участия сотрудников частных охранно-сыскных структур в содействии правоохранительным органам, фиксация таких фактов в официальной статистике милиции.
4) Привлечение сотрудников полиции к обучению частных охранников и детективов в рамках взаимодействия с правоохранительными органами.
5) Использование ведомственных средств массовой информации в освещении практики успешного взаимодействия частных охранно-сыскных структур и милиции.
6) Трудоустройство сотрудников органов внутренних дел, вышедших на пенсию в частные охранно-сыскные структуры (создание специализированной биржи труда).
7) Создание «горячей линии» для оперативного взаимного информирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация прямой связи дежурных частей частных охранных структур с дежурными частями территориальных органов внутренних дел.
Всякое взаимодействие предполагает, прежде всего, заинтересованность сторон в налаживании и поддержании взаимных контактов, а также наличие доверия друг к другу. На практике необходимо шире использовать экономические факторы и материальные стимулы в отношениях правоохранительных органов с частными сыскными и охранными структурами.
На сегодняшний день частные охранные предприятия и частные детективные организации по своей численности, используемым силам и средствам, интеллектуальному потенциалу и специальной подготовленности, уровню организованности, дисциплинированности и управляемости представляют собой действительно мощную силу, способную к выполнению целого ряда общественно полезных функций. Практика взаимодействия органов внутренних дел с частными детективными и охранными структурами в охране общественного порядка и предупреждении правонарушений, с учетом перемен, происходящих в стране, еще только формируется.