Конец процесса разрядки 451 3 страница
На вопрос, каким же он сейчас видит дальнейший курс президента Картера в советско-американских отношениях и в иранском вопросе, Вэнс ответил: вчера вечером, уже после объявления о принятии президентом моей отставки, я имел длительную беседу с Картером. У нас с президентом очень близкие личные отношения, ближе, чем у многих других членов кабинета. Хотя мой уход в отставку и не мог не наложить свой отпечаток на эти отношения, они все-таки остаются достаточно дружественными. Поэтому с президентом у меня был очень откровенный разговор.
СУГУБО
ДОВЕРИТЕЛЬНО
Я обратил внимание Картера, отметил он, на важность отношений с СССР. Особо указал ему на важность возобновления диалога с советским руководством, который сейчас оказался полностью взорванным. Конечно, до выборов при существующих очень сильных разногласиях между Вашингтоном и Москвой по ряду вопросов было бы трудно рассчитывать на достижение каких-либо серьезных договоренностей. Но взаимно держать руку на пульсе событий, особенно в период напряженности, чрезвычайно важно, чтобы не было каких-либо просчетов из-за незнания намерений друг друга.
Президент, по словам Вэнса, в принципе согласился с этим. Согласился он и с его предложением, чтобы канал связи с советским руководством осуществлялся через госсекретаря, а не через „сотрудников Белого дома". Не знаю, однако, добавил Вэнс с сомнением, будет ли это осуществляться на практике. (Я тоже не очень верил обещаниям Картера, которые он давал уходящему госсекретарю.)
Суммируя далее впечатления от своей последней беседы с президентом по иранскому вопросу, Вэнс сказал, что в предстоящие недели из Белого дома будут по-прежнему раздаваться время от времени „воинственные заявления" и угрозы применить силу против Ирана. Однако в Москве должны знать, заметил он, что это будет в основном риторика, ибо президент убедился теперь, что военный путь не приведет к решению проблем заложников.
Будет, к сожалению, и враждебная риторика в адрес СССР с учетом предвыборной кампании в США. Однако новых практических шагов, направленных на дальнейшее ухудшение отношений, судя по всему, предприниматься не будет. Так во всяком случае Вэнс понял президента. Но твердых гарантий на этот счет Вэнс дать не может. Картер слишком эмоционален и поддается влиянию со стороны.
Вэнс сказал, что будет постоянно жить в Нью-Йорке и вернется к прежней юридической практике. Он обещал Картеру, что готов негласно высказывать ему свою точку зрения 'по важнейшим вопросам международных отношений. Не знаю, добавил с горькой усмешкой уходящий госсекретарь, захочет ли, однако, президент интересоваться моим мнением в будущем.
Вэнс тепло отметил, что ценит деловое сотрудничество и хорошие личные отношения, которые установились у меня с ним в эти годы.
Поблагодарив, я искренне ответил ему тем же. С ним у меня действительно сложились дружественные отношения, хотя это и было непросто в период напряженности международных отношений. Пожалуй, в истории советско-американских отношений было немного госсекретарей, которые так добросовестно, без большого шума и рекламных жестов делали столь нужное дело, добиваясь выправления этих отношений.
Вскоре было объявлено о назначении новым госсекретарем сенатора Маски. Правда, пробыл он на этом посту недолго, менее года.
В эти же дни у меня был Уотсон, американский посол в Москве. Он прилетел всего на пару дней, чтобы разобраться, что послужило причиной ухода Вэнса. Сам Уотсон хотел подать в отставку вместе со своим другом Вэнсом, так как не видел для себя никаких перспектив для плодотворной работы в Москве.
Посол доверительно сообщил о трудностях, с которыми он сталкивается при установлении контактов в Москве: в связи с афганскими событиями
ДЖ.КАРТЕР: КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ
Белый дом запретил ему проводить какие-либо завтраки или ужины с высокопоставленными официальными лицами, если при этом к тому же участвуют несколько человек. Указанный „бойкот" не распространяется лишь на старших сотрудников МИД, с которыми посольство поддерживает рабочие контакты.
В конце концов, он согласился с просьбой Вэнса побыть на своем посту до конца года (т. е. до президентских выборов). Вэнс опасался, что смена доброжелательного Уотсона каким-либо ставленником Белого дома может еще больше ухудшить отношения.
Бывший госсекретарь Вэнс пригласил меня с женой (8 июня) к себе домой на семейный прощальный ужин. После ужина мы уединились с ним для беседы. В целом это было взаимное признание в дружественных чувствах и доверительных отношениях, которые сложились между нами. Мне, откровенно говоря, было действительно жаль, что человек такого калибра покидает администрацию США в сложный период.
Мне бросилось в глаза, что по ходу беседы Вэнс практически - причем отнюдь не из вежливости - не возражал против нашей критики в адрес администрации, а порой и соглашался с этой критикой. Он не скрывал своего критического отношения к курсу, которому следует Картер в советско-американских делах, хотя и избегал прямо называть его по имени.
Судьба советско-американских отношений очень тревожила Вэнса. Вначале - с осени прошлого года - ему казалось, что тактика Белого дома в этой области в значительной степени временно окрашивалась предвыборными соображениями: президент считал, что в сложившейся обстановке антисоветская риторика поможет его кампании. Однако сейчас Вэнс пришел к выводу, что дело обстоит сложнее, ибо речь идет, по существу, об отказе от политики диалога и договоренности с СССР и переходе к длительной конфронтации с ним. Короче, и после выборов, если победит Картер, эта политика сохранится, во всяком случае пока советские войска находятся в Афганистане. Так по крайней мере в своем окружении президент излагал позицию администрации в отношении СССР.
Я, продолжал мой собеседник, разумеется, не одобряю ввод советских войск в Афганистан. Но я реалист, ибо бывают ситуации, когда великая держава не может поступить иначе. Значит, надо искать взаимные пути выхода, а не проводить курс голой конфронтации.
Бывший госсекретарь согласился, что политика администрации в отношении Пекина является, пожалуй, одним из наиболее опасных элементов ее нынешнего внешнеполитического курса. Вначале эта политика разрабатывалась не как самостоятельный элемент внешней политики США, а проводилась под углом зрения ответного „раздражителя в отношении русских" в качестве реакции на „их экспансию в Африке и Азии". Теперь это становится курсом политики.
Использование „китайской карты" против СССР президенту казалось полезным и с точки зрения предвыборной кампании, в которой вообще - в силу известных причин - преобладают враждебные СССР тона. Однако Вэнса с самого начала беспокоило, как бы эта „китайская карта" из области эмоций, как двигателя такой политики, не перешла в область продуманной долгосрочной политики США, которая сохранится и после выборов. Пока Вэнс был госсекретарем, он, по его словам, постоянно предупреждал президента против опасности такого курса, ибо китайцам доверять нельзя. Президент вроде соглашался с ним, проявляя некоторую
СУГУБО ДОВЕРИТЕЛЬНО
сдержанность. Сейчас, наблюдая за быстрым сближением Вашингтона с Пекином, Вэнс больше не уверен, что президент будет проявлять сдержанность в этом вопросе, в том числе в военном и в политическом сотрудничестве.
Насколько я знаю, добавил он, даже в самые лучшие времена разрядки не существовало такого широкого и доверительного обмена мнениями между СССР и США по политическим и военным вопросам, которые сейчас складываются между США и Китаем. Это тревожит меня, тем более что и в этом случае некоторые его помощники (Бжезинский) убедили президента в том, что такая линия обещает наибольший успех в афганских делах.
Касаясь договора об ОСВ-2, Вэнс выразил серьезные опасения, что если в 1980 году договор не будет ратифицирован - а дело идет к этому, - то он вообще повиснет в воздухе. Потребуются дополнительные переговоры, а они могут затянуться надолго. Он заявил, что считает подписание договора одним из главных достижений на посту госсекретаря.
Отметив, что он возвращается в свою прежнюю юридическую фирму, Вэнс пошутил, что теперь переходит из „профсоюза низко оплачиваемых" министров иностранных дел в категорию „солидных людей". Зарабатывать Вэнс сейчас будет раза в три-четыре больше, чем на посту госсекретаря, где его годовая зарплата составляла 67 тыс. долларов.
Расстались мы с ним очень тепло. Он был и остается человеком широких взглядов, что особенно важно в вопросах внешней политики. Впрочем, ему было нелегко в обстановке жесткой внутриполитической борьбы и интриг, характерных - как он сам признавал - для Вашингтона.
Встречи с новым госсекретарем Маски
Первая встреча Громыко с новым госсекретарем Маски состоялась (16 мая) в Вене в связи с 25-й годовщиной подписания Государственного договора, восстановившего независимость Австрии.
Свои впечатления от встречи с Маски Громыко позже характеризовал на Политбюро как еще одно подтверждение того, что администрация Картера ведет дело к усилению напряженности в мире, обострению советско-американских отношений и углублению расхождений между СССР и США по проблеме ядерного оружия.
В сложившейся ситуации в Москве стали активно обсуждать, как путем компромисса найти выход из тупика, в котором оказались переговоры по ограничению ядерных вооружений в Европе в связи с американскими планами развертывания там ядерных ракет средней дальности. Характерно, однако, что главный вопрос, который ставил Картер - вывод советских войск из Афганистана, - по-прежнему активно не обсуждался в то время в советском партийном и государственном руководстве. Хотя именно это способствовало углублению кризиса в наших отношениях.
Госсекретарь Маски, когда мы встретились после его беседы с Громыко в Вене, сказал, что по возвращении в Вашингтон он долго размышлял над содержанием этой беседы и решил написать личное письмо Громыко, которое он послал через посла Уотсона.
Маски надеялся, что это письмо даст толчок движению, хотя ничего конкретного не предлагал в нем. Тем не менее „выразил разочарование", что реакция Громыко была сдержанной.
ДЖ.КАРТЕР:
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ
На прямой вопрос, что же все-таки нового в американской позиции надо усматривать в его письме на имя Громыко, Маски после некоторого раздумья сказал, что, пожалуй, правильнее смотреть на его письмо как на сведение воедино американской позиции.
Дальнейший разговор - в основном по афганской тематике, - как и можно было ожидать, ничего нового не дал. Позиции сторон были слишком далеки друг от друга.
Приход Маски на пост госсекретаря не внес никаких новых изменений, хотя сам он, судя по всему, по своим общим взглядам и настроениям был ближе к Вэнсу, чем к Бжезинскому. По разным каналам к нам в посольство поступали сведения, что Маски с самого начала пытался поднять роль госсекретаря в противовес влиянию помощника президента по национальной безопасности. Однако эти усилия не нашли поддержки у Картера, и положение мало изменилось.
Когда Бжезинский был у меня на обеде - мы обсуждали состояние советско-американских отношений в связи с моим предстоящим отъездом в отпуск, - то он заявил, что, по мнению администрации, наши отношения продолжают ухудшаться, и если дело будет идти так и дальше, то 80-е годы станут периодом дальнейшего обострения этих отношений, своего рода возвратом „к периоду 1947-1955 годов, но более опасным", поскольку мощь обеих стран о тех пор неизмеримо возросла. Вопрос стоит так: найдут ли оба правительства „силу и мужество", чтобы преодолеть существующие весьма серьезные разногласия.
В ходе беседы, как бы обращаясь к Москве от имени Картера (но не говоря этого прямо), Бжезинский высказал главную мысль, что для советско-американских отношений все же было бы лучше, если бы в Белом доме остался Картер, а не пришел Рейган.
На вопрос, чем конкретно он может подтвердить такое мнение, Бжезинский в основном сослался на готовность Картера продолжать переговоры по контролю над вооружениями и противопоставил этой позиции „чрезмерные запросы" Рейгана в области военных ассигнований, ведущие „к безудержной гонке вооружений", его давнюю враждебность к СССР. Впрочем, говорил он все это не особенно убедительно.
Новая ядерная стратегия Картера
Тем временем администрация Картера усиливала напряженность не только политическую, но и военную. 6 августа пресса сообщила, основываясь на явно умышленной утечке информации из Белого дома, об утверждении Картером „новой ядерной стратегии".
Эта стратегия, изложенная в секретной президентской директиве № 59 от 25 июля, исходила из возможности не обязательно скоротечной ядерной войны с использованием всех ядерных арсеналов конфликтующими державами, а из продолжительной ядерной войны, когда ядерные удары сначала могут наноситься по военным объектам СССР, в то время как ракеты будут по-прежнему нацелены на его города. Это подавалось как внесение элементов гибкости в стратегию ядерного сдерживания, но фактически подтверждалась концепция ядерной войны с СССР, несмотря на декларацию, взаимно принятую во время президентства Никсона.
СУГУБО
ДОВЕРИТЕЛЬНО
Через несколько дней Картер подписал еще две директивы, содержавшие планы перемещения военных и гражданских руководителей из Вашингтона в период кризиса в убежища для высокопоставленных лиц и защищенные помещения для важнейшего технического оборудования. Предусматривалась также мобилизация частных компаний и их средств связи для передачи военной информации „в период крупномасштабной войны". Сообщалось, что дважды были проведены специальные учения, в ходе которых президент был вывезен на вертолете из Белого дома на авиабазу „Эндрюс", где находился самолет „Боинг-747", который служил президентским командным пунктом в воздухе на случай войны. А всего Картер-Бжезинский подготовили пять новых директив по ядерной войне: № 18,41,53,58, 59.
По словам газеты „Нью-Йорк тайме", все эти новые директивы и шаги „представляют собой часть усилий администрации, направленных на повышение уровня ядерного устрашения путем демонстрации Советскому Союзу, что Вашингтон в состоянии выдержать продолжительный ядерный конфликт". По существу же, нагнетался военный психоз.
В этой атмосфере определенную опасность представляли отдельные инциденты. В июне американская система раннего предупреждения дважды подавала сигнал „о советской ядерной атаке". Ошибка была вызвана неисправностью компьютера. Громыко сделал по этому поводу специальное представление послу Уотсону, в котором выражалась „глубокая озабоченность" этими фактами, поскольку они вызвали приведение „в состояние повышенной боевой готовности стратегических сил США".
В целом можно сказать, что изначальная формула Картера „сотрудничество или конфронтация" остановилась на отметке „сдерживание и конфронтация". Этот курс подкреплялся общим быстрым ростом военного бюджета администрации. Такова была метаморфоза или эволюция Картера как президента.
Иными словами, демократ Картер оставил республиканцу Рейгану солидное наследство в отношении планов ядерной конфронтации. Москва принимала свои меры и контрмеры. Подлинная безопасность и здравый смысл в отношениях двух сверхдержав явно проигрывали.
Политбюро оценивает положение в США. Предложения по евроракетам
В середине августа Политбюро специально рассмотрело предвыборное положение в США и дало следующую оценку: наступает решающий период борьбы между Картером и Рейганом. В настоящий момент ни один из них не имеет явного преимущества, и вопрос, кто победит, будет, судя по всему, оставаться открытым до самых выборов.
Отмечая, что в период до выборов во внешней политике американской администрации не только сохранятся, но, возможно, даже усилятся присущие ей негативные элементы, Политбюро тем не менее считало, что в этих условиях не следует по своей инициативе прерывать диалог с американцами, допускать дальнейшее ухудшение советско-американских отношений; следует сохранить определенные заделы на будущее, разумеется, не поступаясь при этом нашими интересами и позициями. В случае проявления заинтере-
ДЖ.КАРТЕР:
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ
сованности к контактам с нами со стороны окружения Рейгана или его лично от таких встреч уклоняться не надо.
Следует продолжать давать принципиальную оценку, а при необходимости - аргументированный отпор неприемлемым для нас высказываниям Картера и Рейгана, в частности по вопросам военной политики, не переходя при этом на личности. С другой стороны, не следует проходить и мимо возможных позитивных заявлений кандидатов, делая акцент на необходимости подкрепления таких заявлений практическими делами.
Соответствующие указания были даны и нашему посольству в Вашингтоне.
Из всего комплекса проблем, определявших в тот период состояние советско-американских отношений, планы размещения в Западной Европе американских ракет средней дальности вызывали наибольшую озабоченность в Москве. Даже для тех членов Политбюро, кто не был искушен в военных вопросах, становилось ясно, что осуществление таких планов усиливало угрозу территории непосредственно самого Советского Союза без адекватной ответной угрозы США со стороны СССР. При этом „подлетное время" таких ракет до СССР и Москвы сокращалось бы раза в 3-4.
Поэтому Москва предприняла еще одну попытку начать переговоры с США. В письме, переданном Картеру в конце августа, Брежнев повторил советское предложение сократить количество ракет средней дальности, уже развернутых в западных областях СССР, если в Западной Европе не будет дополнительно размещаться оружие этой категории. Для этого надо восстановить положение, которое существовало до декабрьской сессии Совета НАТО. СССР готов пойти и на второй вариант, при котором вопросы, касающиеся средних ракет в Европе, были бы предметом не отдельных переговоров, а обсуждались в рамках переговоров ОСВ-3 после вступления в силу договора об ОСВ-2, отмечалось в письме.
Далее в нем указывалось, что, не снимая своих прежних предложений, советское руководство в ходе недавних бесед в Москве с канцлером ФРГ Шмидтом высказалось за начало переговоров, на которых одновременно и в органической связи обсуждались бы как ядерные средства средней дальности в Европе, так и американские ядерные средства передового базирования.
Начать соответствующие переговоры, писал Брежнев, мы могли бы уже сейчас, но к реализации возможной договоренности следует приступить лишь после ратификации договора об ОСВ-2. Поскольку с американской стороны до сих пор нет никакого ответа, у нас не может не создаться впечатление, что правительство США взяло курс на затяжку начала переговоров. Между тем имеющаяся, на наш взгляд, возможность найти взаимоприемлемое решение может оказаться упущенной, перехлестнутой развитием событий.
Но поезд, как говорится, уже ушел. После решения НАТО в декабре 1979 года о развертывании новых американских ракет в Европе (и когда началось уже их размещение) Картер не собирался идти на какие-то компромиссы с Брежневым, тем более в условиях конфронтации из-за Афганистана.
Поэтому на встрече Громыко с Маски (25 сентября) в Нью-Йорке в ходе сессии ООН единственным практическим результатом их беседы была договоренность - как обоюдная дань общественному мнению - о начале новых переговоров по ограничению ядерных вооружений в Европе. Было решено, что представители СССР и США встретятся в Женеве в середине
сугубо
ДОВЕРИТЕЛЬНО
октября для обсуждения этих вопросов (с 17 октября по 17 ноября в Женеве прошел первый раунд таких переговоров; они помогли лучше уяснить позиции друг друга, но не сблизить их).
Показателем плохого состояния советско-американских отношений было и то, что Громыко не получил на этот раз традиционного приглашения приехать в Вашингтон для встречи с президентом.
Бжезинский излагает „сценарий" Белого дома
Между тем администрация делала как бы заявку в плане возможности выправления советско-американских отношений после выборов, если у власти останется Картер. Именно об этом неожиданно заговорил Бжезинский, когда был у меня на обеде за две недели до президентских выборов. Делалось ли это в расчете на какие-то позитивные жесты Москвы накануне выборов, что могло бы повлиять на их исход, или это было фактически признанием администрацией факта, что политика конфронтации с СССР заходит в тупик? Трудно тут дать однозначный ответ. Однако в любом случае это звучало довольно примечательно, особенно в устах Бжезинского.
Утверждение Бжезинского, уверявшего, что они хотят „дать старт" процессу постепенной нормализации отношений, касалось трех направлений, наиболее важных, по его мнению, для такого процесса.
Помощник президента считал, что продолжение переговоров по ограничению стратегических вооружений является основным звеном, взявшись за которое можно вытащить всю цепь советско-американских отношений.
Бжезинский высказал также мнение, что ирано-иракский конфликт грозит превратиться в длительную войну на истощение. А она может закончиться внутренним взрывом в одной из воюющих стран и дезинтеграцией существующих режимов с катастрофической дестабилизацией положения во всем районе, сказал он. Если же наступит развал одного из воюющих государств, то очень важно будет сохранить взаимопонимание между СССР и США, чтобы никто не поддался искушению получить одностороннюю выгоду в такой сумятице.
Третьим важным направлением после выборов оставался, по словам помощника президента, афганский вопрос. Им впервые было заявлено, что США „не связывают" его с переговорами по стратегическим вооружениям, которые должны будут продолжаться. Но нерешенность этого вопроса неизбежно продолжает влиять на другие аспекты наших отношений.
Он сказал также, что они „не настаивают" на замене в Афганистане Кармаля и его режима, хотя и продолжают считать, что его уход на какой-то „почетный пост" и. приход другого лица ускорили бы урегулирование афганской проблемы.
В целом вся эта „программа из 3 направлений" достаточно четко определяла круг стратегических устремлений США. Во второй срок Картер, утверждал его помощник, хотел бы успеть вновь вернуть отношения с СССР в нормальное русло. Для этого было бы хорошо „закрыть" афганский вопрос в течение первого года второго президентства Картера. Однако американские военные эксперты единодушны в своих предсказаниях, что СССР сможет вывести свои войска не ранее, чем через 2 или 3 года, т. е. фактически лишь к концу правления Картера, когда у последнего останется не так уж много возможностей для серьезных действий в отношениях с СССР.
ДЖ.КАРТЕР:
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ
Это беспокоит администрацию с точки зрения перспектив отношений двух стран.
Бжезинский бегло коснулся разных „сценариев", но в них фактически везде исподволь присутствовала одна мысль: вывод советских войск из Афганистана не должен затягиваться на два-три года. Если СССР опасается за судьбу режима Кармаля, то для охраны существующего режима (при условии, что он возьмет на себя обязательства неприсоединившейся страны), видимо, потребуется на какое-то время присутствие войск ООН или войск нейтральных стран по выбору Кабула (если советские войска будут готовы уйти в течение одного года).
Оглядываясь назад, я должен признать, что примерная схема урегулирования афганского конфликта, изложенная Бжезинским, заслуживала с нашей стороны более внимательного рассмотрения. Она могла бы дать старт переговорам. Однако Москва верила еще в возможность победы режима Кармаля. Да и перспектива какой-либо договоренности лично с Картером по Афганистану после всех его акций против СССР никак не импонировала руководящим кругам в Кремле, да и просто не верилось в нее.
Бжезинский далее затронул вопрос об отношении к странам „третьего мира". Он утверждал, что Белый дом сейчас избавился от тезиса, которого многие годы придерживалась американская дипломатия, будто во всех неблагоприятных для США событиях в указанных странах „обязательно замешан СССР". Он привел пример: события в Никарагуа или в Сальвадоре.
Я приветствовал это признание помощника президента, заметив, что лучше сделать это поздно, чем никогда.
В отношении Китая он сказал, что Вашингтон и дальше будет развивать с ним взаимовыгодные отношения, но они не собираются продавать ему чисто военное снаряжение. „Не может быть и речи о заключении какого-либо американо-китайского военного союза".
В целом Бжезинский прямо не противопоставлял Рейгана Картеру, но общий смысл его высказываний за две недели до выборов по существу впервые ясно сводился к тому, что при втором сроке президента Картера советско-американские отношения можно будет все же выправить, хотя это окажется нелегким делом. При этом подразумевалось, что Москва тем временем не предпримет ничего, что могло бы ухудшить предвыборное положение Картера.
Киссинджер - посланец Рейгана
В это же время в преддверии выборов своеобразную заявку в плане перспектив развития советско-американских отношений в случае победы Рейгана сделал сам претендент в президенты от республиканской партии через Киссинджера. Бывший госсекретарь, с которым я поддерживал дружеские отношения, посетил меня 22 октября. Киссинждер сказал, что пришел с ведома Рейгана, с которым он накануне имел длительную беседу наедине. По его словам, республиканцы уверены в победе, хотя побаиваются какой-нибудь неожиданности в последние дни, которая могла бы сильно помочь Картеру, например, решение вопроса о заложниках. Рейган согласен с соображениями Киссинджера, что следует развивать отношения с СССР в случае его победы. Он хотел бы, чтобы об этом было негласно передано в Москву.
сугубо
доверительно
Рейгану как будущему президенту, сказал далее Киссинджер, нельзя вести дела с СССР по сценарию, который вытекает из его нынешних выступлений. Это привело бы лишь к постоянной напряженности в отношениях с Москвой, чреватой внезапными крупными кризисами, которые могли бы охватить многие районы мира и вызвать обострение отношений США с их союзниками, особенно в Европе, которые хотели бы поддерживать нормальные отношения с Москвой. Советское руководство не запугаешь, особенно если это касается вопросов, которые оно рассматривает как жизненно важные для себя. В то же время оно понимает и наиболее важные интересы США, хотя публично может этого и не признавать. Поэтому новому президенту важно достаточно четко очертить пределы, за которые нельзя переступать. Важно, чтобы и Москва знала пределы, за которыми лежат действительно важные, а не пропагандистские интересы США.
С этой целью он рекомендовал Рейгану, в случае его победы, в период между ноябрем и серединой января, пока у власти все еще находится Картер, послать в Москву своего личного доверенного представителя. Этот представитель в течение 3-4 дней провел бы ряд встреч, имея в виду не столько фиксировать и замораживать разногласия (они, конечно, будут), но и наметить области, где оба правительства могли бы, не теряя времени „на разгон", приступить к поискам договоренностей или взаимопонимания. Очень важно наметить общий курс действий в области возможных дальнейших переговоров по ОСВ. Это - главное направление. В разговоре с Рейганом не обсуждалась конкретная кандидатура для этой поездки. Киссинджер вместе с тем как бы вскользь заметил, что если бы Рейган остановил свой выбор на нем, то он, скорее всего, согласился бы. Важно затем установить постоянный доверительный канал между Рейганом и Брежневым, как это было при Никсоне.
В заключение Киссинджер вновь отметил, что обо всем этом с прямого согласия Рейгана можно информировать Москву. Но он оговорился, что это еще не означает начала прямого диалога с Рейганом. Надо еще дождаться выборов. Даже после победы Рейгана Киссинджер хотел бы еще раз убедиться .в том, что Рейган не намерен вносить серьезных коррективов в отношении всего сказанного выше. Он отметил, что снова свяжется со мной после выборов.
Видно было, что Киссинджер готов был снова выйти на арену большой политики. Причем не прочь был создать впечатление, что он сейчас „вхож" к Рейгану. Вместе с тем чувствовалось, что до конца в расположение Рейгана, его готовности следовать рекомендациям бывшего госсекретаря он, как умный человек, еще не верит и на всякий случай" „страхуется" перед нами.
Бжезинский: „Я не хуже Киссинджера"
Буквально за несколько дней до выборов у меня снова побывал Бжезинский. Он признал, что Картер потерял преимущество, которое у него было в борьбе с Рейганом и которое, как надеялись в Белом доме, сохранится до дня выборов, 4 ноября.
В ходе беседы Бжезинский несколько неожиданно завел разговор о себе и об отношении к нему лично в Советском Союзе. Он сказал, что многие из видных американцев, возвращающихся из поездки в СССР, где имели
ДЖ.КАРТЕР:
КОНЕЦ ПРОЦЕССА РАЗРЯДКИ
неофициальные беседы с советскими представителями, отмечали, что их собеседники резко критиковали его личную позицию в отношении СССР. Объясняли это якобы тем, что „он поляк, а от поляка трудно ждать каких-либо дружественных заявлений в отношении русских". От себя он добавил, что даже великий русский поэт Пушкин придерживался подобных антипольских взглядов.
По его словам, история действительно внесла немало сложностей в отношения между поляками и русскими, от этого трагического прошлого полностью не удалось еще избавиться. Возможно, подсознательно оно осталось и у него. Однако сознательно он убежден в другом: национальная судьба поляков все же неразрывно связана с СССР, с Россией. В контексте борьбы немцев за объединение Германии у Польши нет других исторических перспектив, как союз с Москвой, ставка на ее помощь. Без этого немцы сомнут Польшу. В этом он убежден, и, как „бывший поляк", он не видит другой альтернативы для Польши. Разумеется, мне далеко не все нравится в СССР и в его политике, добавил он*.