II. Имперское законодательство
2. На протяжении ... союзной территории империя пользуется правом законодательствовать, применяясь к содержанию этой конституции.... Имперские законы имеют преимущество перед законами областными[15] ....
4. Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования... сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми и недвижимыми ценностями.
4) Общие определения о банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания... и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги ... и пути сообщения: водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф ...
13) Общее законодательство о гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов).
5. Имперское законодательство выполняется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и в другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, ... голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства.
Ill. Союзный совет
6. Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза...
7. Союзный совет постановляет решения:
1) О предложениях, вносимых в рейхстаг, и о принятых последним решениях;
2) Об административных предписаниях и инструкциях, необходимых для проведения имперских законов, поскольку они не определены прямо каким-либо имперским законом;
3) О недостатках, которые выступают при исполнении имперских законов ....
IV. Президентство
11. Президентство в союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора. Император является представителем империи в международных отношениях; от имени империи объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитует их, принимает послов.
Для объявления войны от имени империи требуется согласие союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы.
12. Император созывает, открывает, отсрочивает и закрывает союзный совет и рейхстаг.
15. Председательство в союзном совете и руководство его делами принадлежат имперскому канцлеру, который назначается императором.
17. Императору принадлежит выработка и публикация имперских законов и надзор за исполнением последних.
Постановления и распоряжения императора издаются от имени империи и нуждаются для законной силы в подписи имперского канцлера, который этим принимает на себя ответственность.
18. Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении.
19. Если государства, являющиеся членами союза, не выполняют согласных с конституцией союзных обязанностей, они могут быть принуждаемы к тому посредством экзекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом и приводится в исполнение императором.
V. Рейхстаг
20. Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов.
22. Прения в рейхстаге происходят публично. Согласное с истиной изложение прений, происходящих в публичных заседаниях рейхстага, остается свободным от всякой ответственности.
23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать союзному совету и имперскому канцлеру.
24. Законодательный период рейхстага продолжается 3 года. Для роспуска рейхстага в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии императора.
26. Без согласия рейхстага отсрочка его заседаний не должна превышать 30-дневнего срока и не может быть повторена в ту же самую сессию.
28. Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов. Для законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов.
29. Члены рейхстага суть представители всего народа и не связаны никакими поручениями и инструкциями.
32. Члены рейхстага не получают как таковые никакого жалования или вознаграждения.
XI. Военное дело империи
57. Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заменить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности.
59. Каждый немец, способный носить оружие, принадлежит в течение 7 лет, по общему правилу, от 20 до 28 лет от роду к составу армии. Первые три года он находится под знаменем, а четыре остальные - в резерве.
61. После обнародования этой конституции во всей империи немедленно должно быть введено общее прусское военное законодательство ....
63. Общая военная сила страны составляет единую армию, которая в военное и в мирное время подчинена императору ....
64. Все германские войска обязаны безусловно следовать приказаниям императора. Эта обязанность входит в военную присягу …
68. Император может объявить каждую часть союзной территории на военном положении, если что-либо угрожает общественной безопасности ...
XII. Финансы империи
70. Для покрытия общих расходов служат, прежде всего общие доходы от налогов и пошлин, от железных дорог, почт, телеграфов и др. учреждений. Если расходы не покрываются этими доходами, то канцлер империи для пополнения бюджетной суммы назначает подати с отдельных союзных государств, пропорциональные их населению ....
72. Имперский канцлер ежегодно представляет союзному совету и рейхстагу в качестве оправдательного документа отчет об употреблении всех доходов империи.