II. Имперское законодательство

2. На протяжении ... союзной территории империя пользуется правом законодательствовать, применяясь к содержанию этой конституции.... Имперские законы имеют преимущество перед законами областными[15] ....

4. Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования... сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми и недвижимыми ценностями.

4) Общие определения о банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания... и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

8) Железные дороги ... и пути сообщения: водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.

10) Почта и телеграф ...

13) Общее законодательство о гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

16) Определения о прессе и о праве общения (союзов).

5. Имперское законодательство выполняется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и в другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, ... голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства.

Ill. Союзный совет

6. Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза...

7. Союзный совет постановляет решения:

1) О предложениях, вносимых в рейхстаг, и о принятых последним решениях;

2) Об административных предписаниях и инструкциях, необходимых для проведения имперских законов, поскольку они не определены прямо каким-либо имперским законом;

3) О недостатках, которые выступают при исполнении имперских законов ....

IV. Президентство

11. Президентство в союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора. Император является представителем империи в международных отношениях; от имени империи объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитует их, принимает послов.

Для объявления войны от имени империи требуется согласие союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы.

12. Император созывает, открывает, отсрочивает и закрывает союзный совет и рейхстаг.

15. Председательство в союзном совете и руководство его делами принадлежат имперскому канцлеру, который назначается императором.

17. Императору принадлежит выработка и публикация имперских законов и надзор за исполнением последних.

Постановления и распоряжения императора издаются от имени империи и нуждаются для законной силы в подписи имперского канцлера, который этим принимает на себя ответственность.

18. Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении.

19. Если государства, являющиеся членами союза, не выполняют согласных с конституцией союзных обязанностей, они могут быть принуждаемы к тому посредством экзекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом и приводится в исполнение императором.

V. Рейхстаг

20. Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов.

22. Прения в рейхстаге происходят публично. Согласное с истиной изложение прений, происходящих в публичных заседаниях рейхстага, остается свободным от всякой ответственности.

23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать союзному совету и имперскому канцлеру.

24. Законодательный период рейхстага продолжается 3 года. Для роспуска рейхстага в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии императора.

26. Без согласия рейхстага отсрочка его заседаний не должна превышать 30-дневнего срока и не может быть повторена в ту же самую сессию.

28. Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов. Для законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов.

29. Члены рейхстага суть представители всего народа и не связаны никакими поручениями и инструкциями.

32. Члены рейхстага не получают как таковые никакого жалования или вознаграждения.

XI. Военное дело империи

57. Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заменить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности.

59. Каждый немец, способный носить оружие, принадлежит в течение 7 лет, по общему правилу, от 20 до 28 лет от роду к составу армии. Первые три года он находится под знаменем, а четыре остальные - в резерве.

61. После обнародования этой конституции во всей империи немедленно должно быть введено общее прусское военное законодательство ....

63. Общая военная сила страны составляет единую армию, которая в военное и в мирное время подчинена императору ....

64. Все германские войска обязаны безусловно следовать приказаниям императора. Эта обязанность входит в военную присягу …

68. Император может объявить каждую часть союзной территории на военном положении, если что-либо угрожает общественной безопасности ...

XII. Финансы империи

70. Для покрытия общих расходов служат, прежде всего общие доходы от налогов и пошлин, от железных дорог, почт, телеграфов и др. учреждений. Если расходы не покрываются этими доходами, то канцлер империи для пополнения бюджетной суммы назначает подати с отдельных союзных государств, пропорциональные их населению ....

72. Имперский канцлер ежегодно представляет союзному совету и рейхстагу в качестве оправдательного документа отчет об употреблении всех доходов империи.

Наши рекомендации