Другие основания классификации групп
Кроме того, социальные группы могут различаться:
— по количеству людей
группаможет включать в себя как двух индивидов (диада), так и многочисленное объединение (массовое политическое движение);
— по времени существования:
существование группы может быть ограничено сравнительно коротким временем (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и может сохранять устойчивость на протяжении целых столетий (нации, классы);
— по плотности связи:
различаюттесно сплоченные коллективы (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив) и аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды и т.п.).
— по форме образования:
Складывание групп может подчиняться известным правилам и нормативам (штаты формальных объединений), не подчиняться никаким установлениям, происходить стихийно, и вместе с тем существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно самими людьми (семья, партия, спортивный клуб).
Функции социальной группы
Первой из социальных групп, с которой сталкивается человек, становится его семья. Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития. Никакие приюты и госпитали не могут заменить контакт с родителями, и пагубно влияют на детей; даже при добросовестном отношении к делу в них наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они отстают в своем физическом и умственном развитии.
Функции группы. Смелзер (США) выделил следующие функции группы: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.[162]
Социализация.
Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности — от законов до неписаных правил хорошего тона, — регулируют поступки и стремления людей.
Известно, что культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению, она создается, ей обучаются. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Ниже будет показано, что любая группа формируется как маленькая модель всего социума. Поэтому вхождение в нее, освоение ее структуры, системы связей, образующих ее целостность, системы ее ценностей, распределение ролей, усвоение норм и правил, регулирующих поведение ее элементов и ее развитие как целого, закладывает основы социализации. Без этого адаптация человека к жизни всего социума невозможна.
Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.
Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
Ярким примером поддерживающей функции может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что, на миру и смерть красна.
БОЛЬШИЕ ГРУППЫ
Виды больших групп
Большие группы (массовые общности) часто настолько многочисленны, что ее члены не знают друг друга и контакты между ними не могут совершаться непосредственно. Они могут включать разные категории лиц, охватывать десятки тысяч, иногда миллионы членов. Наглядными примерами служат классовые, религиозные, этнические и другие общности, которые объединяют огромные массы членов, разбросанные на обширной территории.
В связи с этим групповое сознание, внутренняя сплоченность, организованность, структурированность, наличие распределенных форм деятельности, которые закрепляются обычаями, традициями, установлениями, в больших группах неодинаковы.
В зависимости от критерия, лежащего в основе объединения, можно выделить:
1. Общности, складывающиеся на основе особой культурно-исторической самобытности (племя, народность, нации).
2. Общности, формирующиеся на основе отношения к собственности (социальные классы, социальные слои).
3. Общности, образуемые по месту в общественном разделении труда (профессиональные категории).
4. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион).
5. Общности, для которых характерно единство цели или системы ценностей (партия, религиозные объединения).
Выделяются и другие типы общностей. В целом социальные группы отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.
Этнические группы
Этнические группы выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.
Началом развития этнических групп был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного развития переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.
Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.
Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов и моногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.
Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.
Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или растения — кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось — вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).
Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов.
Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.).
Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объединению их в народности.
Народность — это большая этническая и социальная группа, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Народности начинают возникать в рабовладельческую эпоху, этот процесс продолжает осуществляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. При этом некоторые народности из-за своей малочисленности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию.
Нация — это историческая общность людей. Она и осознает себя как единое образование, сквозящее во времени. Нация начинает собирать свою историю и культивировать древность своих институтов.
В качестве основы выделения нации принимается: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.
Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.
Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во-первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, Т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидарности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям.
Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступают источником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этим социологов особо привлекает к себе изучение национализма.
Национализм — это признание национального превосходства и национальной исключительности своей нации, приписывание ей исключительной исторической миссии (избранная нация), нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе или стремление не смешиваться с другими народами.
Если национализм связывают с расизмом, то признается, что указанная нация, в силу превосходства своей расы, избрана для выполнения особой миссии, например, национализм гитлеризма был обоснован расистской доктриной. Бывает, что национализм обосновывается при помощи религии, тогда утверждается, что данная нация избрана Богом для выполнения особой миссии.