Другие основания классификации групп

Кроме того, социальные группы могут различаться:

— по количеству людей

группаможет включать в себя как двух индивидов (диада), так и многочисленное объединение (массовое полити­ческое движение);

— по времени существования:

существование группы может быть ограничено сравнительно коротким временем (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и может сохранять устойчивость на протяжении целых столетий (нации, классы);

— по плотности связи:

различаюттесно сплоченные коллек­тивы (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив) и аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды и т.п.).

— по форме образования:

Складывание групп может подчиняться известным правилам и нормативам (штаты формальных объединений), не подчиняться никаким установлениям, происходить стихийно, и вместе с тем существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно самими людьми (семья, партия, спортивный клуб).

Функции социальной группы

Первой из социальных групп, с которой сталкивается человек, становится его семья. Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития. Никакие приюты и госпитали не могут заменить контакт с родителями, и пагубно влияют на детей; даже при добросовестном отношении к делу в них наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они отстают в своем физическом и умственном развитии.

Функции группы. Смелзер (США) выделил следующие функции группы: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.[162]

Социализация.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности — от законов до неписаных правил хорошего тона, — регулируют поступки и стремления людей.

Известно, что культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению, она создается, ей обучаются. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Ниже будет показано, что любая группа формируется как маленькая модель всего социума. Поэтому вхождение в нее, освоение ее структуры, системы связей, образующих ее целостность, системы ее ценностей, распределение ролей, усвоение норм и правил, регулирующих поведение ее элементов и ее развитие как целого, закладывает основы социализации. Без этого адаптация человека к жизни всего социума невозможна.

Инструментальная функция группы состоит в осуществле­нии той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, от­ряд спасателей, футбольная команда, хореографический ан­самбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентиро­ванными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обес­печивает человеку материальные средства к жизни, предостав­ляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удо­вольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Ярким примером поддерживающей функции может служить экс­перимент американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам пер­вой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы ска­зали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что при­мерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, при­мерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фак­тором, то группа может предоставить ему ощущение психологи­ческой поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что, на миру и смерть красна.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Виды больших групп

Большие группы (массовые общности) часто настолько многочисленны, что ее члены не знают друг друга и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Они могут включать разные категории лиц, охватывать десятки тысяч, иногда миллионы чле­нов. Наглядными примерами служат классовые, религиозные, этнические и дру­гие общности, которые объединяют огромные массы членов, раз­бросанные на обширной территории.

В связи с этим групповое со­знание, внутренняя сплоченность, организо­ванность, структурированность, наличие распределенных форм деятельности, которые закрепляются обычаями, традициями, установлениями, в больших группах неодинаковы.

В зависимости от критерия, лежащего в основе объединения, можно выделить:

1. Общности, складывающиеся на основе особой культур­но-исторической самобытности (племя, народность, нации).

2. Общности, формирующиеся на основе отношения к собственности (социальные классы, социальные слои).

3. Общности, образуемые по месту в общественном разделении труда (профессиональные категории).

4. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образовани­ям (город, деревня, регион).

5. Общности, для которых характерно единство цели или системы ценностей (партия, религиозные объединения).

Выделяются и другие типы общностей. В целом социальные группы отличаются огромным разнообразием конкрет­но-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Этнические группы

Этнические группы выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.

Началом развития этнических групп был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного разви­тия переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.

Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материн­ской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.

Для родового строя характерны первобытный коллек­тивизм, отсутствие частной собственности, классов и мо­ногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.

Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тоте­мические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.

Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или рас­тения — кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запреща­лось — вне клана). Хотя кланы были характерны в основ­ном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).

Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает боль­шое число родов и кланов.

Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собствен­ного языка или диалекта, своих обычаев и культов, нали­чие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосо­знания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внут­ренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиоз­ного обряда и т.п.).

Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объ­единению их в народности.

Народность — это большая этническая и социальная группа, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территори­альные связи, складывается общий язык (им обычно ста­новится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Народности начинают возникать в рабовла­дельческую эпоху, этот процесс продолжает осущест­вляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. При этом некоторые народности из-за своей мало­численности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию.

Нация — это историческая общность людей. Она и осознает себя как единое образование, сквозящее во времени. Нация начинает собирать свою историю и культивировать древность своих институтов.

В качест­ве основы выделения нации принимается: общность тер­ритории, языка, экономических связей, некоторых осо­бенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.

Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздроб­ленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рын­ков в общенациональный.

Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во-первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, Т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидар­ности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям.

Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступают источником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этим социологов особо привлекает к себе изучение национализма.

Национализм — это признание национального превос­ходства и национальной исключительности своей нации, приписывание ей исключительной исторической миссии (избранная нация), нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе или стремление не смеши­ваться с другими народами.

Если национализм связывают с расизмом, то призна­ется, что указанная нация, в силу превосходства своей расы, избрана для выполнения особой миссии, например, национализм гитлеризма был обоснован расистской док­триной. Бывает, что национализм обосновывается при помощи религии, тогда утверждается, что данная нация избрана Богом для выполнения особой миссии.

Наши рекомендации