Типы религиозных объединений
(греч. typos — отпечаток, форма, образец) — разновидности религиозных общностей со специфическими способами организации и управления.
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ различны в разных религиях; религиоведы выделяют следующие ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: церковь, конфессию, деноминацию, секту, культ и др.
Церковь (греч. kyrios — господин, Господь; oikia — дом, семья, род; букв. — Божий Дом, Дом Господень; в Новом Завете этому термину соответствует греч. ekklesia — собрание, сход; отсюда Экклезиаст — «проповедующий в собрании») — первоначально в христианстве: евхаристическое собрание христиан, «собранных во имя Его»; поместная община верующих во Христа.
По мере превращения христианства в религию со своими институтами это слово стало обозначать также религиозные структуры исторических христианских конфессий, а затем — и церковное (храмовое) строение.
Сегодня церквами называют обычно отдельные конфессии и их административные структуры — широкие объединения, принадлежность к которым определяется свободным выбором индивида или традицией.
В исторических церквах фактически отсутствует постоянное и контролируемое членство; существует четкое отделение духовенства, организованного по иерархическому принципу, от основной массы верующих; подчеркивается традиционность руководства.
Конфессия (лат., букв. — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.
Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания.
В настоящее время конфессией обычно называют определенное направление (группу направлений) в рамках той или иной религии (например, христианства).
Деноминация (лат. denominatio — наименование, изменение имени, «выход из имени») — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия».
Термин «Деноминация» восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения.
В христианском контексте слово «деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».
Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты, но трудно считать такое словоупотребление удачным.
Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям.
Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру.
Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятыми в организации нравственными и поведенческими нормами.
Часто секты создают собственную субкультуру отличающую ее носителей от остальных людей.
Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.
В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим ТИПАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ на том лишь основании, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.).
Христианство у своих истоков, по своей вселенской сущности, не было сектой, хотя и воспринималось современниками как секта иудаизма.
Первыми сектантскими группами внутри христианства были ревнители закона Моисеева, утверждавшие, что спасение по вере во Христа без обрезания и соблюдения этого закона невозможно (с ними Павел дискутирует в Послании к Галатам), а также гностики-дуалисты (следы полемики с ними можно увидеть в Послании к Колоссянам).
Позднее, после разделения церкви на православную и католическую, каждая из ветвей порождала свои секты: катары, петробрузиане — у католиков; стригольники, хлысты, старообрядческие «толки» у православных.
С появлением протестантизма (возникшего как движение за возвращение католической церкви к Библии) появились секты протестантского происхождения.
В то же время лютеране, реформаты, баптисты, методисты и другие протестантские конфессии в дореволюционном православном понимании рассматривались не как секты, а как «инославные вероисповедания» наряду с католиками.
Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.).
И в настоящее время существуют многочисленные культы католического («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения (мормоны, «Свидетели Иеговы», «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники», «мурашковцы» и т.д.).
Заключение
Религия — реальность человеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова.
Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо
строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и
абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными
обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим,
ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и
вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может
находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же
стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не
одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих
правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо
разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к
бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и
развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры,
накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.
Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт,
она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и
покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы
помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение
консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии
находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра.
Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным
преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность
очень нужны сейчас и нашему Отечеству...