Алгоритм научной трансформации студента-политолога
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина»
Институт истории, мировой политики и социологии
Кафедра Международных отношений и политологии
Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер
КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ:
НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА
Учебно-методическое пособие
для студентов направления 41.03.04 – «Политология»
Тамбов – 2016
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина»
Институт истории, мировой политики и социологии
Кафедра Международных отношений и политологии
Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер
КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ:
НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА
Учебно-методическое пособие
для студентов направления 41.03.04 – «Политология»
Тамбов – 2016
УДК 327 ББК 66.0 я75 Ж85 | Пособие обсуждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры Международных отношений и политологии 27 марта 2016 г. (протокол № 5). |
Рецензенты:
доктор политических наук, профессор А.А. Вилков,
доктор политических наук, профессор В.Ф. Пеньков.
Ж85 | Жуковская Н.Ю., Сельцер Д.Г. Курсовые и дипломные работы по политологии: написание, оформление, защита: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Политология» / Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер; Министерство образования и науки РФ, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 51 с. |
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления «Политология». Оно содержит базовые рекомендации по каждому этапу подготовки курсовой и дипломной работ: выбору темы, выделению теории, методов, истории её изучения, составлению библиографии, подбору и обработке источников, написанию и оформлению собственно текста, этапах прохождения преддипломной практики, защите курсовых и дипломного проектов.
УДК 327
ББК 66.0 я75
© Жуковская Наталья Юрьевна, 2016
© Сельцер Дмитрий Григорьевич, 2016
© Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Введение, или Для чего политологу важно всерьез заниматься наукой? . . . . . . . . | |
Глава 1. Подготовительный этап научного проекта. . . . . . . . . . . . . | |
1.1. Алгоритм научной трансформации студента-политолога. . | |
1.2. Выбор темы научной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1.3. Формулировка темы научной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1.4. Консультирование в процессе написания научной работы. | |
Глава 2. Составление библиографии и отбор источников. . . . . . . . | |
2.1. Составление библиографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.2. Подбор источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава 3. Работа над текстом научной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.1. Последовательность позиций содержательной части научной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2. Логика написания и оформления каждой позиции. . . . . . . | |
3.2.1. Титульный лист. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2.2. Оглавление (или содержание) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2.3. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2.4. Основной текст, состоящий из глав и параграфов. . . . | |
3.2.5. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2.6. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2.7. Список использованных источников и литературы. . | |
3.3. С чего начинать написание текста? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава 4. Оформление курсовых и дипломных работ. . . . . . . . . . . . | |
4.1. Научно-справочный аппарат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.1.1. Цитирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.1.2. Правила оформления сносок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.1.3. Правила библиографического описания. . . . . . . . . . . | |
4.2. Общие требования к оформлению курсовых и дипломных работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава 5. Преддипломная практика и предзащита дипломного проекта | |
5.1. Преддипломная практика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
5.2. Предзащита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Глава 6. Защита исследовательских проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
6.1. Защита курсовой работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
6.2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
6.3. Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. | |
6.4. Критерии внешней рецензии на дипломную работу. . . . . . | |
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ВВЕДЕНИЕ, или
ДЛЯ ЧЕГО ПОЛИТОЛОГУ ВАЖНО
ВСЕРЬЕЗ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?
Уважаемые студенты-политологи!
Перед Вами – учебно-методическое пособие, авторы которого полны желания научить Вас основам написания вузовских квалификационных сочинений по политологии. Если угодно, мы хотим представить Вам азы тактики и техники написания научных текстов. Оговоримся при этом, что мы не сможем рассказать Вам обо всём. Мы попросту не ставим подобной задачи. Смеем думать, однако, что алгоритм научного поиска, его базовые принципы, схема действия, технологии написания текстов квалификационных работ на основе проведенного научного исследования станут Вам понятны.
Наука для политолога, поверьте на слово, совсем не бессмысленное занятие. Что такое научная деятельность для него? Мы полагаем, что главное отличие политолога от специалистов многих предметных областей заключается в том, что для него занятие наукой – это выявление, постановка и тренировка практических, абсолютно полезных и даже необходимых профессиональных качеств. Собрать и систематизировать эмпирическую информацию, определиться с теорией и методами ее анализа, осмыслить ее, вставить полученные результаты в концептуальный каркас, написать аналитическую записку, уметь сделать обобщение, выступить с публичным комментарием, дать совет, прогнозный анализ, – вот это, если максимально обобщить, и есть работа политолога.
Кем могут работать выпускники специальности «Политология»?
· Исследователями политики (исследовательские центры, академические институты, вузы).
· Преподавателями политологии (высшие и средние специальные учебные заведения).
· Политическими консультантами (консалтинговые агентства, статусные персоны).
· Помощниками депутатов (региональные Законодательные Собрания, городские и районные Думы и Советы).
· Политическими экспертами (экспертные фирмы).
· Политическими обозревателями и комментаторами (СМИ).
· Политическими аналитиками (государственные, муниципальные, представительские, финансовые и бизнес-структуры).
· Политическими технологами (избирательные штабы, политические партии).
· Политологами-прикладниками (агентства по политическому мониторингу, банки, финансово-промышленные группы).
· PR-агентами (бизнес структуры разного уровня).
Предвидим скептические улыбки. Не улыбайтесь. Имейте в виду, что, если этого мало или вовсе нет в Тамбове сейчас, то это не значит, во-первых, что этого нет нигде, и, во-вторых, не будет в том же Тамбове. Устойчиво высокий спрос на политологов – современная политическая тенденция любого развитого государства. Старайтесь больше думать о том, что Вы, именно Вы можете предложить в качестве набора аргументов в Вашу пользу. И не просто думать или созерцать, а создавать практическую базу для того, чтобы доказать свою состоятельность и выдержать конкуренцию в профессии.
Аргументов этих, по сути, не так и много. Главные из них следующие: умение системно, глубоко и быстро думать, интересно и ясно писать, убедительно и лаконично говорить. Кроме того, было бы неплохо усвоить навыки общения, обрести психологическую устойчивость, хорошо выглядеть и сохранять здоровье.
Политолог – это та профессия, где человек, если он профессионален, сам создает себе работу, формирует поле собственной деятельности. Помимо всего, кредо политолога – не подстраиваться под обстоятельства, а, напротив, использовать их сообразно своим планам. Сейчас, как никогда ранее, велик заказ на качественных аналитиков, способных думать, заниматься делом. Спрос на вдумчивого политолога – не технолога, а именно аналитика – только возрастает. Систематизация российского политического пространства с усилением роли партий и, как следствие, легального рынка политических действий, резко повышает потребность в мониторинге, прогностическом анализе. А мониторинг и анализ для политолога – это и есть наука. Политолог превращается из деструктивной силы, способной организовать хаос, в конструктивную профессию. Технология может разрушить все, что угодно. Она редко что-то создает. Научный анализ – это, прежде всего, инструмент развития и созидания. «Технологи-чернушники» уже мало кому интересны. Востребованы люди аналитического склада, работающие на позитив.
Обратите внимание, что все вышеперечисленные деятельно-
стные направления напрямую связаны с размышлением, а затем – написанием текстов и, наконец, говорением. Когда Вы что-то придумали (а это, Вы понимаете, тоже не самая простая задача) или выполнили чей-то заказ, Вам предстоит «упаковать» идею в тексты и слова. В политологии наука и практика – всегда рядом. Что такое политический мониторинг? Сфера деятельности? Научная работа? Учебная дисциплина? Ответ, убеждены, таков: и первое, и второе, и третье. Более того, для политолога умение активно думать и прилично писать – непременное условие профессионализма. Исследование научной проблемы с последующим написанием текстов и их защитой – важнейший тренинг.
Очень хочется, чтобы Ваши умения мыслить, писать и говорить проявились еще в университете. Тренировать их можно и нужно на академических занятиях и при подготовке к ним. Вместе с тем, сформироваться, приобрести известный лоск Ваши персональные качества смогут лишь в результате самостоятельной работы, прежде всего – научной. Правильнее сказать так: самостоятельной научной работы. Причем, этого должны захотеть Вы сами. Можно принудить кого-то что-то сделать, и это, уверяем Вас, даст результат. Но тот ли это результат? Вряд ли. Все самые главные шаги в жизни должны сделать Вы сами. В науке – тоже. И чем раньше Вы начнете самостоятельно «шагать», тем лучше.
Предлагаемое пособие не следует рассматривать как универсальное – для любой науки. Оно предназначено для студентов специальности «Политология». Не более того. Но и не менее, поскольку у политологов сложился определенный исследовательский инструментарий, выработались нормы научного поиска, органичные именно этой науке. Политология – состоявшаяся отрасль научного знания, прошедшая стадию институционализации, со своим набором теоретических, методологических и эмпирических возможностей.
Итак…
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО
ПРОЕКТА
Алгоритм научной трансформации студента-политолога
Процесс погружения студента-политолога ТГУ им. Г.Р. Державина в самостоятельную научную работу развивается в рамках следующей логики.
В течение всего периода обучения в университете он пишет рефераты, готовит научные доклады в рамках подготовки к семинарам и конференциям, участвует в разнообразных конкурсах (например, ежегодно проводимых избирательной комиссией Тамбовской области, Российской ассоциацией политической науки, ее молодежным отделением), пишет статьи в сборник кафедры Международных отношений и политологии «PRO NUNC: Современные политические процессы».
У работ этого жанра – своя форма написания. Она регулируется в каждом конкретном случае или преподавателем учебной дисциплины, или положением конкурсной комиссии, или редакционной политикой издания. Мы же будем говорить лишь о тех формах студенческой научной работы, где предполагается написание больших текстов – курсовых и дипломных работах, жестко предусмотренных программой подготовки специалиста-политолога. На
3 и 4 курсах, в соответствии с программой обучения, каждый студент пишет по курсовой работе, а по итогам обучения в университете защищает дипломную работу.
Курсовая работа – одна из важных форм обучения студента. В процессе ее выполнения студент приобретает навыки самостоятельной научной деятельности, осваивает современные методы ее ведения, работает с опубликованными источниками и литературой, проводит полевые исследования, обрабатывает их результаты, развивает мышление, аргументацию, формирует объяснительные модели. Курсовая работа, безусловно, является и этапом изучения политологических дисциплин. Цель курсовой работы – углубить, конкретизировать и, самое главное, применить теоретические знания.
В идеале обе курсовые и дипломная работы связаны вполне конкретной логикой, нитями научной преемственности. Выполняя курсовые работы, студент постепенно и последовательно вносит вклад в написание текста диплома.
Дипломная работа является завершением подготовки специалиста высшего учебного заведения. Она представляет собой самостоятельно выполненное студентом изучение актуальных теоретических, методологических и практических политических проблем. Целью подготовки дипломной работы является углубление и систематизация теоретических и практических знаний в области политологии; овладение методикой выполнения эмпирической работы; обобщение и логическая интерпретация эмпирического материала; наконец, обоснование выводов и предложений. При написании дипломной работы важно показать соответствие уровня подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристике специальности, что является основанием присвоения ему соответствующей квалификации и выдачи диплома. Кстати говоря, следует понимать и то, что качественная дипломная работа может стать крепким заделом для подготовки, написания и защиты в перспективе кандидатской диссертации в рамках послевузовского образования.
Выбор темы научной работы
Выполнение курсовой или дипломной работы начинается с выбора научного руководителя и темы исследования. Преподаватели кафедры предлагают студентам третьего курса список тем. Они весьма разнообразны и отражают широкий спектр научных дисциплин политической науки. Здесь надо иметь в виду следующее.
Во-первых, преподаватели обычно дают рабочие названия тем. В процессе научного поиска они будут уточняться, меняться сообразно обстоятельствам разного рода. На предварительной стадии это скорее даже не темы, а все-таки векторы научного исследования.
Во-вторых, начальный момент – очень важный. Вы идете и к преподавателю, и в направлении своей будущей (в идеале – на три года) научной работы одновременно. Выбирайте тему, имея в виду, чтобы она была Вам интересна. Хотя, это, как показывает практика, не всегда главное. Здесь важно понимать еще два правила, почерпнутые из опыта авторов методического пособия: настоящий интерес приходит только в процессе работы, когда вложен труд, ведется научный поиск с удачами и разочарованиями (1); за выбор темы отвечает все-таки научный руководитель (2). Еще на стадии продумывания собственного списка тем он должен внутренне определиться, насколько темы перспективны в научном смысле, сколь обеспечены источниками и литературой, какой продукт может получиться «на выходе». Именно научный руководитель призван ввести студента в «мир науки», показать перспективу, предложить своему ученику «первые ходы». А вот сколь уверенными и успешными они будут, целиком зависит от студента: его желания, концентрации, целеустремленности, ответственности и способностей.
Итак, выбор темы как магистрального научного направления – это плод совместных усилий преподавателя (его понимания перспективы) и студента (его интуитивного или же вполне осознанного интереса). Ракурс темы может не единожды уточняться с учетом открывающихся реалий. Нередки случаи, когда тема курсовой работы представлялась научному руководителю перспективной в каком-то исследовательском ключе, но проведенное студентом теоретико-методологическое или эмпирическое изыскание открыло новые горизонты. Тогда тема уточняется. Она может меняться и по причине несоответствия ее планки уровню самого студента, его жизненным целям. Известно, что серьезные научные прорывы, а их в самом начале пути вполне могли желать и научный руководитель, и ученик, требуют высокого уровня концентрации последнего на занятии наукой, что далеко не всегда согласуется с его новыми условиями (устройством на работу, хотя бы). Нередко выясняется, что запланированное на стадии продумывания проекта эмпирическое исследование по тем или иным причинам невозможно (или невозможно в полном объеме). А оно замышлялось как ключевое звено дипломной работы. Значит, тема будет скорректирована.