Средневековая теократическая доктрина («диктаты» папы Григория VII Гильдебранта, учение Фомы Аквинского)
Со времени признания христианства государственной религией Римской империи в 324 году эта религия распространялась всё больше и те, кто являлся её приверженцем теоретически обосновывали главенство церкви в делах государства (Аврелий, который за это даже был назван Августином).
К 11 веку борьба церкви и светской власти приобрела более явный и жесткий характер. Одним из идеологов и активным участником за полномочия в духовной и светской сфере был римский папа Григорий VII Гильдебрант (между 1015 и 1020-85). Он активно участвовал в реформировании сложившейся системы, добиваясь верховенства пап над светскими государями. Боролся с Генрихом IV за право инвеституры.
Его борьба состояла в проведении реформ цель которых была уменьшений светской власти над духовной. Например, он участвовал в проведении клюнийской реформы. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость от светской власти и от епископов, непосредственное их подчинение папе; запрещение симонии, соблюдение целибата. Часть требований была осуществлена. Программу клюнийцев использовало папство в борьбе с императорами за инвеституру. Симония распространённая продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Продажа практиковалась папством, королями, крупными феодалами. Т.е. кроме духовной власти светская власть имела возможность продвигать своих людей на церковные дожности. Целибат – это обязательное безбрачие католического духовенства, которое было узаконено папой Григорием VII Гильдебрантом , практически утвердилось в 12 веке.
Т.е. борьба со светской властью происходила на фоне ужесточения порядков в церкви.
Сложившиеся отношения во власти являлись отношениями сюзерена и вассала, а инвеститура – это юридический акт введения вассала во владение феодом. Кроме того, во всей инвеституре выделялась духовная инвеститура, т.е. инвеститура духовных лиц, а именно, утверждение епископа, аббата в духовном сане. Конец борьбе за право инвеституры положил Вормсский конкордат 1122.
Вормсский конкордат – заключен в немецком городе Вормс, завершил борьбу за инвеституру. Император «Священной Римской империи» отказывался в пользу римского папы от духовной инвеституры; в Германии (но не в Италии и Бургундии) императору обеспечивалось право участия в избрании епископов и аббатов.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274).
В своих попытках укрепить позиции церкви опирается на взгляды Аристотеля, т.е. Ф.А. впервые развивает доктрину христианского государства.
От Аристотеля Фома перенял мысль что человек существо политическое и поэтому не может удовлетворять свои потребности без государства. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Цель государственности — «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквинского, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию — правителям, олицетворяющим собою государство.
Существование в теологической доктрине тезиса «всякая власть от бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов на управление государством, что ограничивало политические амбиции римско-католической церкви. Чтоб преодолеть это ограничение Ф.А. ввёл 3 элемента государственной власти: 1) сущность, 2) происхождение, 3) использование.
Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Конкретные же способы ее происхождения и использования могут иногда являться дурными, несправедливыми. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности.
Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквинского., оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, превращается в тирана. Лучшей формой правления считал монархию (не тиранию), по двум причинам: 1) сходство с мирозданием вообще, которое руководимо одним богом; сходство с человеческим организмом, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом; 2) уроки истории, которые по А. показывали устойчивость государств с одним правителем.
Выделял две разновидности монархии – абсолютную и политическую. Политическая лучше, т.к. большую роль в ней играют крупные феодалы (светские и духовные). Власть государей зависит от закона и не выходит за его рамки.
В своих работах часто применял понятие «закона» и разработал свою особую теорию.
Согласно Аквинскому., все законы имеют строгую иерархию. Наверху вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен богу; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон – отражение вечного закона в человеческом разуме. Он предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон.
Ещё есть божественный закон. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. 1) человеческий закон не способен полностью истребить зло. 2) из-за несовершенства человеческого разума люди не могут прийти к единому представлению о правде.
За свои делишки был пречислен ркц к лику святых.