Часть 3. содержательные профили и жанры
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ……………………………..445
Философия культуры
Неизбежна ли культура? (Размышления о границах социальной
полезности культуры) (Философская антиутопия) …………...….……445
Постмодерн как поиск новой культуры (Статья) ……………………..459
Теория культуры
Культура: социальный опыт, его накопление и
трансляция (Статья) …………………………………………………….473
Культурная форма как продукт адаптации (Параграф диссертации)..…495
История культуры
У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего (Выступление
на конференции)…………………………………………………………….524
Рождение храма: Опыт самоопределения человека
во времени (Эссе) …………………………………………………………..530
Женщина как культурный текст (Статья) ………………………………564
Русская культура XVIII века (Лекция) ……………………………………576
Социология культуры
Социальная стратификация культуры (Учебный текст) ….…………….603
Социальные основания массовой культуры (Статья) …………...……..626
Культура насилия (Статья) …………………………………..…………..643
Культурная прогностика
Социокультурный прогноз на XXI век (Статья) ………………………659
Культурные последствия информационной революции (Статья) …….671
Заключение …………………………………………………………………692
Рекомендуемая литература…………………………………..…………...694
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, относится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалистов, повышающих профессиональную квалификацию (магистрантов, аспирантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, а также на преподавателей культурологии, не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное пособие лишено традиционных атрибутов учебника – контрольных вопросов и инструментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т.п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследовательской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.
Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего специального культурологического образования. Целью и суммой задач книги является совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности.
Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор – историк по базовому образованию. Поэтому пособие представляет собой специфическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка», осмыслить ее в динамике исторического развития человечества. С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проблемам философии, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.
Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя имплицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Иначе говоря, пособие вводит читателя в овладение характерным набором критериев научного исследования, на основании которых его грядущая работа может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологической.
С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного прочтения (от первой до последней страницы разом).
Первая часть включает пять глав, написанных как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст.
Вторая часть представляет собой Тезаурус – словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу – в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Обращаю внимание на то, что понятия в Тезаурусе выстроены не по алфавиту, а по проблемным полям. Те понятия, которые следуют за выделенным, являются составными частями выделенного. Поэтому читателя не должно смущать неизбежное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус – это понятийно-категориальный словарь, и к нему обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.
Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру содержательных и жанровых возможностей культурологии,бесконечное многообразие объектов – исторических, социологических, политических и др., – которые могут стать предметом культурологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах теоретической или социологической статьи, аудиторной лекции, историко-фактологического исследования, теоретико-концептуального моделирования, футурологического прогноза и т.п.
Первое издание настоящей книги вышло в 2000 году в издательстве «Академический проект» и допечатывалось в 2002 и 2003 годах. За прошедшие годы автору приходилось слышать от коллег, что это учебное пособие является одним из наиболее понятных для студентов. Вместе с тем высказывались замечания и пожелания по доработке. С учетом этих замечаний и пожеланий было подготовлено второе издание, исправленное и дополненное. В нем 1 глава подверглась новому редактированию и дополнению, 2-я – существенному расширению, а 3-я – почти полной перекомпоновке на базе новых материалов. Автор выражает огромную благодарность всем, кто помог в этой работе своими советами, замечаниями и пожеланиями.