Социальная структура казахского общества в ХVIII - сер. ХIХ вв
Характер.особен.сословного деления каз. об-ва в 18-сер.9 вв.явл.разделен.на «белую кость» (ак суйек) и «черную кость»(кара суйек).Кажд.сословие им.свои опр-е права и обязан.,свой статус.Соц.фактор в каз.об-ве явл.ведущим и соц.полож.чел-ка в нем опр-сь не столько его имуществен.положением, сколько принадлеж-ю к тому или иному соц.слою.Белая кость- закрыт. привилегиров.слой,непроницаем.извне.К ней относ.2 сословия – торе и кожа/ходжа. Торе объед.группу лиц, прин.к старш.ветви чингизидов -потомк.Джучи.Они могли претенд. на хан.престол в любом гос-ве, где собл.традиции монг.имп-и, они не относ. ни к одному пле-мени.Только торе им.право на выдвиж.из своей среды ханов и султанов,ему принадлеж., по существу, право владен.всей землей в Каз-не, представители этого сосл-я им. право на сам. большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Предст-лям этого рода запрещ. вступ. в браки с неторинцами.Друг.элит.группу кочевн.представ.сословие служителей мусульман. культа – кожа. Кожа, пользовавшиеся наследствен. привилегиями, игр.важн.роль в духов. жизни казахов, в то же время т.к. казахи были мусульманами скорее на словах, сословие кожа польз.куда меньшим уважен., нежели торе. Среди привилегирован. соц. категорий «черной кости» важн.место заним. сословие биев.Они распоряж.родовыми кочевьями. Как правило, они влад.большими стадами скота, состав.особ.группу феодалов в каз. об-ве. Бий явл.важн.звеном в системе упр-я хан-вом и сочет.в себе 4 качества: военачальник, админис-тративное лицо,судья и представитель степ.аристократии.Авторитет и полит.влияние имела социальная группа батыров - воен.вождей.Значение батыров -профессиональных военных- опр-сь их ролью в воен. жизни, а также близостью ко двору хана или влият-го султана. Ба-тыры не имели в об-ве иной власти,кроме той, кот.дают им их личные качества. Значение батыров усил.во время войн и обостр-я межрод.вражды. Баи – у казахов-кочев. баи состав. довольно многочисл.прослойку об-ва.Но они не сост. особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство несомненно давало огромные выгоды и опр. престиж в об-ве. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые полит.права. Значение отдельн.баев в об-ве опр-сь значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание. Кочевники-скотоводы (шаруа) –свобод. общин-ники, сост. осн.массу населения, несли ряд повинностей. Старинной по времени и главной по важн.повин-ю казахов-кочев.была воинская повинность.Другой повин-ю была постой-ная повин.,кот.они несли в натур. форме: населен.должно было содерж.хана и его свиту во время объезда улусов;Шаруа кроме своих повинностей уплач.хану ежегодно «зякет»(1/20 часть скота ),а земледел.районах – «ушур» ( 1/10 часть ), соверш.всевозмож. подношения (согым, сыбага). В землед.р-х система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».Среди шаруа также различались:консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.В К.-не существовали категории зависимого населения – рабы и тюленгуты. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав.