Распределение мандатов внутри партийного списка
Распределение зависит от вида списка, применяемого в стране:
1.жёсткие(Бельгия): избиратель может голосовать только за список в целом; мандаты распределяются по списку (сверху вниз)
2.полужёсткие (Италия, Австрия, Австралия, Ирландия). Избиратель может голосовать либо за партию в целом, либо отдать предпочтение какому – то отдельному кандидату (преференциальное голосование), мандаты в первую очередь отдают кандидатам, набравшим персональную квоту, а оставшиеся –распределяются по списку.)
3.свободные списки: (Швейцария) избиратель может голосовать либо за список либо за отдельного кандидата. Мандаты распределяются по большинству индивидуальных голосов.
Смешаные избирательные системы.
Это система объединяет мажоритарную и пропорциональную систему. Она используется для того, чтобы, сохранив достоинства обеих систем, нейтрализовать недостатки каждой из них. При совестном применении этих систем крупные партии, чьи депутаты пройдут по одномандатным округам, уравновесятся средними, маленькими партиями и получившими места в одномандатных округах. В результате будут представлены интересы избирателей, но в то же время крупные партии составляют основу большинства в парламенте, что позволяет сформировать устойчивое правительство.
Виды:
- симметричные: половина парламента избирается по мажоритарной системе, половина по пропорциональной. (Болгария, Украина, РФ)
- ассиметричные: предполагает неравное соотношение элементов мажоритарности и пропорциональности.
Ответ.
Сравнительная таблица.
США | ИТАЛИЯ |
Порядок образования | |
Статья I Раздел 2. 2. Не может быть представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается. | Статья 56. Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием. Число депутатов составляет шестьсот тридцать, двенадцать из которых избираются в заграничном избирательном округе. Депутатом может быть избран любой избиратель, которому ко дню выборов исполнилось двадцать пять лет. Распределение мест между избирательными округами, за исключением числа мест, предназначенных для заграничного избирательного округа, осуществляется делением количества жителей Республики, определяемого последней переписью населения, на шестьсот восемнадцать и распределением мест в пропорции к населению каждого округа на основе внутреннего избирательного коэффициента и правила наибольшего остатка. |
Статья I Раздел 2. 3. Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых прочих лиц*(6). Настоящее исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч жителей не может быть избрано более одного представителя, но каждый штат должен иметь по крайней мере одного представителя. До производства такого исчисления населения штат Нью-Гемпшир избирает трех представителей, Массачусетс - восемь, Род-Айленд и колония Провидено - одного, Коннектикут - пять, Нью-Йорк - шесть, Нью-Джерси - четырех, Пенсильвания - восемь, Делавэр - одного, Мэриленд - шесть, Виргиния - десять, Северная Каролина - пять, Южная Каролина - пять и Джорджия - трех. | Статья 61. Выборы новых палат происходят в семидесятидневный срок, следующий за окончанием полномочий палат предыдущего созыва. Первое заседание проводится не позднее чем на двадцатый день после выборов. Впредь до созыва новых палат сохраняются полномочия палат предыдущего созыва. |
Статья 65. Закон устанавливает случаи неизбираемости и несовместимости с должностью депутата или сенатора. Никто не может одновременно состоять членом обеих палат. | |
Статья 66. Каждая палата проверяет полномочия своих членов и определяет случаи, подпадающие под понятия неизбираемости или несовместимости. | |
Статья I Раздел 2. 4. При открытии вакансий в представительстве какого-либо штата исполнительная власть последнего издает приказ о проведении выборов для заполнения этих вакансий. | Статья 67. Каждый член Парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата. |
Сроки полномочий | |
Статья I Раздел 2. 1. Палата представителей состоит из членов, избираемых один раз в два года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодате-льного собрания штата. | Статья 60. Палата депутатов и Сенат избираются на пять лет. Полномочия каждой палаты могут быть продлены только на основании закона и лишь в случае войны. |
На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства происходит формирование нижней палаты в США.
На основе пропорциональной избирательной системы происходит формирование нижней палаты в Италии.
Задание 2.
Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламента с момента их внесения и до передачи на утверждение главе государства в ФРГ и Болгарии. Укажите, каким образом обеспечивается при этом преимущество правительственных законопроектов.
Теория вопроса
Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.
Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно составить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означает, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.
Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности (в некоторых странах - несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше - один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, генеральный прокурор - в Бразилии). В развитых капиталистических странах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законопроекта.
Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Италии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносятся только в нижнюю палату.
Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия - обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее - доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения,
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном - передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглашения заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представителя правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование). В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием "кенгуру" - по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием "гильотина" - заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. "Предварительный вопрос" о прекращении дискуссии голосуется без обсуждения. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует.
Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парламента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства). К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. В Великобритании за последние три десятилетия оно имело место всего несколько раз. Так же обстоит дело в Израиле и многих других странах. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.
Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле - большинством присутствующих (без кворума), в Румынии - большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине - более чем половиной конституционного состава однопалатного парламента.
Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса (Индонезия, Испания). Как уже говорилось, голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным.
Поскольку законопроект становится законом, только если он принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате он поступает в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.
При разногласиях палат применяется несколько способов их преодоления: 1) правило "челнока": проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат;
3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено только на другой сессии парламента, т.е. практически через год.
Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании - 26 дней, во Франции - 40). Если бюджет не будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирование по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна - прерогатива нижней палаты, олицетворяющей народное представительство.
Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. О способах преодоления вето главы государства - введения закона в действие без его подписи - будет сказано ниже.
Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить этот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы или нормативные акты, затрагивающие права граждан, вступают в силу с момента их подписания.
Ответ.
ФРГ.
Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бундесрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты.
Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллективно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение.
Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех, чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача законопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. Есть две процедуры приятия текста последним. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного комитета может потребовать v: правительство. Если согласительный комитет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето.
Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета бундестаг вправе принять закон без согласия бундесрата. У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.
Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законодательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага.
Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие бундесрата. Его согласие требуется также, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.
При принятии закона о бюджете действуют правила, аналогичные правилам, установленным в других государствах (представление проекта только правительством, невозможность без согласия правительства вносить изменения, требующие дополнительных расходов, и др.).
Болгария.
Народное Собрание Болгарии:
принимает, дополняет и изменяет законы;
принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;
принимает решение о проведении национального референдума;
Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров (ст. 87).
Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (ст. 81).
Полномочия Президента в отношении парламента:
имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3).
Задание 3.
Каким образом закрепляется право на образование в Конституциях Франции и Бельгии?
Вступление
Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию расширяться. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле обычно включает право на: бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свободу преподавания; организацию частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют право на образование обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ право на образование закрепляет ст. 43 Конституции РФ.
Положение о праве на образование обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантируется созданием государственных и муниципальных школ. Во многих развивающихся странах обязательным и бесплатным является только начальное образование, но и этот стандарт удается выдержать не всегда из-за нехватки учителей, школьных помещений, нежелания посылать детей в школу (речь идет, например, о племенах пигмеев в Африке). Во многих развитых капиталистических странах обязательным является девяти-, а иногда одиннадцатилетнее образование. В большинстве постсоциалистических стран установлено обязательное и бесплатное восьми- или девятилетнее образование.
Свобода образования - это право учить детей и получать образование взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусматриваются экзамены. Государственные школы, как и муниципальные, бесплатны, однако можно получать образование также в частных школах, частных пансионах, где число учеников в классе значительно меньше (в Великобритании, например, почти в 2 раза) и качество образования, как правило, выше (в постсоциалистических странах - далеко не всегда), но за учебу приходится платить довольно дорого. Высшее образование тоже может быть государственным и частным. В некоторых странах обучение в государственных университетах бесплатное, в других за него тоже надо платить, хотя и меньше, чем в частных университетах. В большинстве стран студенты не имеют государственной стипендии, хотя многие получают ее от благотворительных фондов, муниципалитетов, предприятий. В странах тоталитарного социализма высшее образование бесплатное, все успевающие студенты получают стипендии, правда, их размер зачастую гораздо ниже прожиточного минимума. Аналогичная ситуация существует и в большинстве постсоциалистических стран.
С правом на образование связана академическая свобода - свобода обучения, преподавания в соответствии с взглядами и концепциями преподавателя. Вместе с тем существуют государственные образовательные стандарты, определяющие объем и уровень необходимых знаний (во многих странах, например в США, стандартов, нет и преподаватель вправе читать лекцию по любой проблеме, которая объявляется заранее, а студенты по собственному желанию записываются на прослушивание ее).
Законодательство запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы. Иногда принцип академической свободы применяется только к высшей школе.
В конституциях стран тоталитарного социализма нередко устанавливается, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.
Ответ.
Франция.
В самой Конституции Франции права и свободы человека и гражданина не нашли прямого закрепления (в виде отдельной главы/части/раздела), что нехарактерно для Конституций, принятых странами после окончания II мировой войны – где обычно правам и свободам определялась значительная (очень подробная и существенно детализированная) часть Конституции.
В Конституции Франции (как в сборнике НПА) есть два НПА, из положений которых следует о существование писанных прав и свобод. Первый это Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. –где о закреплении права об образовании судить сложно (в связи с давностью ее принятия, когда данное право не являлось приоритетным для развития общества), хотя косвенно можно и вывести его путем толкования.
Второй документ – это Преамбула Конституции от 27 октября 1946 г.где в ее части говорится о том, что:
«Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».
Здесь напрямую закреплено право на образование: равный доступ, выбор оного и его бесплатность.
Бельгия.
В Конституции Бельгии право на образование закреплено в Части II О Бильгийцах и их правах в статье 24. Статья очень четко излагает, что такое право на образование, что оно в себя включает: