Тема 10.Представительство и выборы
1. Выборы и избирательное право.
2. Основные типы избирательных систем и их характеристика.
I.Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства — совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий — родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме. Сословное представительство во всех государственных органах власти имело место и в дальнейшем — в эпоху Средних веков, Возрождения, Нового времени.
Система широкого народного представительства во всех властных структурах, т. н. третьего сословия, возникает в результате победы буржуазных революций в Европе, объявивших о ликвидации сословных привилегий, о равенстве (хотя и формальном) всех граждан общества, о возможности избирать и быть избранным для большинства населения. Однако процесс этот затянулся надолго: на ХIХ–ХХ столетия.
Выборы — это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан.
Политические выборы — это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми политически правоспособные граждане общества выдвигают из своей среды определенное число представителей для управления данным обществом и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем ее гражданам.
Выборы бывают общенациональные президентские, парламентские, в местные органы власти и др.
Помимо выборов, в ряде стран существуют и другие способы формирования органов власти: ее наследование при монархических формах правления, насильственный захват в результате военного переворота, революции, назначение вышестоящим руководителем.
Если общество претендует называться демократическим, оно вводит выборы. Большинство современных политических режимов используют процедуру выборов для легитимации своей власти. Но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Роль политических выборов и их значение не одинаковы в различных странах и зависят от многих факторов: типа политического режима, существующей политической системы, сложившейся партийной системы, типа избирательной системы и др.
В ряде государств, как в прошлом, так и сейчас, выборы в представительные органы власти являются всего лишь своеобразным политическим ритуалом, не оказывающим решающего влияния на политическую жизнь общества. Авторитарные и тоталитарные режимы демонстрируют ситуацию, названную западными политологами, как «выбор без выбора». Такая практика может иметь разные проявления. Так, в СССР до конца 80-х годов на одно выборное место выдвигался только один кандидат по разнарядке КПСС. Причем не требовалось даже заполнение избирательного бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата. Другой пример. Последние президентские выборы при С. Хусейне в Ираке проводились на альтернативной основе, однако в избирательном бюллетене надо было указывать фамилию и домашний адрес голосовавшего. В результате в выборах приняло участие 99,96 % избирателей, и, естественно, с большим преимуществом одержал победу тогдашний президент С. Хусейн. По схожему сценарию проходят выборы в Северной Корее, на Кубе, в Туркмении и др.
Используется также практика создания привилегированного положения для отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к средствам массовой информации, фальсификации итогов голосования. Всем известно выражение И. Сталина: неважно, как проголосуют, важно, как подсчитаем. В книгу рекордов Гиннеса, как факт фальсификации, попала Либерия, где на президентских выборах в 1927 г. кандидат в президенты Кинг набрал в 15 раз больше голосов, чем было в стране избирателей.
Кроме того, имеет место введение разнообразных ограничений на выдвижение неугодных власти кандидатов (по идеологическим, национальным, расовым или иным соображениям), а также на предвыборную агитацию. И только в условиях демократического общества выборы представляют собой действительно основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки важнейших решений.
В результате демократических выборов формируется представительная система, которая состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов государства, предназначенных для непосредственного выражения интересов населения, а также воплощения воли народа в государственной воле. Успешное проведение свободных выборов и признание обществом их результатов — признак демократичности такого общества, его способности решать актуальные проблемы мирными политическими средствами.
Выборы выполняют ряд основных функций:
- выражение интересов различных социальных слоев и групп;
- обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;
- формирование органов государственной власти;
- мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей;
- политическая социализация и мобилизация граждан.
Это наиболее общие функции выборов, присущие стабильным политическим системам. К ним могут быть добавлены другие, характерные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:
- возможность узаконить новую политическую систему, основанную на принципе разделения власти;
- формирование и легитимация многопартийной системы;
- рекрутирование политической элиты, ее обновление, появление новых лидеров;
- способ презентации политических партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности;
- способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.
Политические выборы могут приобрести действительно демократический характер при соблюдении следующих общих принципов:
1) обязательность выборов означает, что они являются единственно легитимным способом формирования государственной власти;
2) периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. Процедура проведения периодичных выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти. Вся политическая элита должна быть заинтересована в принятии такого избирательного законодательства, которое давало бы ей возможность после поражения на очередных выборах выиграть их в следующий раз, через определенный период;
3) всеобщность избирательного права.
Политические выборы осуществляются на основе избирательного права, закрепленного в конституции и соответствующем законодательстве государства.
Избирательное право — это система государственно-правовых норм, регулирующих условия и порядок проведения выборов в представительные органы власти и занятие выборных государственных должностей.
Понятие «избирательное право» имеет два значения:
1) совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц государства;
2) право граждан участвовать в образовании представительных органов.
Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает установленное законам право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, то есть право избирать. Пассивное избирательное право — это установленное законом право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, то есть это право быть избранным.
Право избирать и быть избранным принадлежит не всем — существуют определенные ограничения (о них пойдет речь ниже).
Избирательное право, на основе которого проводятся политические выборы, включает в себя ряд важнейших принципов.
1. Принцип всеобщегоизбирательного права. Он означает право всех взрослых граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и профессии, политических и религиозных убеждений, участвовать в избрании выборных государственных органов (активное избирательное право), а также быть избранным в представительные структуры власти (пассивное избирательное право).
Всеобщее право, как правило, ограничено рядом избирательных цензов, закрепленных в конституциях и соответствующем законодательстве государства. Наиболее распространены следующие ограничения:
a) возрастной ценз означает, что социально-политическая дееспособность гражданина наступает по достижении определенного возраста. В большинстве государств мира, в том числе и в Республике Беларусь, право избирать сейчас наступает с 18 лет. Хотя ещё до 60–70-х годов ХХ века в США и ряде стран Европы (Великобритания, Германия, Греция, Италия) оно составляло 20–21 год.
Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, везде выше 20 лет. Так, в РБ право быть избранным в Палату представителей наступает с 21 года, в Совет Республики — с 30 лет, на пост президента — с 35 лет.
Возрастной ценз для кандидата в президенты в России составляет также 35 лет, в Германии — 40, в Италии — 50. Для кандидатов в парламент устанавливается более низкий возрастной ценз: в Государственную думу России — не моложе 21 года, в Совет Федерации — 30 лет, в Палату представителей США — 25, в сенат — 30, в Национальное собрание Франции — 23 года, в сенат — 35 лет;
б) ценз гражданства означает предоставление избирательного права лицам, которые в течение определенного срока являются гражданами данной страны. В большинстве государств мира иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах, кроме Австралии и Канады, да и то с оговорками;
в) ценз оседлости означает требование для избирателей или кандидатов в выборные органы власти соблюдения установленного законом срока проживания на данной территории (стране). Так, для парламентских выборов в Германии и Японии ценз оседлости составляет 3 месяца, во Франции — 6 месяцев, в Канаде — 1 год, в Норвегии — 10 лет, в США он регулируется законодательством отдельных Штатов и составляет от 3 месяцев до одного года. А на общенациональных президентских выборах установлен единый ценз оседлости для избирателей всей страны — один месяц. Кандидатом в президенты США может стать человек, проживший в стране не менее 14 лет, являясь при этом гражданином государства по рождению (это дополнительный ценз происхождения). В РБ ценз оседлости заменяется институтом прописки. В Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна;
г) ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, до конца ХІХ века существовал во всех странах мира. Впервые всеобщее избирательное право получили женщины Новой Зеландии только в 1893 году, Австралии — в 1902, Финляндии — 1906, России — в 1917 году. Во Франции женщины были лишены избирательных прав до 1946 года, в Швейцарии — до 1917, а в Лихтенштейне — до 1986 года.
До недавнего времени существовал имущественный ценз, означающий обладание фиксированной величиной дохода или имуществом. В современном мире для права избирать он практически не применяется. Что касается права быть избранным, то в ряде стран кандидат обязан внести имущественный залог, чтобы быть зарегистрированным. Такой порядок существует в Великобритании, Франции и др. Существует т.н. моральный ценз,который устанавливает определённые нравственные требования, предъявляемые к избирателям. Например, запрет на участие в выборах граждан, лишенных родительских прав (Нидерланды), а также отбывающих наказание по приговору суда.
В Республике Беларусь не могут реализовать свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы по приговору суда, граждане, в отношении которых в порядке, установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. В нашей республике, также, как и в большинстве стран мира, ограничены в правах граждане, признанные недееспособными по медицинскому и юридическому критериям. В Мексике лишены избирательных прав наркоманы. В ряде государств введены дополнительные ограничительные цензы для военнослужащих (Мексика, Турция), священников, судей. Так, в Великобритании служители церкви не могут быть избранными в палату общин, а представители палаты лордов вообще лишены права участвовать в выборах.
2. Принцип равногоизбирательного права означает, что каждый избиратель имеет одинаковую возможность влиять на результаты выборов. Обладает равным количеством голосов (в зависимости от типа избирательной системы — одним, двумя или тремя, как в немецкой Баварии на выборах органов местного самоуправления). Все голоса избирателей должны иметь равный «вес», т. е. норма представительства в округах должна быть примерно одинаковой. Неравномерные по численности избирательные округа ведут к нарушению принципа равенства выборщиков.
Предельно допустимая норма отклонения от общепринятой в стране численности избирательных округов составляет в США всего 2%, в России — 10%, в труднодоступных местностях — 15%, а в районах проживания малочисленных народов крайнего Севера — 30%. Подобная практика ведет к манипуляции с определением географических границ избирательных округов, позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество «своим» кандидатам в других. В США такая избирательная геометрия получила название «джерримандеринг» в честь губернатора Э. Джерри, который в 1812 г. создал избирательный округ, по форме напоминающий саламандру.
В некоторых государствах сознательно допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство определенных групп общества, которые иначе вообще не смогли бы получить места в представительных органах: специальные избирательные курии созданы для женщин в Бангладеш (30 мест из 330), для этнических меньшинств в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне. Особую курию в парламентах Индонезии и Китая составляют военнослужащие.
Кроме того, все кандидаты в представительные органы власти должны иметь равную возможность для выдвижения, агитации, доступа к СМИ. Этому противоречит смешанное финансирование в большинстве государств мира, так как при нём преимущество получает тот кандидат, у кого больше денег. Поэтому законодательство многих стран предусмотрело ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, а также ввело частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Так, согласно закону о политических партиях, принятому в России в 2001 году, чтобы иметь право на финансирование из госбюджета, партии, участвующие в выборах, должны получить не менее 3 % голосов избирателей на парламентских или президентских выборах. Эта практика используется также с целью ограничения лоббизма в отношении победивших политических сил или отдельных личностей со стороны субсидирующих групп.
Принцип равенства нарушается также теми, кто избирается с государственной должности, а значит, имеет больше организационных возможностей воздействовать на избирательную кампанию (президентские выборы в России в 1996, 2000 гг.).
3. Принцип прямого избирательного права означает право избирателя голосовать непосредственно за кандидата. Этот принцип используется на президентских выборах в Беларуси, России, Австрии, Франции и др., парламентских — в РБ, США, РФ, Дании, Италии и т. д.
Косвенное, непрямое избирательное право многоступенчато: вышестоящие выборные структуры формируются нижестоящими органами представительной власти. Так формируются верхние палаты парламента ряда стран (Индия, Малайзия), частично Беларуси и России. В бытность СССР косвенным путем избирались Советы, партийные, профсоюзные и комсомольские чиновники всех уровней. Сейчас по схожему принципу избираются президенты Финляндии и США.
Президентская кампания США достаточно сложна как по выдвижению кандидатов, так и по подсчету голосов. Граждане сначала избирают промежуточный орган — коллегию выборщиков. Последние, в свою очередь, выбирают того кандидата, за которого им поручили голосовать граждане. Таким образом, избиратель, голосуя за кандидата одной из двух политических партий на пост президента и вице-президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает все голоса выборщиков данного штата — по принципу «победитель получает всё». Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) подсчета голосов во Флориде в ноябре 2000 года, на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в свою пользу. Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша. Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял всего 0,5 %, что по законодательству требовало пересчета голосов. Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538).
4. Принцип свободногоголосования означает субъективное право гражданина лично решать: принимать ему участие в выборах или игнорировать их; за кого голосовать.
Одна из серьезных проблем избирательного процесса во многих странах — безразличное отношение значительной части населения к политической жизни, практика неучастия граждан в выборах — т.н. абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий). Причины абсентеизма различны — это и отсутствие доверия граждан к выборам, как к способу что-либо изменить в своей жизни, это и разочарование в деятельности политических партий и других общественных объединений и т. д. Естественно, что всё это отрицательно влияет на политическую жизнь. Явка меньшинства избирателей на выборы не отражает реальной политической картины: может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство, а другая, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на избирательные участки.
Кроме того, при низкой явке избирателей выборы могут не состояться вообще. В этом случае назначаются повторные выборы, что значительно увеличивает расходы на их организацию. Поэтому многие государства вынуждены снижать обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 25 %, в Индии — до 10 %.
Ряд стран по-разному пытается преодолевать абсентеизм, предусматривая в законодательстве различные санкции за неявку на выборы. Так, в Австралии, Бельгии, Греции, Нидерландах, Италии введен институт обязательного участия в выборах, а за его игнорирование введены административные наказания в виде штрафов, лишения на определенный срок водительских прав. В Австрии и Турции предусматривается даже лишение свободы на срок до 30 суток.
5. Принцип тайного голосования предполагает исключение любого контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушения этого принципа могут быть различны: предложение проголосовать за определенного кандидата за материальное вознаграждение; оказание помощи плохо видящему человеку в заполнении бюллетеня; голосование на дому в присутствии членов избирательной комиссии. Проставление карандашом на избирательных бюллетенях номеров, при помощи которых будет легко определить, кто из граждан избирательных списков голосовал за того или иного кандидата.
Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение составляет Индия), одинаковостью всех бюллетеней и заполнением их в изолированных кабинках. Гарантия тайны голосования обеспечивается участковой избирательной комиссией.
Выборы должны быть прозрачными, носить открытый характер, вызывать доверие к ним со стороны граждан. Прозрачность выборов реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей, включая международных, и средства массовой информации. Граждане также вправе знать, кем финансируется партия или отдельный кандидат, какая сумма денежных средств расходуется на избирательную кампанию.
Необходимо отметить, что выборы — достаточно сложная политическая процедура, растянутая во времени на ряд стадий единого процесса.
Деятельность государства по подготовке и проведению выборов называется избирательным процессом. Выделяют несколько стадий избирательного процесса.
1. Назначение даты выборов. Она может быть определена уполномоченным органом в соответствии с законодательством страны (парламентом, президентом, премьер-министром). В ряде стран дата выборов определена в конституции. В США, например, президентские выборы проводятся в первый вторник ноября месяца каждого високосного года.
2. Регистрация избирателей, составление их списков. В настоящее время в основном используются две формы регистрации: обязательная, когда само государство составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на данной территории (Беларусь, Россия и др.), и добровольная, которая предполагает, что избиратель сам должен зарегистрироваться на избирательном участке (США).
3. Образование избирательных округов и избирательных участков.
4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом создается центральный избирательный орган (в РБ — Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов), территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.
5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. Оно возможно несколькими способами: самовыдвижение, выдвижение группой избирателей, политическими партиями, различными общественными объединениями. В советские времена кандидаты в депутаты выдвигались только трудовыми коллективами. Эта практика частично сохранилась в РБ и сейчас.
6. Регистрация кандидатов и партийных списков при пропорциональной избирательной системе.
7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов. Она подразумевает действия непосредственных участников выборов: разработку предвыборных программ, агитацию, различные формы работы с электоратом. Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства: реклама в средствах массовой информации (СМИ), особенно на телевидении, участие в политических дебатах, различных шоу, обход квартир избирателей активистами кандидата, адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям, раздача атрибутов партийной символики, граффити и др.
На повышение активности избирателей направлен политический маркетинг (от англ. market — рынок), означающий совокупность теорий, методов и средств, с помощью которых политические институты и организации разрабатывают свои программы и влияют на поведение граждан. Составная часть политического маркетинга — избирательный маркетинг. Он означает совокупность определенных правил и методов, используемых политическими силами и отдельными личностями для успешного проведения избирательной кампании. В чём-то она напоминает рынок, где есть свои продавцы (кандидаты), покупатели (избиратели), товар (программы, идеи, платформы), а также своя денежная единица — голос избирателя.
8. Проведение процедуры голосования в день выборов (или досрочное). Сам термин «голосование» пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками. А выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений имела место в Полоцком княжестве в XII веке (народное вече). Из античных Афин пришла и избирательная урна. В нее греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя «за» или «против» решения. Подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа. Современное голосование производится разными способами: чаще бумажными бюллетенями, а также с применением ЭВМ, путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (в США). При выборах органов местного самоуправления в небольших селениях — открытым голосованием путем поднятия рук.
9. Подсчет голосов и установление итогов голосования.
10. Разбор жалоб и разрешение споров.
11. Окончательное определение результатов выборов и их опубликование в СМИ.
12. Введение в должность победивших кандидатов.
13. Возможное проведение повторного голосования или повторных выборов (при отсутствии необходимой явки избирателей).
Избирательный процесс в большинстве стран регламентируется определенными правовыми нормами, правилами, содержащимися в конституции и соответствующем законодательстве:
1) обеспечение равенства возможностей (предоставление равного лимита расходов, ограничение суммы привлекаемых средств, равный доступ к СМИ
и др.);
2) принцип лояльности и уважения по отношению к политическим противникам в предвыборной борьбе;
3) принцип нейтралитета со стороны государственного аппарата.
ІІ. Основным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы их организации, а также способы перевода голосов избирателей в депутатские мандаты, властные должности.
Избирательная система — это закрепленный законом порядок осуществления гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов, способов определения результатов голосования и распределения мандатов. Это конкретный способ организации выборов, учета голосов избирателей и распределения мест.
Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Нормальное функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с политическим режимом, формой правления, происхождением и влиянием партий, политической культурой народа. Избирательные системы разных стран мира характеризуются значительным многообразием, которое определяется также историческими особенностями, традициями и, естественно, политическими целями. По сравнению с другими элементами политической системы, электоральными правилами легче манипулировать: они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести к минимуму роль малочисленных партий или наоборот — дать последним право на парламентское представительство.
В мировой практике наиболее распространенные типы избирательных систем (в зависимости от способа подсчета голосов) — различные модификации мажоритарной и пропорциональной.
В основу мажоритарнойизбирательной системы положен принцип большинства (от лат. major — большой, франц. majorite — большинство). Это система определения результатов голосования, по которой избранным считается кандидат, получивший большинство голосов в данном избирательном округе. Мажоритарная система имеет свои разновидности, в зависимости от того, каким является это большинство: относительным,абсолютнымили квалифицированным. Избирательные округа, как правило, являются одномандатными — от каждого округа избирается один депутат. Число избирательных округов в стране равно количеству депутатских мест в парламенте.
1. При мажоритарной системе относительногобольшинства избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности.
Эта система наиболее проста и всегда результативна, так как обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при незначительном перевесе. Мажоритарная система относительного большинства позволяет определить победителя в первом туре. В некоторых странах устанавливается необходимый минимальный процент участия избирателей в выборах для того, чтобы они были признаны состоявшимися, а в других — это условие отсутствует вообще. Она действует в 43 странах мира, в основном, англосаксонской правовой системы (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, США).
2. Мажоритарная система абсолютногобольшинства означает, что избранным считается кандидат, получивший более половины голосов (50 % + один голос) избирателей, внесенных в списки.
В мировой практике встречаются две разновидности такой системы:
а) система двух туров. Чтобы получить в первом туре свыше половины голосов избирателей, одному из кандидатов надо обладать очень сильным влиянием в округе. При большой конкуренции это удается редко. И тогда проводится второй тур голосования, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Для победы одного из них во втором туре используется, как правило, мажоритарная система относительного большинства. Такая практика применяется в Беларуси, России, Франции. В нашей республике избранным во втором туре считается тот, кто получил большее число голосов, но при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.
В отличие от Беларуси, во Франции во второй тур выходят все кандидаты, набравшие в первом туре свыше 12,5 % голосов избирателей. Во втором туре победителем признается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей;
б) рейтинговое голосованиеозначает, что в одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая их цифрами (1-й, 2-й и
т. д.) в соответствии со своими предпочтениями. Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются лица, оказавшиеся последними в бюллетене, а голоса, подданные за них, передаются тем, кто в начале списка.
Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов. Такая система используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии и др. Она выгодна тем, что не требуется второй тур выборов.
При мажоритарной системе абсолютного большинства обычно устанавливается «нижний порог» участия избирателей в голосовании (в Беларуси он равен 50 %, в России — 25 %).
3. Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированногобольшинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов. Если в первом туре никто из кандидатов не набрал квалифицированного большинства, назначается второй тур, в который выходят два кандидата. Для победы во втором туре используется мажоритарная система относительного большинства.
Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных её достоинств выделяют следующие:
1) позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на парламентское большинство. Это особенно важно в условиях политической и экономической нестабильности в стране;
2) возможность непосредственной связи между избирателями и кандидатами в депутаты, а затем и с избранными парламентариями;
3) установление бипартизма в стране, сильной двухпартийной системы или политических блоков.
Следует иметь в виду, что идеальной избирательной системы не существует вообще. Каждая из них имеет как достоинства, так и недостатки. Мажоритарная система не лишена существенных недостатков.
1. Не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. Это распространяется, прежде всего, на систему голосования в один тур при относительной системе большинства, когда выигравшая сторона — кандидат, набравший незначительное количество голосов из числа участвующих в выборах (менее
50 %). Даже при мажоритарной системе абсолютного большинства и обязательной явке избирателей не менее 50 % (как в Республике Беларусь), депутат может быть избран лишь 26 % голосовавших. Если на избирательные участки придет немногим более 50 % граждан и чуть больше половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь одной четверти избирателей. Интересы остальных 74 % в выборном органе представлены не будут.
2. Нарушается принцип всеобщего избирательного права, так как голоса, поданные за проигравшие партии (а это может быть до 49 %), нигде не учитываются. А значит избиратели, проголосовавшие за них, лишаются возможности быть представленными в парламенте или других выборных органах.
3. Партия, получившая на выборах меньше голосов избирателей, чем её конкуренты в совокупности, тем не менее, завоевывает большинство мест в парламенте. Проигравшие довольствуются ролью оппозиционеров. Яркое подтверждение тому — парламентские выборы в Великобритании. Так, в 1997 году за лейбористов проголосовало лишь 44 % избирателей, а депутатских мандатов они получили 64 % и сформировали однопартийное правительство. Консерваторы вместе с либеральными демократами получили 48 % голосов, а депутатских мандатов всего 32 % — и оказались в оппозиции. Эту систему иногда называют по аналогии со скачками «победитель получает всё».
4. Глава государства — президент, избираемый непосредственно народом, также может не представлять абсолютного большинства избирательного корпуса.
Таким образом, мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, получаемой какой–либо партией в стране, и числом ее представителей в выборном органе. Так, небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест в парламенте, а крупная партия, но рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного депутатского мандата, хотя в целом за неё проголосовало больше избирателей. Мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям граждан государства.
Вышеперечисленные недостатки исключает пропорциональная избирательная система.
Пропорциональная система представительства — это система определения результатов голосования (выборов), по которой мандаты между политическими партиями или избирательными блоками, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются пропорционально численности полученных голосов.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Выборы, проводимые по этой системе, — только партийные. Каждая партия или избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов.
Пропорциональная система применяется только в многомандатных округах. Иногда округом является вся территория страны (когда избирается весь состав парламента). Избиратель на выборах голосует не за отдельного кандидата, как при мажоритарной системе, а за список партии или блока, который соответствует его политическим взглядам. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия или избирательное объединение получали в парламенте свое представительство — число мандатов, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Так, если за определенную политическую партию проголосовало 44 % избирателей по стране, то в парламенте она получит 44 % депутатских мест.
Для определения результатов голосования и пропорционального распределения мандатов устанавливается избирательная квота (или избирательный метр) — это минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Как правило, законы страны не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления. Каждая партия получает по округу столько мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов.
Существует несколько вариантов пропорциональной системы голосования в зависимости от распределения мандатов внутри списка партии или блока.
1. Система с закрытым (или жестким) списком. При таком варианте голосования большие шансы стать депутатами имеют кандидаты, расположенные в начале партийного списка. Так, если в списке имеется 15 человек, а партия получила 5 избирательных квот, то депутатами, соответственно, станут 5 первых кандидатов. Этот вариант усиливает власть партийной верхушки, ибо она определяет, кто займет первые места в списке. Такая система существует в Греции, Израиле, Испании, Коста–Рике, Португалии, России.
2. Система открытых списков (т. н. преференцированное голосование, от лат. praeferre — предпочитать, давать преимущество). Она означает, что избиратель также голосует за партийный список, но имеет право сам отдавать предпочтение отдельному кандидату (кандидатам), изменять их очередность внутри списка. Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в парламенте (Бельгия), вписывает их фамилии в бюллетень (Италия), ранжирует их по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др. При таком варианте избранными оказываются не всегда те, кто возглавляет список, а набравшие наибольшее число преференций.
3. В ряде стран используется система полужестких списков (Австрия, Дания, Нидерланды). При ней первое место предназначено кандидату под номером один, а остальные мандаты распределяются между кандидатами в соответствии с полученными ими преференциями.
4. Имеет место также форма списка, называемая панаширование(смешивание). Эта система позволяет избирателю голосовать за нескольких кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам, то есть отдавать предпочтение представителям различных политических партий. В результате этого создается возможность для образования предвыборных партийных блоков. Такой вариант существует в Люксембурге и Швейцарии.
Преимущество пропорциональной избирательной системы перед мажоритарной заключается в следующем:
1) эта система наиболее демократична, она позволяет учитывать практически все политические пристрастия граждан страны;
2) эта система способствует утверждению многопартийности, создает благоприятные условия для политического плюрализма, деятельности небольших политических партий;
3) она позволяет создать такие центральные и местные органы власти, состав которых наиболее адекватно отражает соотношение политических сил в стране; сокращает количество «неучтенных» голосов избирателей.
В десяти странах европейского сообщества используется данная система (кроме Великобритании и Франции).
Пропорциональная система, наряду с достоинствами, имеет и ряд недостатков.
1. Эта система порождает большое количество соперничающих фракций
в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность его работы. Для борьбы с этим, как правило, принимаются определенные поправки, процентные оговорки — т. н. избирательный порог. Он означает, что партии, не собравшие по стране установленного законом минимума голосов, не допускаются к участию в распределении мест в выборном органе. Обычно этот минимум составляет от двух до пяти процентов: в Дании — 2, Болгарии, Венгрии, Швеции — 4, Германии, Чехии, Словакии, России — 5, в Турции — 10 %.
2. Зависимость депутата от партийной фракции в парламенте.
3. Слабая связь кандидата, а затем и избранного депутата с избирателями. Невозможность последними оценить личные качества своих избранников, поскольку избирается не отдельный человек, а партия.
4. Наличие многопартийности в парламенте (до десяти и больше политических партий) способствует формированию коалиционного правительства (при парламентской и смешанной формах правления). Оно всегда менее эффективно и стабильно, чем однопартийное, так как не опирается на парламентское большинство.
5. Возрастание роли мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют высоких постов в правительстве, что не соответствует их месту в политической системе.
6. Потенциальное увеличение влияния партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно при системе с закрытым списком. Это создает условия для коррупции, продажи состоятельным людям первых мест в партийных списках и т. д.
Чтобы уравновесить крайности обоих избирательных систем, в ряде государств мира существует смешанная избирательная система. Она соединяет в себе достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной. Такая система существует в Германии, России, в большинстве стран Восточной и Центральной Европы.
Например, в России половина депутатов государственной думы (225 чел.) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина — на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого избирательного списка.
При смешанной избирательной системе каждый избиратель обладает двумя голосами: один подает за конкретного кандидата по мажоритарному округу, второй — за партийный список по пропорциональному представительству.
При подведении итогов выборов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии в парламенте складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Такая система позволяет формировать достаточно стабильное правительство.
Надо отметить, что изменить единожды введенную избирательную систему в стране достаточно сложно. Избирательные законы играют на руку одним политикам в ущерб других, независимо от того, движимы ли они корыстными мотивами или приверженностью закону. Партии, извлекающие выгоду из существующего способа голосования, всегда будут блокировать предложения об его изменении. Однако это надо делать. Особенно это важно для стран, где происходят серьезные общественные перемены, в результате которых меняются важнейшие государственные и общественные институты, происходят демократические реформы. В этот период необходимо изменять и тип избирательной системы, так как прежняя перестает соответствовать своим целям. В свое время такой путь проделали Германия, Франция, Италия.
В 90-е годы для бывших социалистических стран встал вопрос выбора эффективной избирательной системы, которая одновременно означала бы и представительство власти, учет всего многообразия политических сил, и ее стабильность. В особенности надо было учесть то, что предыдущие режимы были не только политически репрессивными, не допускали плюрализма, но являлись и крайне не эффективными. Большинство из них избрали смешанные избирательные системы. Проведены подобные реформы в России, Украине и др.
В Республике Беларусь в соответствии с новой конституцией и избирательным кодексам сохранена мажоритарная избирательная система выборов (Раздел III «Избирательная система. Референдум» Конституции Республики Беларусь). По ней избираются президент, палата представителей национального собрания и депутаты местных советов. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей (не менее 100 тысяч подписей избирателей).
Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Кандидаты в депутаты палаты представителей имеют возможность выдвигаться по любому избирательному округу, независимо от места проживания на территории РБ и работы гражданина.
Выборы президента Республики Беларусь в обоих турах считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан республики, включенных в списки избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в президенты, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании.
Выборы депутатов в Палату представителей и местные советы в первом туре признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, а во втором туре — свыше 25%.
Из всего вышесказанного следует, что для Республики Беларусь более предпочтительной была бы смешанная избирательная система.