Понятие и признаки правового государства 2 страница
10. Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.
По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной.
Дисциплина прокурорского надзора во всех без исключения темах использует основные понятия, как правило, не раскрывая их содержания. В связи с этим освоение данной дисциплины предполагает необходимость дать краткую характеристику таких понятий.
При этом следует иметь в виду, что одна часть понятий является правовой категорией закона (например, прокурор, прокурорский надзор, прокурорский работник, предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора). А другая - выработана теорией и практикой прокурорского надзора, и, соответственно, формулируется в литературе (объект прокурорского надзора, субъект прокурорского надзора, средства прокурорского надзора, акты прокурорского надзора, методика прокурорского надзора).
Понятие «прокурор» в законах используется в двух значениях.
1. Как должностное лицо, возглавляющее Генеральную прокуратуру Российской Федерации, территориальную (районную, городскую, областную и т. д.) или специализированную (военную, транспортную, природоохранную и т. д.) прокуратуру. Наименование таких прокуроров звучит соответствующим образом, например: «Генеральный прокурор Российской Федерации», «Прокурор Тульской области», «Прокурор Обнинского района Калужской области» и т. д.
2. Это понятие может охватывать и более широкий круг должностных лиц органов прокуратуры. Так, в УПК РФ (п. 31 ст. 5) понятием «прокурор» охватываются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Статья 54 Закона о прокуратуре разъясняет, что под прокурором в данном законе понимаются Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 54) под «прокурорским работником» понимаются прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Из указанного следует, что к данной категории относятся не только работники прокуратуры, выполняющие функциональные обязанности, связанные с надзором, уголовным преследованием и другой оперативной деятельностью, но и научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений и некоторые другие работники органов и учреждений прокуратуры.
Понятие «прокурорский надзор» используется в нескольких значениях: как наименование учебной дисциплины, как самостоятельная отрасль юридической науки и как основная функция прокуратуры.
В последнем значении под прокурорским надзором следует понимать специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемую от имени Российской Федерации и состоящую в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории.
Предмет прокурорского надзора является понятием, содержащимся в ст. ст. 21, 26, 29 и 32 Закона о прокуратуре. Изучение положений данных статей свидетельствует о том, что каждому направлению (отрасли) прокурорского надзора присущ свой предмет:
- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов (ст. 21);
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 26);
- установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29) и т. д.).
Но, несмотря на указанные различия определения предмета надзор, суть его, как справедливо указывается в юридической литературе, едина. Во всех случаях деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением требований законов. Следовательно, под предметом прокурорского надзора следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Полномочия прокурора -- это совокупность прав и обязанностей, установленных законом с учетом должностного положения и сферы деятельности. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Так, для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ст. 26 данного закона определены такие полномочия, как рассмотрение и проверка заявления, жалобы и иного сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по предупреждению и пресечению нарушения прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба и др.
Кроме того, ряд полномочий прокурора определяется УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и другими федеральными законами. Например, согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- вносить мотивированное представление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия; и др.
Таким образом, понятие «полномочия прокурора» означает совокупность его прав и обязанностей, установленных законом с учетом должностного положения и сферы деятельности.
Продолжая освещать вопросы нашей лекции, укажем, что под объектами прокурорского надзора понимаются министерства, государственные комитеты и службы, учреждения, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которых распространяются надзорные полномочия прокурора.
При этом следует иметь в виду, что одни и те же органы, учреждения, организации, их должностные лица могут быть объектами разных отраслей прокурорского надзора.
Таким образом, «объект прокурорского надзора» - это научная категория, не получившая до сих пор однозначного определения. Однако мы можем сделать вывод о том, что под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.
Субъектом прокурорского надзора именуется участник прокурорско-надзорной деятельности - прокурор, проводящий проверку исполнения законов юридическими и должностными лицами. В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько субъектов и объектов надзора. Так, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение других законов может проверяться одновременно на нескольких объектах несколькими прокурорами.
Средства прокурорского надзора тесно связаны с рассмотренным выше понятием «полномочия прокурора». Под ними понимаются предусмотренные законом действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, с помощью которых он решает поставленные перед ним задачи.
По целям средства прокурорского надзора можно разделить на следующие группы:
- направленные на выявление нарушений законов; направленные на устранение выявленных нарушений законов (например, дача согласия на совершение определенных действий или принятие определенных решений и т.д.);
- преследующие цель предупреждения нарушений законов;
- направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона;
- обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов.
К правовым средствам, ориентированным на выявление нарушений законов относятся: требования от руководителей поднадзорных органов, учреждений, их должностных лиц; предоставление для проверки необходимых документов, их копий, материалов, статистических и иных сведений; выделение специалистов для оказания помощи в проверках, в проведении ревизий и аудиторских проверок; вызов должностных лиц для дачи объяснений по вопросам, имеющим значение для обнаружения случаев нарушения закона; истребования от органов дознания для проверки материалов уголовных дел; отдельных документов и др.
Правовыми средствами, направленными на устранение выявленных нарушений законов, служат: протесты на незаконные акты и действия должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, способствующих нарушениям; требования об отмене любых незаконных и необоснованных постановлений органов, а также постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих показания, мест содержания заключенных под стражу, о наложении дисциплинарных взысканий; требования о создании администрацией указанных учреждений предусмотренных законом условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; указания лицам, производящим дознание, и следователям об отмене или изменении меры пресечения.
К правовым средствам, предусматривающим предупреждение нарушений закона, относятся: санкционирование действий и решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом: дача согласия на совершение определенных действий или принятие решения и т.д. В целях предупреждения нарушений законов могут вносится представления.
Правовыми средствами, направленными на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законов, являются: возбуждение производства об административном правонарушении; представление с предложением о положении дисциплинарного взыскания.
Акты прокурорского надзора представляют собой документы являющиеся формой реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. К таковым относятся:
- протесты (ст. 23);
- представления (ст. 24);
- постановления (о возбуждении производства об административном правонарушении) (с. 25);
- предостережения о недопустимости нарушений закона (ст. 25.1).
Методика прокурорского надзора - научное понятие, означающее совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) наиболее эффективного выявления, устранения и предупреждения нарушений закона. Данные методы, приемы (способы) рассматриваются в научных работах, методических рекомендациях, направляемых в нижестоящие органы прокуратуры руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Российской Федерации. Некоторые из них находят закрепление в приказах и указаниях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обзорах и методических письмах.
Подводя итог по данному вопросу, отметим, что основные понятия дисциплины прокурорского надзора подразделяются на две группы в зависимости от того, является ли понятие правовой категорией закона или же не упоминается в нем, но присутствует в литературе по прокурорскому надзору. Знание этих понятий необходимо для более успешного изучения дисциплины «Прокурорский надзор».
Нами были рассмотрены следующие основные понятия, используемые в указанной дисциплине:
- прокурор;
- предмет прокурорского надзора;
- полномочия прокурора;
- объект прокурорского надзора;
- субъект прокурорского надзора;
- средства прокурорского надзора;
- акты прокурорского надзора;
- методика прокурорского надзора.
11. . Управление кадрами в органах прокуратуры
От уровня организации работы с кадрами, правильного подбора, расстановки, использования и воспитания прокурорских работников зависит эффективность выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению режима законности в стране. Прохождение службы и кадровое обеспечение...Организация кадровой работы является служебной обязанностью каждого руководителя прокуратуры. Все решения относительно кадров приобретают силу только после оформления приказом руководителя органа или учреждения прокуратуры. Наряду с прокурорами-руководителями работу с кадрами в органах прокуратуры осуществляют специальные подразделения, должностные лица, ответственные за кадровое обеспечение соответствующего органа, учреждение или в целом системы органов прокуратуры и именуемыми кадровыми службами.
Управление кадрами в прокуратуре определяется прежде всего существующей структурой построения системы органов прокуратуры, состоящей, как правило, из трех звеньев или трех уровней, единством и централизацией построения этой системы, подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим.
На уровне прокуратуры города, района и приравненных к ним прокуратур прокуроры-руководители, хотя и не обладают всеми полномочиями по управлению кадрами оперативного состава, тем не менее фактически осуществляют работу с кадрами не только вспомогательного, но и основного персонала. В частности, прокурор города, района:
• ведет учет и отбор кандидатов на вакантные должности помощников прокуроров и следователей;
• организует работу по повышению квалификации и обучению прокурорских работников;
• оценивает их работу;
• готовит и подписывает аттестации на своих заместителей, помощников, следователей и их помощников, специалистов;
•вносит предложения вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов;
· назначает на должность и освобождает от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей;
· налагает дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых им на должность.3.2. Управление кадрами в органах прокуратуры
На уровне прокуратуры субъекта РФ и приравненных к ним прокуратур вместе с прокурорами-руководителями функции кадровой службы осуществляют старшие помощники и помощники прокуроров субъектов РФ по кадрам, на которых возложена фактически вся работа по кадровому обеспечению прокуратур. Во многих прокуратурах этого уровня созданы самостоятельные отделы кадров. Эти подразделения организуют кадровую работу не только в аппарате прокуратуры субъекта РФ, но в нижестоящих прокуратурах городского и районного звена. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, руководят деятельностью прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленные Генеральным прокурором. Они в пределах своей компетенции назначают на должность и освобождают от должности работников аппарата, за
исключением своих заместителей, а также заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, следователей и других работников нижестоящих прокуратур. Прокурорам субъектов РФ делегировано право наложения дисциплинарных взысканий на прокуроров районного звена.
На федеральном уровне в Генеральной прокуратуре РФ основным субъектом кадровой службы является Генеральный прокурор РФ, который в соответствии с предоставленными полномочиями руководит системой прокуратуры и в частности:
• издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие порядок реализации мер материального и социального обеспечения;
• в пределах выделенной штатной численности и фонда
оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры;
· определяет полномочия структурных подразделений;
• устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.64 Глава 3. Прохождение службы и кадровое обеспечение...
Кроме того, именно в исключительной компетенции Генерального прокурора РФ находятся назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей; прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров; директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей. Кадровую службу в структуре Генеральной прокуратуры РФ представляет самостоятельное подразделение — управление кадров, состоящее из четырех отделов. Первый отдел занимается кадрами центрального аппарата. В компетенцию второго отдела входят организационно-методическое обеспечение, штаты и обучение кадров. Третий отдел занимается кадрами территориальных органов прокуратуры, а четвертый функционирует как отдел пенсионного обеспечения. Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ выполняет следующие функции:
•организует, направляет и осуществляет контроль за работой с кадрами в прокуратурах субъектов РФ, военных и специализированных прокуратурах;
· совместно с другими подразделениями осуществляет работу по подбору, расстановке, использованию, воспитанию и обучению кадров в Генеральной прокуратуре РФ;
· проводит проверки работы с кадрами, оказывает практическую помощь в организации кадровой работы;
· готовит материалы по кадровым вопросам для рассмотрения на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях при руководстве Генеральной прокуратуры РФ.
Важным направлением работы управления кадров является контроль за соблюдением порядка и условий прохождения службы в органах прокуратуры, исполнения органами прокуратуры требований законодательства, приказов и иных правовых актов Генерального прокурора по кадровым вопросам. Управление кадров также занимается подготовкой резерва для выдвижения на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей, начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ и их заместителей.
Соответственно отделы управления кадров готовят материалы о назначении и освобождении работников по долж-3.3. Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры ностям, назначение на которые являются исключительной компетенцией Генерального прокурора РФ, о присвоении классных чинов, по аттестации руководящих работников. Вопросами кадровой работы в Генеральной прокуратуре РФ занимаются также заместители Генерального прокурораРФ, начальники управлений и отделов, которые несут ответственность за формирование качественного состава прокурорских кадров.
12. Однако в любой прокуратуре организация работы начинается с двух взаимосвязанных элементов: правильной расстановки кадров и обеспечения слаженности их деятельности. Нужна оптимальная схема, которая, с одной стороны, позволит четко разграничить должностные обязанности между работниками, а с другой – наладить взаимодействие в процессе осуществления надзора и следствия.
В основе организации работы лежат общие принципы прокурорской системы: единство и централизация, независимость надзора от каких-либо органов и влияний, законность и гласность деятельности.
Вместе с тем немалое значение имеют и такие элементы, как: рациональное размещение и оборудование рабочих мест (удобное их расположение, оснащение средствами связи, техническими приспособлениями, предметами труда); обеспечение необходимыми для бесперебойной работы материалами и средствами (бумагой, бланками, справочной и методической литературой, научно-техническими средствами), – все это относится к научной организации труда (НОТ).
Внедрение НОТ в повседневную работу прокуроров и следователей позволяет избежать неорганизованности, свести к минимуму непроизводительные затраты сил и времени.
Научная организация труда имеет и социально-психологический аспект. Товарищеские и благожелательные отношения, готовность оказать коллеге деловую помощь, своевременно дать полезный совет оказывают позитивное влияние на работоспособность всего коллектива прокуратуры, способствуют мобилизации так называемого «человеческого фактора».
Обязанности распределяются так, чтобы не выпускать из поля зрения все участки работы, обусловленные задачами и полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказами и указаниями Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.
При распределении обязанностей используются различные принципы.
Первый из них – предметный. В соответствии с этим принципом весь объем работы распределяется между прокурором, его заместителем либо, если таковые имеются, заместителями и помощниками по направлениям (отраслям) прокурорского надзора.
Второй принцип – зональный, или территориальный. Он предполагает условное разграничение территории города (района) на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками. В некоторых субъектах Федерации в качестве зоны прокурорского надзора принято понимать территорию органа местного самоуправления (населенные пункты, административные территории и др.). Этот принцип чаще используется в прокуратурах с численностью оперативных работников более десяти человек и, как правило, для осуществления надзора за законностью правовых актов, исполнением законов в деятельности органов внутренних дел.
Практика показывает, что наиболее перспективным распределением служебных обязанностей является предметно-зональный принцип, который сочетает в себе возможности двух первых принципов.
Для обеспечения надзора за исполнением законов на конкретных предприятиях и в организациях применяется объектный принцип распределения обязанностей. Он используется для распределения надзорных обязанностей на одном объекте или группе объектов производственной или иной деятельности (например, на горно-обогатительном комбинате, агрофирме, машиностроительном заводе).
Применительно к организации предварительного расследования перечисленные принципы проявляются в специализации следователей по предметам (видам расследуемых преступлений) или участкам (зонам).
В приказах Генерального прокурора Российской Федерации выбор того или иного принципа организации работы районной (городской) прокуратуры жестко не ограничен. Важно, насколько адекватно избранный принцип отвечает штатной численности, профессиональной подготовке кадров и поставленным перед прокуратурой задачам.
Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепляется в формеприказа, который в данном случае представляет собой нормативный акт руководителя прокуратуры, регламентирующий основные вопросы организации и деятельности прокуратуры.
Приказ должен быть полным и охватывать все отрасли надзора, участки и направления деятельности прокуратуры. Формулировки приказа излагаются юридически грамотно, точно и конкретно с тем, чтобы каждый работник ясно представлял предмет своих функциональных обязанностей. Отдельным пунктом в приказе предусматривается взаимозаменяемость работников на периоды их временного отсутствия (отпуск, болезнь, другие уважительные причины).
В случае необходимости обязанности между оперативными работниками прокуратуры могут уточняться, а при наличии существенных изменений издается новый приказ. Некоторые прокуроры приказ о распределении обязанностей обновляют ежегодно, с учетом происшедших изменений в кадровом составе или других обстоятельств.
Рекомендуется следующий примерный порядок распределения служебных обязанностей.
Обязанности прокурора района (города) состоят, прежде всего, в общей организации работы прокуратуры. Довольно часто встречается формулировка «общее руководство». Речь идет о следующих функциях: планирование; контроль и проверка исполнения; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и все функции, возложенные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», процессуальным законодательством.
В прокуратурах крупных районов (городов), где по штату имеется несколько заместителей, обязанности по общей организации работы распределяются между прокурором и его заместителями. В этом случае прокурору «отходит» действительно общее руководство, организация и контроль за работой заместителей, координация деятельности правоохранительных органов, участие в заседаниях органов местного самоуправления и функции, определенные для него процессуальным законом и приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
Так, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 апреля 2000 г. № 56 прокурор района (города) может быть уполномочен непосредственно осуществлять указанный надзор.
Обязанности между заместителями распределяются, как правило, по предметному принципу. При распределении учитываются деловые качества каждого заместителя, специализация по направлениям прокурорского надзора и объем работы на соответствующих участках. Заместители должны знать «свой маневр», пределы компетенции и ответственности, иметь равномерную нагрузку.
Типичным является вариант, когда на первого заместителя возлагается организация надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, участие в рассмотрении судами гражданских дел; второй заместитель организует работу по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (имеются в виду органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные учреждения), а третьему заместителю остаются вопросы организации следствия в прокуратуре, участия в рассмотрении судами уголовных дел и надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Но чаще приходится распределять обязанности между прокурором и одним заместителем. При таком положении прокурор сосредотачивает в своих руках основные участки, с тем чтобы иметь возможность контролировать деятельность своих помощников и следователей. У него сосредотачиваются следующие вопросы и направления:
общее руководство деятельностью прокуратуры;
планирование работы прокуратуры;
организация прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на пресечение и предупреждение преступных проявлений;
законность разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, поступивших в прокуратуру;
координация деятельности правоохранительных органов региона по борьбе с преступностью;
организация взаимодействия с городским (районным) судом, контролирующими органами, органами местного самоуправления;
проведение в прокуратуре оперативных совещаний и координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
контроль исполнения руководящих документов вышестоящих прокуратур и собственных решений;
подготовка и воспитание кадров;
информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности;
обеспечение гласности в работе и связей с общественностью;
статистическая отчетность;
работа канцелярии;
вопросы гражданской обороны и безопасности прокуратуры и ее работников.
Остальные вопросы находятся в ведении заместителя.
Оправдан вариант, когда заместитель берет на себя организацию надзора за исполнением милицией соответствующего блока законов и вопросы участия в рассмотрении судом уголовных дел. Эти направления взаимосвязаны.
В некоторых прокуратурах на заместителя возлагаются обязанности по организации надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия в целом, включая следствие в прокуратуре и налоговой полиции. На остальных участках надзора работу организует прокурор. Он же руководит работой канцелярии.
Существуют, безусловно, и иные варианты распределения обязанностей между прокурором и заместителем или заместителями, важен охват всех участков деятельности прокуратуры и обеспечение слаженной работы.
Применительно к помощникам прокурора обязанности распределяются по следующим направлениям надзора:
исполнение законов органами местного самоуправления, органами контроля и управления, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами, а также законность издаваемых ими правовых актов;
исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
участие в рассмотрении судами уголовных дел;
участие в рассмотрении судами гражданских дел.
Если позволяют штатные возможности, на отдельного помощника возлагаются обязанности по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, а обязанности на других участках выполняют два или три помощника. При такой ситуации более уместен зональный принцип распределения работы.
Дополнительной обязанностью кого-либо из помощников является ведение контрольных экземпляров нормативных актов и систематической картотеки, а при наличии их электронной базы – регулярное ее обновление. Все помощники осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации, ведут в своей части предусмотренный Инструкциями по статистической отчетности[1]учет проведенной работы.