Последовательность изучения опасностей
В основе управления рисками в ЧС лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска, которая предполагает следующую последовательность изучения опасностей:
Стадия 1. Предварительный анализ опасностей, включающий себя:
- выявление источника опасностей:
- определение частей социальной системы, которые могут вызвать опасности;
- введение ограничений на анализ, то есть исключение опасностей, которые не будут изучаться, та как не имеют отношение к исследуемой ЧС.
На этом этапе очерчивается рисковая конъюнктура социальной сферы, изучается статистика происшествий, катастроф и ЧС, выявляются наиболее уязвимые места.
Стадия 2. выявление последовательности опасностей, которые могут вызвать ЧС социального характера. Например, возникновение трудностей с продовольствием, высокая инфляция, безработица, социальная напряжённость, столкновение на межэтнической почве, проявление религиозного экстремизма и так далее. Все эти опасности являются предвестниками острого социального конфликта и возможной ЧС (вооружённого конфликта или войны).
Стадия 3. Анализ последствий ЧС. Здесь необходимо чётко представлять, какие потери может понести та или иная социальная структура в случае возникновения ЧС (революции, гражданской войны, регионального межэтнического конфликта и так далее). На этой стадии деятельность по управлению риском требует больших финансовых затрат.
Данный подход возможен только в социально здоровом обществе и в мирное время. В дестабилизированном обществе (при угрозе войны, в условиях острых социальных конфликтов и революций, криминализации общества, при стихийных бедствиях и других неожиданных обстоятельствах) целесообразно использовать другие подходы и критерии для обеспечения безопасности и решения проблемы приемлемого риска.
В настоящее время наиболее эффективным способом управления рисками является моделирование процессов возникновения опасностей и угроз, их развития, перерастания в ЧС и устранения. Исследование опасностей по моделям, под которыми понимаются аналоги (математические, физические, компьютерные, модели-схемы и так далее) изучаемых объектов, в ряде случаев являются единственно возможными, например, при определении последствий войны, особенно ядерной, стихийного бедствия, техногенной катастрофы, криминальной ситуации и тому подобное. Результаты разработок и исследование модели по определённым критериям распространяются на оригинал или реальные процессы. Возможность переноса результатов, полученных в ходе построения исследования на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-то его стороны и свойства. При этом необходимо учитывать, что модель всегда упрощённая копия каких-либо свойств оригинала.
Модели могут быть статичными, отражающими структуру, взаимосвязи и состояние опасностей; простыми динамичными, характеризующими качественные изменения; сложными динамичными, отражающими качественно-количественные изменения (скачки и их эволюцию).
В настоящее время в связи с широким внедрением в обиход видеотехники, моделирование ЧС возможно с помощью видеофильмов по тематике социальных катастроф. Они помогают достаточно обстоятельно разобраться в той или иной критической ситуации, отображаемой на экране.
Существует несколько разновидностей компьютерных систем, с помощью которых осуществляется моделирование изучаемых процессов, в том числе потенциальных опасностей и угроз. Фактологические системы представляют собой механизм собирания, накопления и обобщения факторов опасностей. Хранение информации о тех или иных опасных процессах в разные моменты даёт возможность выявить тенденции, изменения, развивать позитивные и сводить их на нет или ослаблять негативные процессы (явления). Такие системы выполняют диагностические функции, позволяя по набору определённых признаков и их изменениям судить о состоянии исследуемых процессов, обеспечивая выработку рекомендаций для их прогноза и контроля.
Широкое распространение получили интерпретирующие компьютерные системы, позволяющие при наличии определённых условий и данной интерпретации знаний вскрывать наиболее обоснованные и и вероятные состояния опасных явлений. Компьютер здесь выступает как инструмент мыслительной системы, дающий возможность по-разному комбинировать условия, состояния процессов и исходные знания, чтобы те или иные выводы или собственные суждения согласовывались с максимальной совокупностью имеющихся фактов.
В моделировании также широкое распространение получили экспертные компьютерные системы, исполняющие роль консультантов. В этих системах в памяти закладываются знания множества, причём банк экспертных данных постоянно пополняется. Машина обобщает эти знания и приводит в определённый логический порядок. ЭВМ анализирует введённую в неё задачу с позиций знаний и выдаёт оптимальный ответ.
Методы нелинейного математического моделирования используются для изучения наиболее сложных и важных процессов возникновения и развития социально-политических, духовно-нравственных и военных опасностей и угроз. Моделирование опасностей и угроз будет способствовать обеспечению более точной диагностики развивающихся в природе и обществе процессов, выявлению степени риска ЧС, повышению эффективности принимаемых превентивных мер по обеспечению комплексной безопасности, существенному снижению финансовых затрат на предотвращение стихийных бедствий, техногенных катастроф, социальных конфликтов, а также обусловленных ими человеческих жертв и материальных потерь.
Задание к практической работе и контрольные вопросы
1. Табл. 1.2 дополнить столбцом "Фактическое значение в РФ", выполнить пункты 1-25 табл.1.2, внести фактические значения показателей безопасности в РФ и составить табл.1.3.
Таблица 1.3
Сравнительная таблица предельно критических значений показателей безопасности государства с фактическими значениями в РФ
№ п/п | Название показателя | Предельно критическое значение в мировой практике | Фактическое значение в РФ | Вероятные социально-политические, экономические и военные последствия (опасности) отставания |
Уровень потребления алкоголя на человека в год | 8 л | 16-18 л | Физическая деградация сознания |
Примечание: В табл.1.3 приведён пример заполнения одной строки задания.
2. Проанализировать таблицу, сделать выводы.
3. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
3.1. Что такое риск?
3.2. Какие разновидности риска Вы знаете?
3.3. Что собой представляет социальный риск?
3.4. Дайте характеристику понятия "политический риск".
3.5. Что означает приемлемый риск?
3.6. Охарактеризуйте методологические подходы к процедуре определения риска.
3.7. Что такое показатели и индикаторы опасностей и угроз?
3.8. Назовите особенности диагностики опасностей и угроз
3.9. Каковы критерии опасностей и угроз?
3.10. Что такое риск ЧС социального характера?
3.11. Как можно управлять рисками социального характера?
3.12. Охарактеризуйте стадии управления рисками ЧС
3.13. Какие проблемы необходимо решить для повышения эффективности управления рисками ЧС?
3.14. Что представляет собой моделирование ЧС социального характера?